Сегодня 13:42 26.04.2024

В конце прошлой недели произошло событие, заслуживающее внимание тем, что в нем самым невероятным образом пересеклись республиканские и городские векторы интересов. При этом даже сегодня, спустя почти неделю, многие из тех, кто был задействован здесь прямым или косвенным образом, до сих пор не представляют истинных причин и последствий произошедшего. Имеется в виду конфликтная ситуация между типографией «Джангар» и государственными газетами

В самом центре города

Не претендуя на конечную истину и не тратя времени на поиски правых и виноватых, «ЭК» попытается дать объективную картину произошедшего противостояния, эпицентр которого располагался и располагается в самом центре города. Ещё раз подчеркнём – в самом центре города, потому что географическая привязка в дальнейшем поможет многое объяснить. В том числе истинные мотивы и причины. Напомним, что в минувшую пятницу руководство типографии отказалось печатать очередные номера республиканских газет. Редакциям в ультимативной форме было предложено в кратчайшие сроки погасить текущие задолженности, что, по сути, явилось главным условием для продолжения работы. О том, как проходили переговоры газетчиков и полиграфистов, остаётся только догадываться. Скорее всего, их и вовсе не было. В результате калмыцкие газеты были отпечатаны в одной из ставропольских типографий. Следовательно, какие-то деньги за полиграфические услуги прямиком уйдут в соседний регион. Так же, как и за молочные продукты и многое другое, что в Калмыкии не производится. Если посмотреть на перспективу, то это вполне может закончится крахом отрасли печати в регионе. Можно сказать, что в пятницу произошёл нетипичный случай. На нашей памяти были моменты, когда какая-либо местная газета не по своей воле была вынуждена печататься за пределами республики. Первой газетой оказавшейся в опале власти и печатавшейся в Ставрополе была «Советская Калмыкия» под руководством Ларисы Юдиной (убита в 1998 году приспешниками К. Илюмжинова – С.Васькиным и В.Шануковым). 

В 2009-2010 годах из типографии были выдавлены муниципальная «Элистинская панорама» и частная «Степная мозаика». Главной причиной стал конфликт между главой республики К. Илюмжиновым и мэром Элисты Р. Буруловым. В последние два года такая же участь постигла «Известия Калмыкии», которые заняли непримиримую позицию по отношению к действующей региональной власти. Так что типография использовалась властями в качестве инструмента наказания неугодных СМИ. Весь парадокс в том, что в нынешней ситуации республиканские газеты повторяют путь оппозиционных изданий, хотя политическая подоплека напрочь отсутствует. 

Жизнь в долг

Не секрет, что за последние годы отношения между полиграфистами и редакциями газет были далеки от идеальных. Дело в том, что они осложнялись долгами со стороны газет, что со временем превратилось в хронический процесс. Главная беда со стороны редакций была в так называемой подписной кампании, навязываемой сверху и проводимой с использованием административного ресурса. Это одна из причин нынешнего кризиса вкупе с недостаточным финансированием газет. Как показывает опыт, власть вспоминает об их проблемах накануне важных выборов, по победоносным итогам которых щедро вручает грамоты и благодарственные письма. И получается, что нынешняя предвыборная кампания в Госдуму таковой не является, потому как в печатной отрасли всё пущено на самотёк. Надеемся, что конкуренты партии власти скажут ей за это спасибо.    

Но продолжим о подписке по разнарядке. Частенько руководители организаций в районах республики оформляли подписку по гарантийным письмам, лишь бы от них отстали, и в конечном результате до фактической оплаты не доходило. В итоге типография печатала и отпускала газеты в долг. А такая ситуация чревата серьёзными последствиями. По нашим сведениям, работники «Джангара» не получали зарплату с марта месяца этого года. Они разуверились в обещаниях со стороны должников и их позицию можно понять и объяснить, пусть даже высказанной в такой категоричной форме. У всех есть семьи, которые надо содержать.    

Здесь самое время вспомнить, как три года назад власть реформировала подконтрольные ей СМИ. Все газеты и издания были объединены в одну структуру. Тогда было много ободряющих разговоров о «перспективах, развитии и высоких зарплатах в 25 тысяч рублей», путь к которым лежит через «холдинг» (то бишь информагентство «Калмыкия»), «прибыль» и «самоокупаемость» провозглашёнными «отцами-основателями». Интересно, что застрельщиками затеи выступили люди, которые в своей жизни никогда в СМИ не работали. Расчёт, как это часто происходит во власти, был на собственные «интуицию, импровизацию и смекалку». Как в истории с другими мертворожденными проектами – откормочным комплексом под Кетченерами и городовиковской птицефабрикой. По нашей «традиционной» схеме – много разговоров, выхлоп нулевой. 

Сегодняшний день доказывает обратное – долги стали привычными спутниками информагентства, как заведомо убыточного детища. Напомним, что в самом начале истории ему был присвоен ярлык «проект главы региона», а в последнее время чиновники стараются это не вспоминать. Но говорят что горячие головы в «Белом доме», приложившие руки к созданию «холдинга», до сих пор не угомонились. Сейчас там всерьёз размышляют о создании первой калмыцкой кинокомпании, естественно, на базе агентства «Калмыкия». Вот действительно счастливые люди, и им ещё есть чего хотеть. 

Худший прогноз

Другая причина сегодняшнего конфликта между полиграфистами и газетчиками скрыта за стенами типографии. Несведущие люди могут запросто спросить: «Да почему «Джангару» не хватает денег? Первый этаж здания расположенного в самом центре города практически полностью сдан в аренду коммерческим структурам. Даже навскидку получается очень хорошая сумма». Но в том-то и дело, что собственно типография, её нынешний трудовой коллектив с этого ничего не имеет. Совсем немалые денежки прямиком идут в карман настоящих владельцев здания. И здесь нелишне вспомнить, как происходило акционирование республиканского предприятия. В чьих руках оказались основные пакеты акций, и кто в итоге смог «отжать» бывшие производственные помещения первого этажа. В этом вся разгадка, как коллективу сотрудников досталась морально и физически устаревшая материальная база, а ушлым дельцам хлебные места. Говорят, что среди везунчиков есть даже бывший партократ. Старичок проявил себя настоящей «акулой бизнеса» и до сих пор регулярно печатает свои творения в разорённой типографии. Другие акционеры представляют бывшее руководство предприятия и людей из власти, которые своё участие в деле упорно скрывают. В таких условиях нынешнему коллективу типографии  можно посоветовать через суд аннулировать акционирование, изгнать дельцов и вернуть себе все помещения. Таким образом можно будет решить много проблем. И время в этом деле терять нельзя. Есть версия, что сегодняшний конфликт это один из шагов к полному банкротству предприятия. Ведь ещё есть весьма влиятельные и не в меру предприимчивые люди, мечтающие заполучить свой «кусок пирога» в центре города. Им покоя не дают ещё второй и третий этаж здания типографии. По их прикидкам, эти помещения можно сдать в аренду. Говорят - желающие уже выстроились в очередь. 

Надо сказать, что такой прогноз при полном отсутствии менеджмента в типографии весьма возможен. Не секрет, что директор типографии Юрий Ненькин иных заказчиков кроме как республиканских газет не имеет. Это совершенно мизерный «запас прочности», что абсолютно не гарантирует финансовой самостоятельности и выживаемости. Демарш газет лишь увеличил число потенциальных недоброжелателей, что в итоге может привести к полной изоляции. Ясно, что заказы из других регионов здесь никто не разместит ввиду высоких тарифов. Положение усугубляется тем, что долговая цепочка тянется к ресурсоснабжающим компаниям, которым типография в свою очередь задолжала за свет и тепло. Можно сказать, что ситуация вокруг «Джангара» это классический пример кризиса неплатежей царящего в дотационном регионе. 

Каким будет выход из нынешнего полиграфического кризиса пока до конца не ясно. Очевидно, что никакая газета никогда не сможет обзавестись собственной типографией. Хотя попытка уже была. В 2009 году мэрия Элисты во главе с Р. Буруловым приобрела для газеты, как было написано в отчётах, комплект «мини-типографии». На самом деле это был набор разрозненного и устаревшего оборудования, годного для печати бланков. Но тянул он, судя по тем же отчётам, аж на 11 миллионов рублей. О тех событиях наверняка хорошо помнит нынешний «сити-менеджер» С. Раров, работавший тогда замом Бурулова. «Мини-типографию» разместили в здании бывшего малокомплектного детского сада по улице Изотова, подальше от посторонних глаз. Каким-то образом газету печатали, благо тираж был небольшой. Говорят, что один из тех, кому доверили провести сделку по покупке «мини-типографии», надул патрона и в итоге обзавёлся квартирой. 

Виктор ЭРДНЕЕВ