Сегодня 13:11 26.04.2024

Виктор Куюкинов - известный калмыцкий предприниматель. Кроме успехов в бизнесе, активной общественной и благотворительной деятельности он известен также своими твердыми политическими убеждениями, приверженностью идеям демократии и социальной справедливости.

В идеальном обществе такой человек мог бы сделать головокружительную политическую карьеру, однако наша социальная организация далека от совершенства и не позволила Виктору Степановичу продвинуться дальше позиции депутата Элистинского горсобрания. Несмотря на то, что калмыцкий бизнесмен давно покинул корпус народных избранников ЭГС, он, как неравнодушный гражданин, продолжает следить за тенденциями в социально-экономической и политической жизни города и республики.

Мы побеседовали с ним о самом актуальном вопросе для Калмыкии.

- Виктор Степанович! Сегодня самая злободневная тема для разговоров обывателей – кто будет следующим главой нашей республики? Есть много версий и предположений: одни говорят, что Путин будет рекомендовать на этот ответственный пост опять Алексея Маратовича, другие утверждают, что Кремль рассматривает иные кандидатуры. Называются даже имена претендентов. А каково ваше мнение?

- Моё мнение таково: каждый руководитель должен знать меру, не
должен засиживаться на одном месте десятилетиями. Например, США путем проб и ошибок пришла к тому, что главе государства двух сроков достаточно, для того что бы претворить все, что задумал. Я считаю, что два срока – это оптимальный вариант и надо следовать этой схеме. В противном случае наблюдается регресс вместо прогресса. Что же касается нашей республики, то за многолетнее правление наших двух руководителей не построено ничего значительного, не созданы дополнительные рабочие места. А если народ продолжает скитаться по белу свету в поисках работы, то глава региона просто обязан подать заявление об отставке, не дожидаясь отмашки российского руководства. Алексею Орлову, конечно, тяжело, волею судьбы, став на главный пост в республике и, не пройдя все номенклатурные ступени, руководить проблемным регионом. К тому же, и его окружение оказалось, мягко говоря, не совсем профессионально подготовленным. Но это повелось еще от предыдущего Главы. То есть, Алексей Маратович наступил на те же грабли, что и Илюмжинов. Отсюда все эти беды и коррупционные скандалы. 

- Вы имеете в виду последние события, связанные с делом бывшего первого зампредседателя правительства Петра Ланцанова, а также Ботова, Бадинова и других?

 - Не только, вспомните бывшего министра образования и науки Ларису Васильеву, которая обвинялась в хищении многих миллионов бюджетных денег. Где она? Говорят, скрывается от правосудия в психушке. Петр Ланцанов тоже обвиняется в хищении сотен миллионов рублей, а теперь идет судебный процесс. Позорище! Похоже, что этот человек может отправиться в зону к футболистам (Мамаеву и Кокорину - ред.). А может отделаться условным сроком.
На Западе, к примеру, глава государства давно подал бы в отставку. Как это сделал в сентябре 2015 года президент Гватемалы Отто Перес Молина, которого заподозрили в получении взятки. Затем он был арестован и посажен в тюрьму. В апреле того же года премьер-министр Южной Кореи Ли Ван Гу ушел в отставку на фоне коррупционного скандала. Двадцать четыре года получила бывший президент той же Южной Кореи Пак Кын Хе по обвинению в коррупции. А возраст, пол и состояние здоровья экс-президента суд не учел. А ведь ей на тот момент было шестьдесят шесть лет. И таких примеров можно вспомнить еще очень много. А как поступают с коррупционерами в Китае – все знают.
А теперь вспомните, кто из наших руководителей добровольно уходил в отставку? Кроме Никиты Хрущева, Михаила Горбачева и Бориса Ельцина никого нет. Первый лишился кресла главы государства в результате «дворцового переворота». А второй вынужден был уйти, поскольку нечем было руководить - страна развалилась. При всем моем неоднозначном отношении к Ельцину, следует признать, что он все-таки был человеком поступка и мог принять решение. И почувствовав, что дела-то у него идут не очень, принял решение об отставке, фактически – ушел добровольно, но навязал преемника.
А в Киргизии президент страны вообще теперь выбирается только на один срок – на шесть лет, потом ему вручается цветок в руки и прости-прощай. Никаких подряд, ни через срок. Чем грешат наши руководители, используя всевозможные лазейки в Конституции. Маленькая Киргизия и то оказалась более демократичной, чем наша страна.

- Сейчас по поводу и без повода вспоминают Сталина, мол, при нем был порядок, и страна развивалась, и коррупции никакой не было.

- Как-то по местному ТВ показывали сюжет, где рассказывалось о плохой работе городских автобусов и один мужчина в возрасте в сердцах сказал, что Сталина на них нет и он бы быстро нашел виновных и наказал бы их, видимо, имея ввиду нашу мэрию. Я был немало удивлен, поскольку он, судя по возрасту и национальности, должен бы помнить декабрь сорок третьего, сибирские мытарства, смерть близких. Такую трагедию, какую испытали при нем калмыки и другие народы, не дай Бог пережить еще раз.
И если бы, допустим, Сталин ушел в отставку после двух сроков правления или хотя бы, после семнадцатого съезда ВКП(б) в 1934 году, где за него отдали 292 голоса из возможных 1225, то не было бы никаких репрессий 1937-1939 гг., в ходе которых более половины делегатов этого съезда были расстреляны. И войны, возможно, не было бы, поскольку в те годы была  ликвидирована вся верхушка Красной Армии. И Гитлер об этом знал. И этот старик не был бы выслан в детстве в Сибирь.
Я к чему это говорю: 5 марта очередная годовщина смерти «вождя», в коммунистической прессе опять появились хвалебные статьи о «лучшем друге физкультурников и детей», местные коммунисты провели мероприятия, посвященные кровавому диктатору. Я опасаюсь, что среди нашей молодежи сторонников Сталина станет еще больше. А ведь, когда его вынесли из мавзолея и закопали у кремлевской стены, ни один коммунист не возмутился, не встал на защиту «любимого вождя». Значит, в шестидесятые годы сторонников Сталина было меньше, чем сейчас.

- Недавно председатель Народного Хурала Калмыкии Анатолий Козачко заявил, что «Единая Россия» готова поддержать кандидатуру Алексея Орлова на предстоящих сентябрьских выборах. Как вы думаете, каковы шансы у действующего главы?

- Если Алексей Орлов будет участвовать в предстоящих выборах, то шансы в очередной раз стать главой республики у него, конечно, есть, как-никак у него в кармане ЦИК региона, административный ресурс. Плюс махинации на избирательных участках в день выборов, как это происходит каждый раз. Свежим примером тому служат прошлогодние выборы в Народный Хурал, когда на многих участках республики были зафиксированы фальсификации. Теперь с этими правонарушениями разбирается прокуратура и суды.
И это, конечно, не добавляет авторитета действующей власти. А если предположить, что Орлов, каким-то образом замешан в деле Ланцанова, тем более в свете последних коррупционных и мошеннических дел, с участием очередных одноклассников и друзей, то ему надо спешно готовить пути к отступлению, пока сам не оказался рядом с ними. Правда, времени осталось немного. А ведь, как хорошо начиналось в первые годы правления республикой Орловым! Прошло немало времени с тех пор, а мощного социально-экономического рывка и уверенного достижения Калмыкией хотя бы среднероссийских показателей не произошло. Увы, но, как показала история, эта задача, при траченной молью и коррумпированной команде, является практически невыполнимой.
Орлов, кстати, и сам это понимает. Только вот выхода у него нет. Привыкший за предыдущие годы валить все неурядицы на своего предшественника Кирсана Илюмжинова, сегодня он такой возможности лишен. Поэтому, если он хочет сохранить остатки репутации, то ему лучше оставить народ Калмыкии, и уйти по-хорошему. Алексей Маратович, болх! Хальмг Тангчан бичя зоватн! Биян медтн, hундлго hарад йовтн!

Алекс МАНГАТОВ

Анекдот в тему: новый директор принимает дела у старого. В сейфе обнаруживает три конверта.
- Первый вскроешь, - объясняет старый директор, – когда будет тяжело. Второй и третий – когда будет совсем уж плохо.
Наступают трудные времена. Директор вскрывает первый конверт, там написано: «Вали все на меня». Его оставляют. Наступают времена еще худшие. Вскрывается второй конверт, а там написано: «Проси оставить и дать время на исправление». Директор отделывается выговором, но остается. А когда становится совсем плохо, он вскрывает третий конверт и читает: «Пиши заявление и оставляй три конверта следующему».