Сегодня 00:17 27.04.2024

Мир, страна и наша республика переживают не самые лучшие времена. Экономический кризис, пандемия и политические потрясения стали рутиной в 2020 году. Все перечисленное можно назвать настоящей стресс-проверкой и для государственной системы, и для общества, и, особенно, для корпуса малого и среднего предпринимательства.

Наш гость, Виктор Степанович Куюкинов, известен своей активной общественной и благотворительной деятельностью, а также твердыми политическими убеждениями. Темой сегодняшней беседы стали веяния нового времени, экскурсы в историю и напрашивающиеся в этой связи параллели.

- Вынужденная изоляция и прочие потрясения показали нам, как важно проявлять неравнодушие. Своеобразным «открытием» для многих людей стало то, что наши сограждане способны на огромное человеколюбие. То и дело мы наблюдали за тем, как стихийно появляются новые виды благотворительности и способы помочь нуждающимся. Калмыкия не стала исключением. Да и лично Вы не остались в стороне, организовав раздачу продуктовых наборов людям, оказавшимся в тяжелой жизненной ситуации. Впрочем, Вы и раньше занимались такого рода благотворительностью. На Ваш взгляд, гуманизм – это естественна потребность человека?
 
- Я считаю, что любой человек, у которого есть возможность оказывать помощь – обязан помочь ближнему. Это не обязательно может быть помощь материальная, это могут быть просто слова поддержки, сочувствия, а это, порою бывает важнее. Перефразируя известный афоризм, скажу: Человек человеку – человек. В самом начале, в первые месяцы  самоизоляции,  мною была организована гуманитарная помощь, в виде продуктовых наборов, малообеспеченным семьям, многодетным и другим социально не защищенным землякам. Естественно, не забываю я о людях, которые работают у меня. Знаю, что ряд других калмыцких предпринимателей активно оказывали поддержку людям в острый период пандемии. И я вовсе не считаю такие поступки чем-то великим, повторюсь, что ближним надо помогать. Но не понимаю тех, кто мог бы помочь нуждающимся, но не помог.

- Насколько мне известно, благотворительностью и помощью людям Вы стали заниматься задолго до пандемии. И даже имеете правительственные награды за эти деяния.

- Да, еще в начале двухтысячных по ходатайству нескольких ветеранов ВОВ, меня представили к Ордену Защитника Отечества. Еще есть вторая награда, чуть скромнее, название ее я уже не помню.

- Почему, на Ваш взгляд, зачастую альтруизм воспринимается в штыки? Ведь каждый раз, когда идёт речь о проявлении лучших сторон человека, возникает множество людей, которые не видят добра, но, напротив, обвиняют в неискренности или укоряют в том, что сделано слишком мало.

- Да, есть такая категория людей, сталкивался, к сожалению. Ни один человек не застрахован от появления таких завистников, наверное, как правильно назвать этих людей? Ими управляют комплексы какие-то.  Я перед ними никогда не оправдываюсь, я таким говорю: Ну сделайте тогда лучше или хотя бы сделайте половину того, что сделано было мной и другими неравнодушными. Пока желающих не нашлось.

- Пандемия, помимо всего прочего, вскрыла множество системных проблем, которые, наложившись одна на другую, прямо теперь ведут хозяйство страны к очередному витку экономического кризиса. Не однократно мы слышали критику власти в том плане, что обозначенные программы поддержки не работают или работают некорректно. Это стало причиной того, что многие бизнес-проекты разорились, другие теперь стоят на грани банкротства. Так каково это – быть предпринимателем в современной России?

- Не скажу, что именно пандемия вскрыла какие-то проблемы в нашей экономике, они начались задолго до коронавируса, со времен аннексии Крыма. И тут еще можно привести огромный список факторов, которые, так или иначе, повлияли на экономический коллапс в стране. Заслуга в этом сами понимаете чья. Да, пандемия послужила мощным, отрицательным толчком для бизнеса, особенно для малого, а реальной помощи от государства как не было, так и нет. Но, по моему мнению, малый бизнес в России был обречен, пандемия лишь ускорила его «смерть». Предпринимательство в России постоянно связано с многочисленными рисками. Часто, с высоких трибун нам вещают о поддержке, финансировании и прочей помощи малому и среднему предпринимательству, но на деле выходит так, что реальная помощь оказывается крупным госкорпорациям, а остальным уже как повезет. От того и растет ежегодно число обанкротившихся и полностью «прогоревших». Поэтому, чтобы быть предпринимателем в России, одного желания иметь недостаточно. Даже имея на старте необходимый капитал, шансы быть в прибыли, очень и очень малы.

- В последнее время все чаще стали раздаваться предположения, что страна, в определенном смысле, движется в сторону новых «90-х», на Ваш взгляд, такие сравнения корректны хоть в какой-то степени?

- На мой взгляд, 90-е годы, при всех ее ужасах и минусах, вселяла во многих надежду и некоторую уверенность о счастливом будущем. Лично у меня было ощущение, что страна движется в верном направлении. Всё было пропитано «духом демократии». Не было цензуры в СМИ, на телевидении и в печатной прессе был распространен такой жанр, как политическая сатира. Теперь вспомним, кто у нас в телевизоре – Соловьев, Киселев и Камеди клаб. Поэтому, в этой плоскости, сравнивать 90-е и нынешнее время никак нельзя. Что касается остальных современных явлений, то некая взаимосвязь с 90-ми все же имеется. Но это уже отдельная, обширная тема, требующая немало времени для такого разговора.

- Раз уж речь зашла о «90-х», периодом, который в нашей стране характеризуют, как время накопления первичного капитала, расскажите подробнее о своем опыте. В частности, сегодня время от времени можно услышать разного рода инсинуации относительно того, каким образом вы получили в свое распоряжение главный актив – гостиницу «Элиста». Можете рассказать об этом подробнее?

- Как сейчас помню, эта история началась 7 января 1997г. В тот день, меня вдруг пригласил к себе в кабинет, первый глава Калмыкии Кирсан Илюмжинов, тогда эта должность называлась президент. К слову, в то время, я относился к нему если не с уважением, то вполне благосклонно. И на той встрече он предложил мне должность директора гостиницы. На мой удивленный вопрос: «Почему именно я?», он ответил так: «Я давно наблюдаю за калмыцкими предпринимателями, как они работают, выискивал их выгодные ракурсы и в итоге выбор пал на Вас. Дело в том, что в 1998году в Элисте пройдет Всемирная шахматная олимпиада, а строящийся к этому мероприятию Сити Чесс, может не вместить в себя участников и гостей со всего мира. Поэтому, я надеюсь, что возглавив гостиницу «Элиста», вы приведете ее в надлежащий вид». Тогда я спросил у него: «Могу рассчитывать на какую-то финансовую помощь в этом плане?», Илюмжинов ответил: «На финансовую – маловероятно, а морально я всегда поддержу». В итоге я согласился. Собственные средства закончились еще на первых этапах ремонта здания, кроме всего прочего, кредиторская задолженность гостиницы составляла несколько миллионов, по сути она (гостиница) была банкротом. Мне пришлось целый год обивать порог Управления по банкротству, согласовывать там все финансовые проволочки. И сколько бы я писем и запросов не отправлял, ответ всегда был один – денег нет, крутитесь сами. Тогда я обратился за помощью к тогдашнему мэру Элисты Вячеславу Шамаеву, увы, и он не смог мне ничем помочь, а только лишь сказал: «С деньгами любой дурак справится, а ты попробуй без денег». Очередным шагом моим было написание заявления с просьбой «акционироваться», президент этот шаг одобрил, и заявление мое подписал. Это дало мне с остальными акционерами возможность заложить часть недвижимого гостиничного имущества и взять деньги под ипотеку. Эта операция прошла успешно, мы полностью отремонтировали гостиницу и погасили часть долга. И к Олимпиаде мы были готовы. А после окончания Олимпиады, меня вызвал к себе глава администрации Илюмжинова, Игорь Шалхаков, вручив мне почетную грамоту, говорит: «Спасибо, Виктор Степанович за Ваш труд, а теперь передайте нам акции гостиницы». Естественно я отказался, так как без собрания акционеров я не имел права кому-либо передавать акции. На собрании, я передал акционерам те требования, который выдвинул мне белый дом, акционеры сказали ни в коем случае не отдавать акции и держаться. С тех пор вот и держусь. И вот с того момента, начался непрекращающийся шквал негатива в мой адрес, сколько грязи было вылито на меня в местных СМИ, столько нового я о себе узнал тогда. Да и сейчас, нет-нет, да и проскакивает на мелких информплощадках крамола в мою честь. А сколько уголовных дел было заведено на меня, но ни одно не было доведено до конца. Вот так и живем.

- Напоследок, абстрактный вопрос. Какой Вы видите идеальную Республику Калмыкия будущего?

- К сожалению, в современной ситуации, от нашего народа мало что зависит. Я сомневаюсь, может ли в настоящее время жители Калмыкии влиять на свое будущее. Сами посудите, все высокие должности занимают пришлые люди, вся наша республиканская верхушка работает с оглядкой на Кремль, а не на свой народ, наше мнение никого тут не интересует, вообще. Если будут какие-то кардинальные перемены в политической ситуации в России, тогда и стоит ждать каких-то сдвигов и в Калмыкии, и уже на фоне этих сдвигов, поймав волну, строить идеальную Калмыкию. Это всё что я могу сказать.

Беседовал Вячеслав Убушиев