Сегодня 09:09 26.04.2024

Известный в Калмыкии крупный ученый, профессор, преподаватель КГУ, Заслуженный деятель науки РК, Член Союза российских писателей, кандидат филологических наук, Андрей Васильевич Бадмаев родился 2 марта 1939 года  в хуторе Попов Тормосиновского района Волгоградской области и вот исполняется ему 80 лет. Он один из числа первой группы  постсибирской молодежи, которая в 1957 году поступала в Ставропольский Пединститут на Калмыцкое Отделение.

В числе приемных экзаменов был калмыцкий язык, который долгие годы был под запретом и в школах не изучался. Тем не менее Андрей Васильевич был и есть лучший знаток родного языка, который стал основой его научной деятельности.

В 1967 году окончил аспирантуру Института востоковедения АН СССР и поступил в Калмыцкий НИИЯЛИ старшим научным сотрудником, зав. Сектором литературы. Через два года защитил кандидатскую диссертацию по теме «Ранние памятники ойратско-калмыцкой литературы. ХV11-ХV111вв.».

В 1975 году перешел в КГУ старшим преподавателем, зав. Кафедрой калмыцкой литературы.

80 лет для него ничего не значит, для него это совсем молодой возраст. Он вовсе не изменился после своих студенческих лет, когда таскал штанги и мог удерживать на вытянутых руках, потому что он был тренирован и его плечевой пояс хорошо включался. Он был студентом исключительно аккуратным, добросовестным, был единственным, который придя в общежитие, ежедневно любил переписывать конспекты лекций набело.

Эта аккуратность помогла ему быстро освоить «Тодо бичиг», на которую уделили всего несколько занятий. Ему этого оказалось достаточно. Он выработал изумительно красивую каллиграфию, которая потом ему пригодилась.

После окончания института к нам приехал товарищ из Элисты для подбора кадров, и выбрал нас с ним для работы в «Хальмг унн». Но в Элисте Кермен Намысовна Букаева – аспирантка Института Народов Азии АН СССР и директор Калмыцкого НИИЯЛИ Иван Кузнецович Илишкин уговорили нас поступать в аспирантуру и отправили в Москву.

В Москве Борис Климентьевич Пашков повел нас в Академию Наук и выбил места в аспирантуре,  после экзаменов оба поступили. Однако, тут же  его взяли в Подмосковье в армию и отгулы и увольнения его для меня были праздниками.

Аспирантура и научная деятельность была тесно связана с калмыцкими старописьменными памятниками, рукописями, старокалмыцкой литературой, фольклором, которые, видимо, интересовали людей. Об этом  свидетельствует географическая распространенность этих памятников – МНР, ГДР, ВНР, Россия, Китай, Тибет и т.д. Однако, распространенность не говорит о степени их изученности.  Эти проблемы более всего интересовали Бадмаева, как источники знаний о древних ойратах, всего калмыцкого народа, для которых изучения языка, письменности, истории, литературы долгое время были вне поля зрения. Поэтому интерес его к отмеченным областям культуры был понятен. Он сразу приналег на эти области, которые для него были очень актуальными.   В первую очередь, основное его внимание занимала старокалмыцкая письменность «Тодо бичиг», на которой была сохранена вся старокалмыцкая литература. Мы с Церен-Дорджи Номинхановым в НИИЯЛИ  вели кружки по «Тодо бичиг», а Андрей Васильевич за это время написал самоучитель, который стал учебником для учащихся школ, студентов КГУ, сотрудников НИИЯЛИ, архива, музея. Старокалмыцкая письменность, на которой сохранилась вся литература, все памятники, не сходила с   внимания Андрея Васильевича, тем более Республика от нее отказалась и перешла на кириллицу, он написал новый самоучитель, методически более углубленный, более обогащенный  материалами из литературы и памятников.          Эти материалы, как известно, помимо России, регионально были разбросаны, по которым требовались поездки и работы на местах.

Главное, здесь он сразу нашел себе сторонника – директора калмыцкого  НИИЯЛИ  И. К. Илишкина, который дважды давал ему долгосрочные (годовые) командировки в МНР.  Нам оставалось только завидовать и радоваться за него. Радовался за него народный поэт Калмыкии Д.Н.Кугультинов, который при каждых удобных случаях пел ему дифирамбы.  А я со своей навязанной НИИЯЛИ и Д.А.Павловым диалектологией, торгутским говором, в отличие от А.Ш.Кичикова, его «Дербетского говора», постоянно считался улусистом, как у нас называют диалектолога.

А.В.Бадмаев придал известность и довел до народа памятники духовной культуры калмыцкого народа – «Рабджамба Зая-Пандитайин тууджи сарайин гэрэл кэмэкү орошибай» - «История  Зая-Пандиты включена в лунно-светящееся повествование»,   «Ойрад улсин эртэ болуксан хаадин туужи орошибай» -  «Содержит историю бывших раньше ханов ойратского народа»,  «Дөрбөн ойратин түүкэ орошибай» Баатур-Убаши Тюмена – «Сказание о дэрбэн ойратах»,  также анонимная «Халимаг хаадин тобчи  тууҗи орошибай» - «Краткая история калмыцких ханов» и другие, которые нашли отражение в его лекциях, выступлениях, публикациях «Калмыцкая дореволюционная литература», «Сарин герл», «Лунный свет», в его диссертации «Ранние памятники ойратско-калмыцкой литературы» и бессчетном количестве научных публикаций и стали общедоступными, понятными для народа.

Работать с письменным памятником – это, прежде всего, необходимо понять его письмо, язык, производить разбор, анализ,  прочитывание, перевод на современный калмыцкий язык каждого памятника, затем научный перевод на русский язык, комментарии, составление словаря – все было под силу только А.В.Бадмаеву. Работа с каждым отдельным памятником достойна присвоения ученой степени. Совокупность изучения всех старокалмыцких памятников удостаивается присвоения ученой степени доктора филологических наук. Однако, это никогда не поздно.

В любом случае Андрей Васильевич для меня всегда был и есть высоко эрудированный человек, по его специальности другого такого ученого нет, он – единственный.

Необходимо, чтобы он свои прекрасные лекции в КГУ не прекращал. Никто не обладает теми знаниями, которые хранит в себе Андрей Васильевич, всю свою жизнь посвятивший старокалмыцкой литературе, старокалмыцким памятникам, старокалмыцкому языку, истории, этнографии. 

Было бы хорошо, если бы были организованы записи, снимки всех его лекций, всех его занятий со студентами.

При своем крепком здоровье он только сейчас, в этом году достигает всего лишь 80 лет, которых Президент РФ  В.В.Путин только признал нормой современной жизни.  Он запросто может побить рекорд японских долгожителей, или библейского чемпиона и стать Калмыцким рекордсменом.  Здоровья    тебе, дорогой наш Анда, Андра !!!       

Николай УБУШАЕВ (Куба.  Коля Убушаев), доктор филологических наук

Жить надо так, чтобы тебя помнили