Сегодня 22:58 26.04.2024

Недавний арест члена Совета Федерации от Карачаево-Черкесии Рауфа Арашукова вызвал огромный резонанс во всех российских регионах. И желание пристально взглянуть на нынешнюю и недавнюю прошлую историю особой касты в политической жизни современной России – сенаторов.

Уже на этой неделе спикер Совфеда Валентина Матвиенко заявила, что «на интуитивном уровне» чувствовала ошибку в назначении Арашукова, и на сегодня в верхней палате парламента «сенаторов с сомнительным прошлым нет». Наверняка жители каждого региона сразу же постарались спроецировать успокоительные слова Матвиенко к своим членам Совета Федерации. Сделаем это и мы, напомнив, что Калмыкию там представляют – Юрий Бирюков (от исполнительных органов власти) и Алексей Майоров (от законодательного органа власти). К ним мы еще вернемся, а вот истории их  отдельных предшественников показали, что степная республика в плане криминальных инцидентов «калмыцких» сенаторов давно впереди России всей. Ведь не зря бывшее руководство буквально чувствовало ее «особым местом».    

Для начала напомним, что с 1993 года, когда был образован Совфед, нашу республику здесь представляли Кирсан Илюмжинов (как глава региона), Игорь Провкин, Левон Чахмахчян, Константин Цицин, Рустем Исхаков, Михаил Капура,  Владимир Бабичев, Бату Хасиков, Юрий Алпатов, ныне действующие Юрий Бирюков и Алексей Майоров. Как видно из персоналий, лишь четверо из них имели отношение к Калмыкии. В отношении остальных, связь с нашей республикой и вспыхнувшую следом любовь, проследить очень сложно. Поэтому, на протяжении двух с лишним десятков лет, когда власти не могли толком объяснить появление неизвестных фамилий в «оправе» статуса сенатора от Калмыкии, периодически появлялись разные слухи. Мол, членство в Совфеде стоит от 500 штук до лимона баксов. Это цена депутатской неприкосновенности и вход в закрытый клуб, - так думали любопытные обыватели. 

К сожалению, на деле так и вышло. Некоторые члены Совфеда от Калмыкии, успели отметиться на криминальном поприще. За одним в Татарстане числилось несколько уголовных дел. Другой получил условный (!?) срок за изнасилование. Третьего поймали на получении взятки в размере $300 000. Еще один что-то «нахимичил» с миллионами рублей в «Фонде содействия реформированию ЖКХ». То есть, еще задолго до Арашукова инциденты с «нашими» сенаторами имели место быть. Особенно яркой выдалась история с Левоном Чахмахчяном.  

По мнению следствия, в апреле 2006 года Чахмахчян вместе с подельниками хотел получить от компании «Трансаэро» деньги за исключение из материалов проверки Счетной палаты информации по поводу недоплаты авиакомпанией таможенных платежей в размере 300 миллионов долларов за 17 самолетов. Мошенники встретились с руководством «Трансаэро» и договорились о том, что $300 тыс. будут переданы им наличными, а оставшиеся перечислены на банковские счета.

В июне 2006 года сотрудники Генпрокуратуры и ФСБ задержали Арушанова и Оганесяна. При задержании у них нашли чемодан с частью взятки – $300 тыс. В момент задержания подельников вместе с ними находился и Чахмахчян. Однако задержать действующего сенатора, на которого распространяется неприкосновенность, правоохранители не смогли. Вскоре с санкции суда Арушанов и Оганесян были арестованы. И. о. генпрокурора Юрий Бирюков (будущий калмыцкий сенатор) обратился к председателю Верховного суда Вячеславу Лебедеву с представлением, в котором просил дать заключение о наличии в действиях Чахмахчяна признаков преступления (в отношении сенатора это необходимая процедура). Уже 9 июня Народный хурал отозвал сенатора, а 23 июня Совет федерации проголосовал за досрочное снятие с Чахмахчяна полномочий. Ему было предъявлено обвинение по ст. 159 ч. 4 УК РФ (мошенничество, совершенное организованной группой либо в особо крупном размере).

В феврале 2007 года Л. Чахмахчян был арестован, начался суд. В это время он находился в СИЗО «Матросская Тишина» и СИЗО «Лефортово». 17 июля 2008 г. в Мосгорсуде был оглашен приговор по делу экс-сенатора от Калмыкии. Чахмахчян был признан виновным в хищении мошенническим путем $1,5 млн. у авиакомпании и приговорен к 9 годам лишения свободы.
Двое других подсудимых по этому делу – инспектор Счетной палаты РФ Армен Оганесян (зять Чахмахчяна) и главный бухгалтер Ассоциации российско-армянского делового сотрудничества Игорь Арушанов – осуждены на 8 и 7 лет заключения соответственно.

Получается, что «калмыцкий» сенатор был арестован на 12 лет раньше своего коллеги из Карачаево-Черкесии. Но тогда дело особой огласки не получило и калмыцкие власти быстро от него открестились, хотя Чахмахчян стал своего рода «пионером», первым открывшим дверь СИЗО для сенаторов.  

Определить, чем в настоящий момент занимаются нынешние члены Совфеда от Калмыкии, очень трудно. О 71-летнем Юрии Бирюкове за него говорит солидный возраст и послужной список – он с 1975 года работал в органах прокуратуры. В  1980-97 годах работал в Калмыкии. 58-летний Алексей Майоров тоже редкий гость в республике. Хотя, он несколько месяцев числился депутатом Цагануснского СМО Яшкульского района. И там, как избранник народа, никак себя не проявил. По крайней мере, один из депутатов тамошнего СМО говорит, что его у себя в поселке не видел и на сессии Майоров не являлся. Кстати говоря, в 2007 году ЛДПР выдвигала его кандидатуру на выборах в ГД в Тульской области, но его там в высший законодательный орган не пропустили. Зато в 2011 году депутаты Народного Хурала Калмыкии единогласно избрали Алексея Петровича представителем СФ от Калмыкии, а прошлом году, хоть и со скандалом он был вновь избран хуральцами представителем Совета Федерации от нашей республики. Ясно тут одно: региональные власти упорно делают ставку на «варягов», не доверяя своим землякам. Хотя, ни от Майорова, ни от Бирюкова ни толка ни пользы мы не дождались. И вряд ли, дождемся.

Показателен в этом плане пример с нашим известным спортсменом Бату Хасиковым. Его карьера в качестве сенатора заняла всего менее двух лет. Говорят, что в «белом доме» его заподозрили в «бонапартизме» и серьезно труханули. Дескать, Бату имел «выход» на Сергея Шойгу и имел виды на степной трон. В открытую чемпиону мира предъявить претензии никто не взялся. И тут в дело вступили коварные мастера подковерных баталий, коих в «белом доме» хоть пруд пруди. Они смогли лишить полномочий одного из самых бесстрашных бойцов современности. Уж в чем не откажешь нашим местным «политикам», так это в умении наживать серьезных врагов. С тех пор одно лишь упоминание фамилии Хасикова вызывает у местных «политиков» приступ аллергии, перемешанный со страхом. 

Цецен УХАТАЕВ

На первом допросе член СФ заявил: "Я тваю газовий трюбу щаталь!"