Сегодня 22:31 26.04.2024

Почему карты систем Яндекс, Google и Bing все чаще выводят спорные участки как лиманские земли, а карту Калмыкии - в урезанном виде?

Проблема межрегиональных границ носит общефедеральный масштаб. К октябрю 2019 г. по всем правилам, то есть с внесением данных в Единый государственный реестр недвижимости (ЕГРН), оформлены всего 31%. В эту скромную цифру вошли сведения о межрегиональных границах Москвы, республик Бурятия, Калмыкия, Саха (Якутия), Пермского края, Амурской, Астраханской, Владимирской областей, Ханты-Мансийского и Ямало-Ненецкого автономных округов.

Теория заговора в Росреестре?

Как видим, Калмыкия и Астраханская область в числе передовиков. Сей факт означает проведение большой предварительной работы: создание рабочих групп, оптимизацию региональных законов, установление границ спорных территорий, а также их текстовое и графическое описание. Кроме того, информация ведомства говорит о проведении анализа имеющихся документов и картографических материалов, выявлении расхождения в прохождении границ между субъектами на различных картографических материалах. И, наконец, о принятии решения об определении местоположения границ, подготовке Дорожных карт реализации мероприятий.

Выполнили ли эту работу Элиста и Астрахань? Конечно же, да, но информация о ней зачем-то тщательно скрывается от общественности. Интересно, что ситуация вокруг границ регионов и населенных пунктов практически не освещалась региональными СМИ в годы правления Алексея Орлова, если не считать специального расследования газеты «Калмыкия сегодня» (см. № 39 (551) от 11 октября 2017 г. – ред.) о предвзятом отношении погрануправления ФСБ РФ по Калмыкии и Астраханской области к лаганским рыбакам.

Вместе с тем Росреестр не делает никакой тайны для центральных российских СМИ. Например, в статье «Регионам некуда вешать замки» («Коммерсантъ» от 27.11.2018 – ред.) утверждается: «Полностью записаны в ЕГРН границы Астраханской области и Калмыкии, которые спорили за 390 тыс. га так называемых черных земель. В 2003 году президиум Высшего арбитражного суда отдал их Астраханской области». В советские времена подобного рода информацию непременно обсудили бы на уровне Обкома КПСС, а в нынешние – управление по внутренней политике главы РК и бровью не ведет. Причина тут, на наш взгляд, в «вырождении» существующих форм правления: во-первых, в руководство РК назначают неподготовленные кадры, во-вторых, жребий почему-то падает на руководителей с учетом денационализации личности, то есть полной утраты национального самосознания.

Естественно, такие горе-руководители быстро обрастают чемоданами компромата и становятся абсолютно управляемыми: в любой момент можно посадить, а можно – веревки из него вить. Ряд наблюдателей считает, что группа федеральных ведомств по согласованию с российским правительством могла воспользоваться ситуацией и задействовать Алексея Орлова с Игорем Зотовым в заговоре. Говоря проще, денационализированным руководителям перед их неминуемой отставкой предложили предать жителей, республику, национальные интересы калмыцкого народа в обмен на личное благополучие – уютные места в Совете Федерации.

Конечно, и уважаемый «Ъ» далек от совершенства: не смог разобраться с полномочиями высшего Арбитражного суда РФ, не перепроверил информацию Росреестра, но от факта никуда не деться. Внесение в ЕГРН сведений о границах между субъектами означает завершение огромной предварительной работы по их установлению и описанию, подтверждение актуальности Актов о проведении землеустроительных работ высшими исполнительными органами субъектов Российской Федерации.

Коррумпированный орган

Вспомним, что установлением границ по заказу регионов и муниципалитетов занимаются разные компании, обычно не контактирующие друг с другом. При этом у каждого региона своя геодезическая система со своими технологическими различиями. При предоставлении данных в Росреестр с наложением границ программа такие координаты просто не принимает. В этом случае специалистов Калмыкии и Астраханской области отправят договариваться между собой. То есть чересполосицы (расположения земельных участков одного хозяйства полосами вперемежку с чужими участками) априори быть не может.

А в Публичной кадастровой карте Росреестра (на верхнем фото) информация замаскирована, например, сложно определить - кому все-таки принадлежат три обособленных участка территории общей площадью 390 000 га (участки площадью 3271 км², 214 км² и 486 км², всего 3983 км²). Однако в последнее время карты систем Яндекс, Google и Bing все чаще выводят спорные участки как лиманские земли, а карту Калмыкии - в урезанном виде. Здесь надо понимать, что в картографии нет места «свободному творчеству», любой образец является копией данных АО «Роскартография» – госкомпании, осуществляющей деятельность в интересах органов государственной власти Российской Федерации, а также в целях обеспечения обороноспособности и безопасности государства.

По мнению экспертов, сегодня правительство России в который раз решило осторожничать в вопросе существующих 32-х территориальных конфликтов между субъектами РФ. Хотя время настоятельно диктует принятие законопроекта «Об административных границах субъектов РФ», с целью создания «организационных и правовых основ установления и изменения административных границ субъектов РФ». Почему-то правительство предпочитает возложить установление границ между субъектами Федерации на региональные органы государственной власти, отстранившись от выработки общих принципов разрешения территориальных споров. Предпочитает точечное разрешение каждого конкретного противоречия. Похоже, такой вариант реализован на примере Калмыкии, благодаря чемодану компромата и денационализированной личности Орлова.

Конечно, это только версия, вытекающая из репутации Росреестра, традиционно известного как весьма коррумпированный орган, уступающий, конечно, судам всех видов по степени разложения, но по объёмам разного рода незаконных доходов в силу масштабности превосходящий судебную систему. Росреестр сегодня – влиятельный политический инструмент, особенно в период борьбы за высшие государственные посты. Учреждения ведомства, вернее, информация, которой обладают его руководители, стали одним из мощных факторов политических схваток и аргументом в избирательных компаниях разного уровня. В частности, можно вспомнить «утечку» информации о пятиуровневой квартире Игоря Сечина, в самом центре Москвы, с бассейном, хамамом, домашним кинотеатром, винной комнатой.

Бесхребетная политика

Ведомство, способное организовать вброс компромата на ближайшего помощника Путина или засекретить данные об имуществе первой женщины-космонавта Терешковой, легко может «обнулить» информацию о границах между Калмыкией и Астраханской областью. До поры, до времени. И цель найдется благородная – не накалять и без того напряженные отношения между регионами. Прямо на глазах у народа оно защищает нужных для власти людей – что это, как не наглое сокрытие коррупции. Гражданам невозможно получить достоверную информацию о правах и обременениях на интересующие их объекты.

Еще больше разочаровывает бесхребетная, страусиная политика Управления Росреестра по РК, которая стала нам понятна после публикации материала «Новая «горячая точка» на Юге России?!» (см. №№ 42,43 от 24 и 31 октября – ред.). Буквально на следующий день главред «ЭК» Вячеслав Убушиев получил гневные звонки из местного управления и центрального аппарата Росреестра. В связи с непозволительными, не имеющими отношения к действительности, на их взгляд, обвинениями руководства ведомства в «махровой коррупции» и «сговорах чистой воды». Слова, приписанные Олегом Шеиным Виктории Абрамченко, назвали неправдой. В заключение авторам статьи пригрозили привлечением к уголовной ответственности. 

«ЭК» пришлось направить письмо с вопросами в адрес руководителя местного Росреестра Дольгана Буватинова (на фото - в первом ряду второй слева). В отведенный законами срок редакция получила ответ за подписью заместителя руководителя Бадмы Мукаева. Знакомясь с документом, мы немного успокоились: Мукаев уверял, что границы между Калмыкией и Астраханской областью установлены и описаны БУ «БТИ» по заказу Минзема РК. Они соответствуют их определению на основании Указа Президиума ВС РСФСР от 09.01.1957 № 721/1 «Об образовании Калмыцкой автономной области в составе Ставропольского края», то есть проходят по железной дороге

Астрахань-Кизляр, и территория, расположенная западнее железной дороги, включена в границы Нарынхудукского СМО Черноземельского района РК.
Калмыцкий Росреестр внес эти сведения в ЕГРН под учетным номером № 1197955. Кажется, на этой ноте можно ставить точку в расследовании, но весь оптимизм перечеркнули заключительные строки ответного письма: «Вместе с тем в декабре 2017 года, Астраханская область, руководствуясь своими нормативно-правовыми фактами, установила границу субъекта, которая не совпадает с границей Республики Калмыкия». И как понимать наших чиновников? Получается, ничего не сделано, поручение президента по установлению границ между регионами (!) до 2021 г. не выполнено. Интересно, что Хасиков будет докладывать Путину?

Да, Росреестр не обладает, как подмечает Мукаев, полномочиями по установлению и изменению границ между субъектами Федерации, но бить тревогу, поднимать вопрос перед администрацией главы, в Народном Хурале и в РИА Калмыкия подопечные Буватинова могут. Должна же быть когда-то поставлена точка в территориальном споре между Республикой Калмыкия и Астраханской областью, возникшем 63 года назад, после возвращения калмыцкого народа из сталинской ссылки?!

Григорий Горяев