Сегодня 05:18 27.04.2024

Через два года, 2 ноября 2020 года, наша республика будет праздновать памятную дату в своей истории – 100-летие образования  Автономии.

БЕЛИБЕРДА-2009

Такие же юбилеи государственности, кстати, предстоят в ближайшие 2-3 года и другим бывшим АССР в составе СССР. Так, через год столетие отметит Башкортостан, а через два, наряду с Калмыкией, Татарстан, Удмуртия, Карелия и Марий Эл. В 2021-м  торжества завернут в Коми, а в 2022-м – в Кабардино-Балкарию, Адыгею и Саха (Якутию).
К торжествам, которые бывают один раз в век, как правило, готовятся с особым старанием и, можно даже сказать, фанатизмом. Но не все и не всегда. У нас его, за два года до празднования Автономии-100, пока не наблюдается. Может, потому, что из головы всё ещё не выветрилось 400-летие добровольного вхождения, отмеченное республикой в 2009 году. Жители республики, в основной своей массе, также ждали его с нетерпением и затаённым любопытством. Но получили в итоге что-то невнятное. Какую-то, наспех слепленную, белиберду, и потому, без сожаления, о ней забыли.
Но ведь остальные именинники, в их числе Кирсан Илюмжинов, Владимир Сенглеев и Анатолий Козачко, 400-летия тоже ждали. И всерьёз подумывали о том, чтобы окрасить его в радующие душу цвета. Не они сами, конечно, над этим колдовали, а многочисленный отряд их подчинённых. Приплюсуем сюда чиновников элистинской мэрии – они ведь отвечали головой за праздник в столице, где проходили основные мероприятия.

ЖУКОВ И «МОНЕТИЗАЦИЯ»

Но ни власть республики, ни муниципальное начальство ничего такого, что могло бы порадовать глаз горожан и приезжих или поднять их настроение, тогда, осенью 2009 года, не сделало. Долгожданный юбилей обошёл нас стороной, не оставив после себя и мизера волнующих воспоминаний.
Самое же, пожалуй, досадное – 400-летие нашего добровольного вхождения в состав России не привлекло достойного внимания Кремля. На праздник к нам приехал всего-то навсего вице-премьер правительства РФ Александр Жуков.
Да и то, возможно, потому, что являлся председателем Оргкомитета юбилея, а ещё и президентом Федерации шахмат страны по совместительству и, как следствие, приятелем и соратником Илюмжинова. Жуков, кстати говоря, в 2005 году был одним из инициаторов «монетизации» - замены натуральных льгот денежными компенсациями, что вызвало волну протестов российских пенсионеров, калмыцких, не в последнюю очередь.
А вот на аналогичном 450-летии башкирского народа в 2007-м присутствовал Владимир Путин. Мешков с деньгами, которых, судя по всему, не хватило калмыцким властям в 2009-м, он не привёз, но статус тамошних мероприятий, спору нет, повысил. Как никак, по центральным телеканалам было пару сюжетов из Уфы, а вот о памятном событии у нас – ни слова.

СОМКНИТЕ ЧЕЛЮСТИ, ГОСПОДА!

Молчание, причём отнюдь не многообещающее, было и задолго до юбилея-400. О нём наши верховные чины во главе с Илюмжиновым, если и говорили, то как-то тезисно и от случая к случаю. Не то что-то более цельное в их мозгах не возникало. Не то политическая воля и страсть куда-то испарились. Не то деньги – что вероятнее всего. Хотя, вполне возможно, не хватало всего понемногу.
Но и уповать на отсутствие денежных траншей из Москвы было бы смешно. Если не сказать, глупо. А всё потому, что Алексей Орлов, в интервью «ЭК» в начале лета 2011 года, вдруг распахнул душу до таких масштабов, что челюсти у наших читателей до сих пор не становятся на место.
Один из его пассажей на тему юбилея-400 был, например, таким: «… из 40 пусковых объектов лишь 26 были сданы, да и то с большой натяжкой. Но самое больное, к сожалению, на сегодняшний день: «зависли» объекты первостепенной социальной значимости – здравоохранения и культурно-оздоровительные. При том, что федеральный бюджет свои обязательства выполнил на 100 процентов». Как следовало понимать то признание-саморазоблачение? Поразмыслим.

ПОЧИСТИЛ ЛИ ОРЛОВ «АВГИЕВЫ КОНЮШНИ»?

Но чтобы добраться до истины, или хотя бы до её экватора, небезынтересно изучить другую часть всё того же интервью Орлова. «При обсуждении этой темы (очевидно, недостроя юбилейных объектов. – Прим. А. Е.) с председателем правительства, с президентом России я неоднократно ставил вопрос по этому поводу и находил поддержку и понимание, - подчеркнул он. - Но когда встретился с министром здравоохранения РФ госпожой Голиковой, мне было четко разъяснено: все объекты профинансированы в полном объеме, а то, что происходило в Калмыкии, находится в вашей компетенции. Естественно, в этих «авгиевых конюшнях» я сейчас и копаюсь».
Уморительно это читать, ей-богу. Выходит, что Путин и Дмитрий Медведев несделанную, но в полном объёме оплаченную работу калмыцких чиновников-прохиндеев, поддержали и одобрили. Мол, продолжайте в том же духе, мы любой ваш фортель поймём и сильно корить за него не будем.
А вот стоявшая рангом ниже министр Голикова с позицией президента и премьера не согласилась. В приватной беседе с Орловым, правда, и без обращения, скажем, в Генпрокуратуру. А не мешало бы, так как имен на «её» объектах здравоохранения, также обеспеченных финансированием, капитальный ремонт растянулся почти на десятилетие.

СКОЛЬКО БЫЛО «НЕКРАСИВЫХ ИСТОРИЙ»

Чрезмерно контактный Алексей Маратович в 2011-м, помимо удивительных признаний, дал ещё и немало громких обещаний. Опять-таки вдогонку событиям юбилея-400. «На сегодняшний день 8 уголовных дел находятся в производстве в МВД, Следственном управлении Следственного комитета России и прокуратуры в том числе, - сказал он. - Полагаю, что при том, как я отношусь к этому вопросу, постоянно держу на контроле ход следственных мероприятий, в самое ближайшее время мы получим результаты и узнаем, кто конкретно замешан в этой некрасивой истории».
Интрига после этой его тихой угрозы, надо признать, закрутилась даже похлеще, чем с Голиковой и «авгиевыми конюшнями». Захотелось, чтобы все, кто украл хотя бы рубль «юбилейных» денег, получил, по итогам «некрасивой истории», по заслугам. Почему, кстати, в единственном числе, ведь их в виде уголовных дел было целых 8?
Но «постоянный контроль» Орлова за ходом следственных мероприятий вскоре начал угасать, а затем его и вовсе не стало. Как будто он ничего не говорил, а если и говорил, то в шутку. Так что его гневная тирада: «Я буду требовать и настаивать на том, чтобы виновные были найдены; кто-то должен понести за это ответственность, наказание» внимания общественности почти не вызвала.

КАК ДОБИТЬСЯ «ПРОДОЛЖЕНИЯ ФИНАНСИРОВАНИЯ»?

Примерно тогда же «ранний» Орлов произнёс другую, не менее витиеватую, фразу: «…как гражданин, как человек, заинтересованный, чтобы у нас всё это (нормальное бытиё? – Прим. А. Е.) было, во-вторых, как глава республики, заявляю: только под моим личным повседневным контролем можно добиться конкретного результата, получив ответ, кто же всё-таки лично виноват. А потом результаты предъявить федеральному центру, чтобы там поняли: мы не сидим, сложа руки, не закрываем глаза на безобразия, разбираемся. А уж на базе этого аргументировано обозначить свою позицию о продолжении финансирования. Даже непосвященному понятно, что своими силами и средствами нам не осилить эти объекты, тем более, при таком жёстком бюджете».
Осмыслить это скопище бессвязных между собой слов трудно. Но попытаемся. С конца. И упрёмся в вывод: прежде чем честно освоить федеральные средства, наши чиновники скрупулёзно изыскивают лазейки, чтобы их присвоить. Зная современные методы их увода на сторону, своего добиваются, и, как результат, получают за это «по шапке».
Хорошо, если всё заканчивается «лёгким испугом», что, как правило, в 10 случаях из 10 и происходит. Затем, когда страсти утихают, «результаты» предъявляются федеральному центру, что и является аргументированным, со слов Орлова, обозначением позиции о «продолжении финансирования».

***

Самое примечательное: у Путина и правительства такая ересь о хищении государственных денег вызывает, похоже, удовлетворение и «продолжение финансирование» получает новую динамику. Смотришь на весь этот криминальный сыр-бор и думаешь: не целенаправленная и мудрая политика власти перед нами, а игра в казаков-разбойников!
(продолжение следует)

Александр ЕМГЕЛЬДИНОВ

На заседании правительства: наш народ надо накормить, напоить, одеть и обуть! Начнём с последнего.