Сегодня 07:06 27.04.2024

Главной новостью прошлой недели в Калмыкии стала отставка правительства региона и уход с поста премьер-министра РК Игоря Зотова. Между тем, данное событие было весьма ожидаемым, поскольку в калмыцком обществе уже давно созрел запрос на серьезные изменения в структуре властной верхушки

То, что калмыцкое правительство не способно справиться с социально-экономическими проблемами региона, было очевидно уже давно. Однако облик республиканского кабмина ковался и укреплялся все восемь лет правления предыдущего главы, который наводнил данный орган власти своими близкими товарищами. Во многом поэтому самым естественным шагом после смены власти было бы немедленная отставка правительства.

Впрочем, новый руководитель Калмыкии – врио Главы РК Бату Хасиков – на этот шаг решился лишь спустя месяц после назначения. Что останавливало его от оперативного принятия такого решения – вопрос спорный. Может быть, нужны были согласования с центром, или следовало решить первоочередные задачи, связанные, например, с посадкой очередного вице-премьера. В остальном же, население Калмыкии уже давно в принципе мало доверяет власти, а уж кабмин воспринимается как одно из главных зол. Так что, весь последний месяц многие жители Калмыкии искренне удивлялись, почему «до сих пор держат» премьера и его команду.

Собственно, случилось. Правительство отправилось в отставку, Зотов кресло потерял. Впрочем, обошлось без скандала и даже с устной благодарностью от врио и пожеланием дальнейших успехов. Что, конечно, довольно иронично, учитывая, что сегодня вообще довольно сложно вспомнить, каких именно успехов он добился на посту председателя правительства РК за более чем шесть лет работы. Так или иначе, но и сегодня пока рано говорить о том: правительство поменялось. Большая часть кабинета министров все еще остается в том же составе, добавив лишь приставку «временно исполняющий обязанности», народ же ожидает сдвига с мертвой точки, и в этой же связи существенного обновления кабмина. Особо недовольные ратуют за обновление через аресты предыдущих «успешных» руководителей.

Тем не менее, шаг в нужную сторону сделан. Но стоит ли ждать формирование нового, креативного и пробивного кабинета? Очень хочется в это верить, но есть несколько серьезных поводов для пессимизма.
Самый главный вопрос: а где их, креативных и пробивных, взять? Десятилетиями в Калмыкии складывалась управленческая команда, которая, сознательно или нет, но вытесняла хоть сколько-нибудь яркие фигуры из региональной политики, которые могли бы эффективно заменить нынешнее руководство исполнительной власти. И теперь недаром Хасиков постоянно акцентирует внимание на том, что республике необходимо вернуть своих сыновей и дочерей из вынужденной ссылки в иных регионах. Поиск заработков за пределами Калмыкии, естественно, обескровливает экономику субъекта, поскольку уезжают наиболее активные и трудоспособные представители. Но миграция также затрагивает и корпус управленцев, эффективные менеджеры – в хорошем смысле этого слова – также вынуждены были искать счастья в столицах и даже на Крайнем севере, поскольку в родной республике все места были надежно заняты.

Вот мы и пришли к ситуации, когда около республиканской власти буквально роится круг одних и тех же лиц — его можно проворачивать как угодно, устраивать ротацию, но получается как в знаменитом квартете: те же «скрипки», только в профиль. Почти все они находятся на высоких постах годы, а то и десятилетия, успели побывать в самых разных статусах — и все с одинаковым результатом. Стараясь исключить из политики сильных, независимых людей, власть в итоге столкнулась с кадровым вакуумом.

Теперь нужно очень постараться, чтобы добиться коренных изменений в экономике, в развитии региона, в кадровой политике. Смена первого лица республики – красноречивый шаг, но вряд ли люди, отчаявшиеся найти применение своим талантам дома и покинувшие республику в поисках лучшей доли, одномоментно решат вернуться. Особенно если речь идет об управленцах, которые смогли закрепиться в структурах власти в других регионах. Уж эти точно подумают дважды, стоит ли искать добра от добра.

Между тем, менять состав жизненно необходимо. Дело даже не в том, что народ в этом случае преисполнится надеждами, но в том, что сохранение старых министров при новом главе будет для обывателя обозначать сохранение «генеральной линии» развития, а точнее, деградации Калмыкии. Необходима не просто смена фасада — должна поменяться сама политика региона, и политику эту должна проводить новая, качественная управленческая команда.

В этом, кстати, серьезное отличие внутренней политики почти любой национальной республики от структуры исполнительной власти центра. К примеру, когда речь идет о федеральном уровне, то для понимающих людей вполне очевидно, что уже давно работает довольно простая схема, в основе которой лежит разделение президента и правительства, на «царя» и «бояр». То есть, старательно выстраивается линия, при которой за все, что делается в экономике и социальной сфере (двух самых главных направлениях, в которых уже давно развиваются кризисные явления), ответственен именно кабинет министров. Каждый раз, когда россияне сталкиваются с очередным провалом в этих сферах, подчеркивается самостоятельность кабмина в принятии решений. Мол, не президент определяет экономический курс, а премьер-министр и члены правительства. Это кабинет решает, как быть с ценами на топливо. Это министры виноваты во всех промахах, и именно на их совести — низкие зарплаты, рост цен и прочие социальные проблемы.

Так складывается впечатление, что капитан команды и команда – едва ли не противоборствующие стороны. И ведь, с точки зрения политических технологий, такой перевод стрелок был даже весьма эффективен. Из-под удара выводилось высшее руководство страны, правящая элита. Зато у народа была возможность направить гнев на абстрактных «чиновников», «системных либералов», «правительство» при хорошем «царе».

А вот в Калмыкии такой финт ушами провернуть довольно сложно. У нас политическая конъюнктура устроена иначе. Глава республики и вся верхушка исполнительной власти в глазах обывателя –практически неразделимы. Что и говорить, тот же друг и «школьный товарищ» бывшего Главы РК А. Орлова – вице-премьер Калмыкии Петр Ланцанов был арестован еще в июле 2017 года. Однако с высокого поста он был уволен лишь на прошлой неделе! Где это видано, чтобы чиновник не просто подозреваемый и находящийся под следствием, но уже несколько месяцев находящийся в статусе подсудимого, юридически оставался на своем посту, получая при этом заработную плату! Это яркий показатель того, насколько костной и неповоротливой может быть система государственного управления республики, которая завязана на кумовстве.

Сегодня нужно собирать команду буквально по крупицам, при этом каким-то образом в маленькой республике необходимо найти людей, у которых есть знания, опыт и нужные человеческие качества: честность, принципиальность, целеустремленность. И это должны быть вовсе не чьи-то дети, друзья, однокурсники и приживалы. Изыскать такие ресурсы – задача архисложная.

При этом, сегодня люди ждут результативных решений, которые в скором времени изменят уровень, качество жизни, преодоление социальных разрывов. Но этого точно не произойдет, пока начальники у нас подбираются по принципу личного знакомства и личных заслуг, а высшая региональная элита не меняется, несмотря на плохое качество ее работы. Пока людей, допускающих промах за промахом, продолжают перемещать по службе, повышать и назначать на стратегически важные участки.

В случае, если у нынешнего врио главы получится хотя бы правильно наметить путь (полностью решить такую-то задачу в несколько месяцев вряд ли возможно), по которому должна пойти Калмыкия – он уже получит поддержку народа на грядущих сентябрьских выборах. Ну а если пагубная практика кадровой политики прошлых лет продолжится. Если претендент на пост руководителя республики предпочтет оставаться в среде серой массы лояльных середнячков и всевозможных родственников-ставленников, то какой, в сущности, смысл менять шило на мыло?

Вячеслав УБУШИЕВ

Легче сменить короля, чем свиту