Сегодня 06:38 10.04.2020

Могли ли Соглашение по границам между Республикой Калмыкия и Астраханской областью подписать кулуарно?

Осенью прошлого года «ЭК» опубликовал статью под названием «Новая «горячая точка» на Юге России?!» (см. №№ 42,43 от 24 и 31 октября – ред.). Тема актуальнейшая – ибо (!) до 2021 года должны быть установлены границы между Республикой Калмыкия и Астраханской областью. А значит, поставлена точка в территориальном споре, возникшем 63 года назад, после возвращения калмыцкого народа из сталинской ссылки.

«Зеленая улица» для инвесторов

В ноябре 2016 года под председательством Владимира Путина прошло заседание Госсовета, посвящённое мерам по повышению инвестиционной привлекательности регионов. Главный вопрос: что мешает выровнять условия для бизнеса на территории всей страны?! На мероприятии были обобщены лучшие региональные практики, Минэкономразвития РФ представило 12 целевых моделей, утвержденные правительством РФ в январе 2017 года.

Целевые модели так или иначе связаны с вопросом установления границ между субъектами РФ, муниципальными образованиями и населенными пунктами, особенно две из них - Государственный кадастровый учёт и Государственная регистрация прав. Удивительно, но в России до сих пор нет отлаженного механизма урегулирования территориальных споров. Дабы исправить ситуацию и подготовить необходимые поправки в законодательство, Росреестру и Минэкономразвития поручено выработать Новый свод правил определения границ между субъектами, Правительству РФ и регионам - завершить работу по установлению границ регионов и населенных пунктов до (!) 2021 года.

При этом установление границ между регионами возложили на регионы. Росреестр направил в региональные органы государственной власти рекомендации по порядку решения этого вопроса, в том числе примерную форму соглашения между органами власти субъектов РФ. Администрации соседних регионов обязали согласовать между собой прохождение общей границы, подготовить необходимый пакет документов и передать его в Росреестр.

Надо сказать, пока Росреестр демонстрирует весьма скромные темпы выполнения этой задачи: на 1 октября 2019 года внесено только 31% границ между субъектами Федерации и 62,3% границ муниципальных образований. Работы еще непочатый край. В ее завершении в намеченный срок заинтересованы все стороны: для местной власти каждый населённый пункт или просто гектар земли — это налоговые сборы в региональную казну или, напротив, вычеты из неё. Для Росреестра и Минэкономразвития – это отчет о выполнении федеральной целевой программы, что, с одной стороны, позволит сократить количество имущественных споров правообладателей и вовлечь неиспользованные земли в оборот, а с другой — значительно расширить налоговую базу, что, безусловно, приведет к увеличению поступлений в бюджет.

Собственники земель получат выписки из ЕГРН с координатами земельного участка и других правоустанавливающих документов, необходимых для осуществления сделок с земельными участками. Например, для размещения на них объектов капитального строительства.

Для предпринимателей и инвесторов целевые модели – это «зеленая улица»: законодательные изменения, специализированная организация в поддержку, интернет-портал, системное общение с руководством региона, разрешения на строительство, нормативно-правовое обеспечение контрольно-надзорной деятельности, а также технологическое присоединение к электросетям, сетям газоснабжения, подключение к инфраструктуре тепло-, водоснабжения и водоотведения и т.д.

Тайны перестают существовать

Например, разрешение на строительство инвестор может получить в электронном виде, через МФЦ. Такой же электронный сервис – при постановке на кадастровый учет. Каждый регион (региональный проектный офис) формирует свои «дорожные карты», поэтапные планы-графики достижения поставленных целей. Это огромный объём, более 1000 документов, если посмотреть на всю страну.

В целом цифровизация государственных услуг делает вопрос установления границ между субъектами Федерации абсолютно «прозрачным». Если раньше говорили, что все тайное рано или поздно становится явным, то сегодня, в век информационных технологий, тайны вообще перестают существовать. Например, один из пользователей Фейсбука зашел на google map и заметил, что границы Калмыкии изменились в пользу Астраханской области (на фото – для сравнения). Почему? Другой пользователь заглянул в Публичную кадастровую карту, которая ставит еще больше вопросов. Хотя сайт Росреестра предупреждает, что их карта носит исключительно информационно-справочный характер, картографические произведения на таких ресурсах без согласований не появляются.

Это сигнал тревоги для общественности, серьезный повод для публичного обсуждения, с обязательным участием в дискуссии руководства республики и профильных ведомств. Для получения актуальной, достоверной и юридически значимой информации нужно запрашивать сведения ЕГРН в виде выписки или кадастрового плана территории (КПТ). Надеюсь, «ЭК» в скором времени представит вашему вниманию документы по земельным участкам на восточной границе, составленные на основе картографических данных, сведений из реестров.

От общего к частному?!

Между тем до 2021 года осталось всего 9 месяцев и, по информации Росреестра, к настоящему времени в ЕГРН полностью внесены сведения о региональных границах Москвы, республик Бурятия, Калмыкия, Саха (Якутия), Пермского края, Амурской, Астраханской, Владимирской областей, Ханты-Мансийского и Ямало-Ненецкого автономных округов. Спрашивается, как это могло произойти, если Калмыкия и Астраханская область должны были согласовать между собой прохождение границ, подготовить необходимый пакет документов и только после этого передать его в Росреестр?! Почему не опубликованы Соглашение по границам между Республикой Калмыкия и Астраханской областью и Соглашения Росреестра с каждым субъектом в отдельности о внесении в ЕГРН сведений о границах региона, а также входящих в его состав муниципальных образований и населенных пунктов?! Как без этих основополагающих документов внесли сведения в ЕГРН?!

Такая же нестыковка по границам муниципальных образований. По состоянию на 1 октября 2019 года в ЕГРН внесены все границы муниципальных образований в 19 субъектах Российской Федерации: республики Алтай, Карелия, Татарстан, Алтайский, Красноярский края, Амурская, Астраханская, Владимирская, Калининградская, Московская, Новосибирская, Рязанская, Саратовская, Сахалинская, Смоленская, Тамбовская, Челябинская, Ярославская области, Ямало-Ненецкий автономный округ. Как видим, Калмыкии в этом списке нет. И это не менее удивительно, так как перечеркнут Новый свод правил определения границ между субъектами, выработанный Росреестром и Минэкономразвития по итогам заседания Госсовета.

Если сформулировать позицию ведомства кратко, то оно предложило принцип «от частного к общему». То есть установление границ субъектов проводить в определённой последовательности: сначала определить границы населённых пунктов, затем - границы муниципальных образований. И в заключение выйти на согласование пограничных линий между регионами. Однако наблюдатели заметили, что Росреестр в отношении Калмыкии изменил принцип на прямо противоположный - «от общего к частному». То есть границ муниципальных образований нет, а межрегиональные границы есть. Как это получилось? Ведь тем самым ведомство нарушило правовую основу и, главное, четкий механизм разрешения спорных вопросов вокруг границ субъектов Федерации.

Появление карт с измененными границами Калмыкии, котовасия с данными Росреестра наталкивают на мысль, что соглашения могли подписать кулуарно, в пользу Астраханской области. Повод для подозрений дает откровение Алексея Орлова на полях Российского инвестиционного форума в Сочи о том, что административные границы с соседними регионами у Калмыкии определены. «У нас нет проблем в этом отношении. Они административные - это первое. Во-вторых, по границам как таковым в кадастровых службах и службах Росреестра понимание четкое и ясное. Там вопросов между субъектами у Калмыкии, по крайней мере, нет» - заявил он 15 февраля 2019 года в интервью ТАСС.

Подозрения усилились после того, как Орлов стал представителем Калмыкии в Палате регионов, ведь согласно Конституции, именно Совет Федерации утверждает соглашения между регионами о границах. Экс-глава, которому прочили тюремные нары, мог неслучайно переиграть Бату Хасикова, продвигавшего в сенаторы Сангаджи Тарбаева. Вспомним, под крылом Валентины Матвиенко нашлось место и для экс-председателя республиканского правительства Игоря Зотова, непосредственно курировавшего вопросы урегулирования пограничных споров между регионами…

(Продолжение следует)

Григорий Горяев

Там, где заканчивается полоса неудач, начинается территория кладбища.