Сегодня 16:58 26.04.2024

Не секрет, что официальные республиканские СМИ частенько публикуют различного рода рейтинги или ссылки на них, где всё, что связано со степным регионом поступательно движется вверх. Изучишь их и просто диву даёшься – то по развитию ЖКХ Калмыкии по праву занимает лидирующие позиции, то глава региона Алексей Орлов поднялся на несколько позиций «в соперничестве» с другими губернаторами. Или ещё в каком-нибудь топ-листе мы «впереди планеты всей». Отсюда столь трепетное отношение к этому полюбившемуся жанру.

Строка в таблице

Здесь невооружённым глазом видно желание властей предстать в выгодном для себя свете в глазах земляков. С полудетской наивностью замазать очевидные провалы. Насколько нам известно, разного рода рейтинги назойливо спускаются пресс-службой главы РК в местные СМИ, а довершает дело последующая цепь «мнений» и «комментариев», восторгающихся очередным «успехом». Мол, развиваемся «поступательно», «эволюционно», «основа есть», вот сейчас рванём в «прорыв» и будем жить богато-дорого. Плюс к этому различные официальные выкладки о «среднем» размере зарплат или об «увеличении» доходов на душу населения. А обывателям остаётся только недоумевать – если на страницах газет всё так гладко и сладко, как в чудесной сказке, то почему же мы никак не разбогатеем и не заживём счастливой сытой жизнью?

Но, похоже, недавняя публикация в федеральном издании надолго отобьёт охоту у наших доморощенных «идеологов» обращаться к любимому жанру, а от самого слова рейтинг они не раз будут просыпаться в холодном поту. Всё дело в том, что в деловом еженедельнике «Профиль» (№ 8 (943) от 7 марта 2016 года, статья «География бедности») был опубликован рейтинг российских регионов по доле неимущего населения. Говоря простым языком, рейтинг бедности. Так вот наша родная Республика Калмыкия занимает в нём первое место, как субъект России с самой высокой долей бедных людей. В качестве одного из основных критериев учитывалась численность населения с денежными доходами ниже величины прожиточного минимума в процентном отношении от общей численности населения. Таковых в степном регионе оказалось 34,7 % (!). То есть согласно исследованию у нас больше трети людей проживают за чертой бедности. Это самое дно пропасти. Дальше падать просто некуда. Чуть выше нас неблагополучные в этом плане Тыва и Ингушетия. 

 

Не формат

Интересно, что буквально лет пять-шесть назад, когда мы прочно обосновались в последней десятке, рядом с нами находился Дагестан. Но ситуация в корне изменилась. Мы последовательно скатывались вниз, а наши соседи сейчас замыкают двадцатку самых успешных регионов. Отметим, что в тройку самых богатых входят Ямало-Ненецкий автономный округ, Республика Татарстан и  Белгородская область. В общем, есть на кого равняться, если отбросить лукавство и честно признать своё незавидное положение. А вот с этим у нас всегда были проблемы. 

Подчеркнём, что «Профиль» - еженедельник авторитетный и популярный, выпускается совместно с журналом «Der Spiegel». Его можно без проблем приобрести в розницу.

Но почему-то наши власти и все назначенные ею ответственные за СМИ эту публикацию оставили без внимания. Скорее всего, и это больше похоже на правду, «крамольный» номер «Профиля» был проигнорирован. Потому как «не формат» и не укладывается в бытующий для местного пользования «имидж» республики. Можно предположить, что в уютных кабинетах пресс-службы, администрации главы, отделе внутренней политики (в дотационной республике есть даже такой!) с унылым видом пролистали журнал, посудачили насчёт рейтинга и постарались поскорее его забыть, втайне надеясь, что до массового читателя этот материал не дойдёт. Или робко моделировали ситуацию на будущее – чем крыть, на что теперь ссылаться? Вроде как свято верили в собственные раскладки и хотели, чтобы и мы в них верили, а тут такой конфуз. Теперь одних оправданий будет явно недостаточно. Тем более, что информацию «Профиля» не оспоришь. Любой приехавший к нам гость, покрутившись день по Элисте, поймёт, что здесь благополучием не пахнет. И картину не спасут стайки иномарок, как правило, взятых в кредит. 

Согласимся, что причин у нынешнего незавидного положения Калмыкии, как самого бедного региона страны предостаточно. Тут и объективные причины и роль отдельных обличенных властью лиц. На наш взгляд, в этом одну из определяющих ролей играет низкий во всех отношениях уровень развития столицы республики. Ведь по идее наш стольный град должен выступать эдаким локомотивом, придающим динамику всей республике. В Элисте сосредоточен основной людской потенциал, экономические мощности и вращаются основные финансовые потоки. Есть всё, что отличает город от периферии. Так почему же этот арсенал «не стреляет», ведь у большинства горожан есть желание изменить жизнь к лучшему и жить лучше?

 

Выбора нет

Ответ лежит в новейшей городской истории, которая не может похвастать тем, что целенаправленно и плодотворно создавала условия для развития. Вернее те, кто находился у горнила городской власти, и кто этим должен был заниматься в соответствии со своими должностными обязанностями. Они об этом не задумывались. Можно сказать, что сегодняшнее падение на дно началось не вчера. Это результат целой цепи негативных событий, ввергнувших город в затянувшийся кризис. Вспомним, как на рубеже 2008-2009 годов разразилось скандальное противостояние главы региона Кирсана Илюмжинова и мэра Элисты Радия Бурулова. Конфликт парализовал городскую власть и хозяйство до весны 2010 года. За это время многое было безвозвратно упущено. Пока в Элисте шли разборки за власть, соседняя Махачкала четыре раза успела войти в федеральный проект «Новые дороги – городам России». Столице Дагестана были выделены солидные средства, и многие улицы были капитально реконструированы и приведены в порядок. Наш город попал в проект только один раз в 2010 году, когда его реализация завершилась. В эти же годы в Махачкалу зашёл солидный китайский инвестор, занявшийся масштабным строительством. А столица Калмыкии периодически напоминала о себе порциями компромата, щедро выливавшимся противоборствующими сторонам в федеральные СМИ. 

После поражения сторонников экс-мэра наступило некоторое затишье. Но весной 2012 года ему наступил конец. Внутри городской власти разразился глубокий политический кризис, продолжавшийся до 2014 года. В результате столица республики снова оказалась «вне игры». Этому был посвящён целый ряд критических материалов «ЭК». То было время упущенных возможностей. Напомним, что в целом по стране экономическая ситуация была благополучной. Последствия экономического кризиса 2008-2009 годов успешно преодолевались высокими ценами на нефть. Деньги в федеральном бюджете имелись и дотации направлялись адресатам, в том числе и Калмыкии, без проблем. Более того, Москва требовала от регионов разработки экономических программ развития и готова была выделить средства на условиях софинансирования. Но к работе в таких условиях городские власти не были готовы. А если и участвовали в целевых программах, то это заканчивалось это неприятными разбирательствами и негативным резонансом. Вспомним набившую оскомину реализацию федеральной программы переселения граждан из аварийного жилья. Кстати, 167-квартирный жилой дом для переселенцев у Колонского пруда должен быть сдан в эксплуатацию в следующем месяце. По крайней мере, такие сроки были озвучены властями.

В заключение не будем лишний раз заострять внимание на нынешнем кризисе. Здесь и так всё ясно – в Москве с деньгами сейчас туго. Но всё же хотелось бы знать, как наши власти собираются карабкаться вверх? И есть ли у них на это желание?

Виктор ЭРДНЕЕВ