Сегодня 12:56 26.04.2024

Нынешние события из политической жизни нашей республики никого не оставляют равнодушными. Их сложность, динамика, противоречивость,  уникальность, помноженные на участие совершенно новых для местной политики людей, просто завораживают. Но даже в некоторых нюансах истории, которая делается на наших глазах с марта этого года и по сей день, разобраться очень и очень трудно. Этот посыл и стал поводом для интервью   с известным предпринимателем Виктором Куюкиновым.

Он далеко не новичок в политике, являлся депутатом Элистинского горсобрания второго созыва. И было бы интересно узнать его точку зрения.

- Виктор Степанович, в чем, по-вашему, причина противостояния с одной стороны неравнодушных граждан, а с другой главы республики Бату Хасикова и новых городских властей?

- Причин много. Одна из них – решение Б. Хасикова поставить исполняющим обязанности главы города Элисты Дмитрия Трапезникова. Это крайне непопулярный, опрометчивый шаг, последствия которого власти до конца непросчитали. В том числе негативную реакцию жителей республики, вылившуюся в многотысячные акции протеста. Это и непосредственное участие в санкционированных митингах, и активность калмыцкого сегмента интернет-сообщества. Можно сказать, что упертость и неконструктивность представителей власти «запустила» протестный флэш-моб, благодаря которому о событиях в Элисте теперь знает весь мир – от Европы до Америки. Прежние руководители Калмыкия могли только мечтать о таком «продвижении» нашей республики, но несколько в другом контексте. А этой осенью, с подачи тандема Хасиков-Трапезников, всемирная презентация мгновенно набрала внушительные обороты.

- Кстати, о прежних. Помнится ...

- … раньше на такие серийные митинги народ не выходил. Исключение –  жестокий разгон мирной демонстрации в сентябре 2004 года, когда республикой руководил К. Илюмжинов. Прибавим к этому одиночные пикеты. В первые годы его правления прошли относительно спокойно, все еще не до конца разобрались в сущности режима. Возможно, гражданское общество в те дни еще не было готово объективно оценивать ситуацию и делать выводы. Так было при А. Орлове, и в первые месяцы при Хасикове. До сентября этого года, который нас всех изменил.

- Давайте обратимся к персоне нынешнего калмыцкого руководителя. Каким уровнем доверия для вас лично он обладал в конце марта 2019 года, а каким сейчас?

- Могу сказать, что на момент назначения я доверял Б. Хасикову гораздо больше, чем сейчас. Однако целый ряд тактических ошибок и просчетов, к сожалению, разочаровал. Это приглашение заезжих пиарщиков типа Мезит и Салихова, откровенно насмехавшихся над калмыцким народом, перебор с развешиванием своих портретов, в чем Хасиков перещеголял даже Илюмжинова. Прибавим отстранение от выборов серьезных конкурентов, хотя, скорее всего, он бы и так выиграл, приглашение человека с сомнительной репутацией на пост и.о. главы города Элисты – Трапезникова. Апофеоз истории – назначение сенатором Алексея Орлова.
Остановлюсь еще на одной, которую видно невооруженным глазом. И она напрямую связана с уровнем доверия, вернее, его отсутствием. Речь идет о недостаточной открытости Б. Хасикова.

- В чем это выражается?

- За почти восемь месяцев его нахождения у руля республики, он напрямую еще ни разу не общался с представителями СМИ – государственными и независимыми. Его нынешний стиль общения – трансляция небольших посланий посредством соцсетей. После их прочтения возникает еще больше вопросов, что говорит об уровне советчиков и исполнителей. Отдельные пользователи на этом не останавливаются и в своих оценках не стесняются в выражениях. Это тоже плохо, ведь диалог должен вестись корректно, без ударов ниже пояса.

- А что, есть с чем сравнивать? 

- Например, Алексей Орлов регулярно проводил свои пресс-конференции и приглашал представителей всех СМИ, включая оппозиционных. Ему приходилось отвечать на неудобные и острые вопросы Валерия Бадмаева («Современная Калмыкия»), Александра Емгельдинова и Вячеслава Убушиева («Элистинский курьер»). А в начале карьеры на посту главы РК Орлова на пресс-конференциях жестко прессинговали Эрдни Шамаков и Елена Болдуринова («Известия Калмыкия»). Хоть и критиковали нещадно на страницах газет Орлова, но все шло в рамках правил. И такая позиция не могла не вызывать уважения при всех его остальных минусах.  

- Виктор Степанович, а сейчас дискуссии сторонников власти и ее оппонентов корректными назвать трудно. Заметно обоюдное стремление вести полемику на грани фола. Вот недавно по интернету ходила «схема финансирования оппозиции», если ее так можно назвать. Естественно, без указания авторства. В ней вам отводится роль «денежного мешка» оппозиции.

- Во-первых, на меня так часто клеветали и вешали всякие ярлыки, то это, пожалуй, самой безобидное определение. Мне, конечно же, льстит столь «высокая оценка» моего финансового состояния, но серьезно такие вещи воспринимать нельзя. Кстати, никогда не имел отношения к казенным деньгам. Свое дело развивал за счет собственных сил и средств. 
Во-вторых, наши земляки на митинги идут сами, по зову сердца. У каждого человека на то есть свои собственные причины. Так говорю, потому что давно лично знаю многих участников. Это обычные элистинцы. Считаю, что вешать ярлыки, в чем-то обвинять, делить народ на своих и чужих – это последнее дело. Тот, кто намеренно использует ложь, в итоге ответит за это.

- Опыт подсказывает?

- Да. В Элисте знают о судьбе одного из любителей поупражняться в подобной писанине – Кожухове. Его «творчество» сводилось к тому, что по указке властей он грязью обливал тех, кто не разделял позицию «белого дома». Позже в Москве провинциальный любитель «черного пиара» умудрился задеть честь и достоинство известного бизнесмена Рустама Тарико. Его представители подали заявление на Кожухова, а на них вышли мои юристы, приобщив к делу элистинские эпизоды. В итоге Кожухов получил восемь лет заключения и сейчас отбывает срок за клевету.

- Любопытная история. Но вернемся в Наш город. В чем, по Вашему мнению, выход из кризиса?

- Образно говоря, лодка раскачалась до предела и властям надо предпринимать конкретные шаги, чтобы не допустить повторения событий сентября 2004 года. Искать компромиссы, встречаться с представителями оппозиции, вести диалог. А не уповать на административные наказания активистов, что кроме неприязни и еще большего роста протестных настроений не вызывает.

- Кто этим может заняться?

- Ну, если Бату Сергеевич не ждет совета от оппозиции, то есть же, в конце концов, во властной обойме советники, члены Совета старейшин, много других уважаемых и мудрых людей в Калмыкии, которые наверняка подскажут верное решение. Просто не надо «hацадат» стоять на своем и ломать через колено. Я все-таки надеюсь, что коллективный разум и чувство самосохранения в нашем обществе возобладают.

- Не могу не поинтересоваться Вашим мнением о совсем свежих новостях – возбуждении уголовных дел в отношении экс-мэра Вячеслава Намруева и экс-депутата ЭГС Владимира Мальмакова по факту злоупотребления служебными полномочиями.

- В нашей стране никто не застрахован «от сумы и от тюрьмы». Это вы сами знаете. Обратите внимание – это происходит при относительно мирной передачи власти в субъекте от одного чиновника к другому, от одного представителя «Единой России» другому.
Представьте, если бы в результате честных выборов высокий пост занял бы другой, бескомпромиссный человек? Да отстранил бы от должностей и пересажал половину «белого дома» и всю городскую администрацию целиком! Я, конечно, утрирую, но посадок было бы гораздо больше. Вспомните опыт Армении, Грузии, Украины, Киргизии, Франции, Италии и других стран.

- Трудно представить.

- Нам до такого далеко. Путь будет сложным и долгим. 

- Спасибо за интервью  

Евгений БЕМБЕЕВ