Сегодня 03:33 26.04.2024

В Интернете бурно обсуждаются две инициативы главы РК Бату Хасикова. Первая ― об изменении «Степного Уложения» ― Конституции РК. Вторая ― об изменении названия проспекта имени Остапа Бендера.

Хочу изложить свое мнение. Начну с первой и более важной темы, об изменении Конституции республики.

Понимаю, что Б. Хасиков затеял этот разговор не на пустом месте. Не собираюсь гадать, зачем и для чего он это делает, но вспомнил события весны 1994 года и сначала хочу напомнить о них всем, кто прочтет мой текст.

В марте-апреле 1994 года Кирсан Илюмжинов и его сообщники сочинили и утвердили на так называемом Конституционном Собрании основной закон республики. Впоследствии под давлением возмущенной общественности и прокуратуры РК в «Степное Уложение» вносились изменения, т. к. текст документа противоречил Конституции России. Но один из главных пунктов «Степного Уложения» до сих пор не соответствует российской Конституции и лишает Калмыкию статуса государства.

В статье 1 «Степного уложения» написано: «Республика Калмыкия есть равноправный субъект Российской Федерации…».

Между тем в Конституции Российской Федерации записано: «Республика (государство) имеет свою конституцию и законодательство. Край, область, город федерального значения, автономная область, автономный округ имеет свой устав и законодательство».

Теперь обратимся к Конституциям других республик, входящих в состав России.

Конституция Татарстана: «Республика Татарстан ― демократическое правовое государство…».

Конституция Дагестана: «Республика Дагестан есть единое демократическое правовое государство…».

Конституция Якутии: «Республика Саха (Якутия) является демократическим правовым государством…».

Конституция Ингушетии: «Республика Ингушетия ― демократическое, правовое, светское государство…».

Конституция Бурятии: «Республика Бурятия есть суверенное демократическое правовое государство…».

Конституция Карелии: «Республика Карелия есть республика (государство)...».

Кирсан Илюмжинов и его сообщники лишили нашу родину статуса республики – государства.

Убежден, что это и было его целью. Так он прогнулся под Б. Ельцина, спас себя и получил своеобразную индульгенцию после событий октября 1993 года, когда он оказался в числе противников первого президента России.

Я и мои соратники, в особенности Семен Атеев, многие годы требуем восстановления закрепленного в Конституции России статуса нашей республики как государства в составе Российской Федерации.

Кроме того, считаю, что созрел вопрос об изменении названия нашей республики. Давно пора отказаться от навязанного нашему народу прозвища ― калмыки. Мы ― ойраты, западные монголы. Поэтому название нашей республики должно быть, по моему мнению, Ойратская Республика.

Предлагаю главе Республики Калмыкия и Народному Хуралу (Парламенту) Республики Калмыкия:

Изменить название Республика Калмыкия на Ойратская Республика.

Отказаться от названия «Степное Уложение», оставив слова: Конституция Ойратской Республики.  

Статью 1 Конституции Ойратской Республики изложить в следующей редакции: «Ойратская Республика ― демократическое правовое государство в составе Российской Федерации».

Вторая инициатива Бату Хасикова об изменении названия проспекта имени Остапа Бендера и возвращения проспекту прежнего названия меня также очень заинтересовала. Если мне не изменяет память, в 1998 году бывший проспект генерала Анацкого был переименован в проспект Остапа Бендера.

Уже тогда многие выражали недоумение, некоторые возмущались, а я от души смеялся над этой инициативой К. Илюмжинова и говорил, что он сделал это в честь себя родного, т. к. считал его калмыцким О. Бендером авантюристом, лжецом и проходимцем. С той лишь разницей, что Бендер все же «чтил» уголовный кодекс» и не нанес ущерба целому народу.

Надеюсь, что скоро мы узнаем, почему Б. Хасиков предлагает переименовать данный проспект и вернуть ему прежнее название. Не дожидаясь его откровения, сообщаю, что лично я согласен с первой частью его предложения.

Проспект не должен носить имя литературного героя, не имеющего никакого отношения к нашей республике, кроме того, что по его (Бендера) инициативе два студента были отправлены в калмыцкие степи для организации заготовительных пунктов.

Предлагаю назвать проспект именем калмыцкого хана ― Аюки-хана. Этот выдающийся государственный деятель нашего народа, по моему мнению, заслуживает этого. В Элисте достаточно улиц и памятников, посвященных многим славным героям и легендарным людям нашего народа, но нет достойного мемориала в честь великого хана.

Убогий (это моя субъективная оценка) памятник, который находится в городе Лагани, не соответствует масштабу его личности. Не отражает истинное величие властелина и полководца, каковым был Аюка-хан. Известный русский историк Н. Н. Пальмов именем, которого назван государственный музей Калмыкии, сказал об Аюке-хане: «Слава Аюки была славою калмыцкого народа…».   

Валерий БАДМАЕВ