Сегодня 16:29 17.11.2018

Время показало, что действующая система выборов в Калмыкии является одним из тормозов для возможных и необходимых изменений, направленных на динамичное и зримое развитие нашего степного региона. Во время моих встреч с избирателями самые разные люди, в разных районах говорили, помимо прочего, о необходимости изменений системы выборов в республике, так как действующий порядок фактически лишает избирателей реального права выбора при тотальном засилье «Единой России», касается ли это выборов высшего должностного лица Калмыкии или депутатов республиканского парламента.

На этой неделе я официально  внес в Народный Хурал (Парламент) Республики Калмыкия несколько законопроектов. Самые важные из них – это внесение  серьезных изменений в Закон « О выборах Главы Республики Калмыкия» и практически новый закон о выборах депутатов Народного Хурала. Таким образом, я стараюсь реализовывать свои обещания и  просьбы многочисленных избирателей, с которыми я встречался и общался на  своих  встречах во время избирательной кампании.
          Изменения в законе о выборах Главы предусматривают возможность человеку, претендующему на этот пост, предложить избирателям свою кандидатуру в порядке самовыдвижения. На сегодня такая возможность в действующем законе напрочь отсутствует. Нынешний калмыцкий закон, как всем  известно, допускает к участию в выборах главы кандидатов только от  политических партий. А если люди, как Сергей Собянин в Москве, не хотят выдвигать себя ни от каких партий, а идти на выборы самостоятельно?  Ведь, действительно, по факту, в Калмыкии  подавляющее большинство людей  вообще не состоят ни в какой партии.
          Самовыдвиженцу будет необходимо, в соответствии с федеральным законодательством, кроме подписей муниципальных депутатов, собрать не менее полпроцента подписей от числа всех избирателей, зарегистрированных в Калмыкии. Естественно, в моем законопроекте выборы высшего должностного лица Республики Калмыкия проводятся в соответствии с Федеральным законом "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" и  Федеральным законом "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации", в соответствии со Степным Уложением.
В этом законопроекте вводится механизм самовыдвижения кандидата на должность Главы Республики Калмыкия по единому  республиканскому избирательному округу, определены условия выдвижения, порядка осуществления сбора подписей избирателей Калмыкии,  проверки  необходимых сведений и документов кандидата, подписных листов избирателей, регистрации  кандидата – все соответствует  действующему избирательному законодательству.
Также в предложенном мной законопроекте предлагается уменьшение  числа подписей муниципальных депутатов, собранных  в поддержку выдвижения того или иного  кандидата  с девяти процентов до пяти от общего числа указанных депутатов, так называемый муниципальный фильтр.   Минимальный порог  количества подписей   муниципальных депутатов, необходимых для регистрации в пять процентов,  на сегодня установлен в Ярославской области, Красноярском крае, Волгоградской, Иркутской, Кировской, Оренбургской, Тюменской и др. субъектах РФ. У нас он один из самых высоких в стране, выше среднего по регионам, который составляет 7 процентов.
Здесь необходимо отметить важное: в настоящее время ведущими  юристами по избирательному праву, политиками, социологами и общественными экспертами ставится вопрос о  полной ликвидации муниципального фильтра. Изменение данной нормы сегодня активно обсуждается  в ЦИК РФ, по мнению ее председателя Э.Памфиловой, самовыдвижение кандидатов, будучи разновидностью непосредственного выдвижения кандидатов, остается на сегодня одной из эффективных гарантий пассивного избирательного права граждан Российской Федерации. 23 октября в ЦИКе состоялось большое совещание по совершенствованию избирательного законодательства. В обсуждении приняли участие эксперты и представители  всех партий. Все до единого, за исключением «Единой России», высказались за полную отмену пресловутого муниципального фильтра.
              Теперь о выборах депутатов Народного Хурала. Избиратели хотят и должны иметь возможность выбирать не только и не столько  партийные списки (как не выбирай – все «Единая Россия». Привет «Приманыческой» избирательной комиссии!), а конкретных личностей из своего поселка, района, города,  конкретного человека со своей историей, заслугами, уважением и авторитетом. И пусть выдвигаются самые разные люди, и только избиратели того или иного поселка, города, района решают, кого  бы они хотели видеть  депутатом Народного Хурала.
       Законопроектом предусматривается, что выборы депутатов Народного Хурала (Парламента) Республики Калмыкии проводятся на основе смешанной избирательной системы, в соответствии с которой 18 депутатов избираются по одномандатным избирательным округам (один депутат – один округ),  9 депутатов – по республиканскому единому избирательному округу пропорционально числу голосов избирателей, поданных за республиканские партийные списки кандидатов.
         Для этого на территории Республики Калмыкии образуются 18 одномандатных избирательных округов. Образование одномандатных избирательных округов осуществляется на основе средней  нормы представительства избирателей, определяемой на один округ, что обеспечивает примерное равенство округов по числу избирателей. Схема одномандатных избирательных округов утверждается республиканским законом, согласно проекта, сроком на 10 лет.
 На выборах депутатов Народного Хурала (Парламента) Республики Калмыкии кандидаты выдвигаются, как  непосредственно, т.е. может быть  путем самовыдвижения и путем выдвижения их политическими партиями – это по одномандатным округам,   так  и в составе общереспубликанских партийных списков кандидатов, как в действующем законе.  
Регистрация республиканского  списка кандидатов, а также кандидатов, выдвинутых политической партией (из списка) по одномандатным избирательным округам, осуществляется без сбора подписей избирателей. Кандидатам, выдвинутым в порядке самовыдвижения, необходимо собрать не менее 0,5 процента подписей избирателей от общего числа избирателей своего одномандатного округа.
Соответственно, избиратели будут голосовать  двумя видами избирательных бюллетеней: один – для голосования по республиканскому  избирательному округу, другой – для голосования по одномандатным избирательным округам.
              Еще одно важное нововведение в закон о выборах депутатов Хурала касается методики распределения депутатских мандатов. Я предлагаю изменить нынешнюю методику. Дело в том (это я уже говорю, как бывший преподаватель математики), что при распределении партийных  мандатов существует  около десятка различных  методик, с помощью которых мандаты могут быть распределены между списками кандидатов. Эти методики в целом  подразделяются на две группы: методы квот и методы делителей.
        Федеральный закон "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" оставляет выбор конкретной методики за субъектами Российской Федерации.
        Чтобы не утомлять наших читателей, только скажу, что в большинстве региональных избирательных  законах  применяется методика, основанная на квоте Хэра и методе наибольшего остатка. Единственное исключение – Республика Калмыкия, где применен метод делителей д’Ондта ( или метод Империали). Это - данные Независимого Института Выборов.
          Разница заключается в том, что когда  число распределяемых мандатов невелико (как в Калмыкии-27), различия в результатах применения разных методик могут быть достаточно  существенными. В большей степени партиям-фаворитам благоприятствует метод Империали, который допускает существенные отступления от пропорциональности в ущерб партиям-аутсайдерам.
          Т.е. при применении на выборах в Калмыкии действующий  метод распределения  всегда добавляет больше  «дополнительных» мандатов «Единой России», когда при применении метода квот больше  мандатов в Народном Хурале получили бы КПРФ и «Справедливая Россия».
            Необходимо отметить для наших избирателей , что принятие и реализация этого закона, как и изменений выборов Главы, не потребует выделения дополнительных финансовых средств из республиканского бюджета.
В моем законопроекте, в соответствии с федеральным законом, подробно прописаны вопросы, касающиеся принципов проведения выборов депутатов, выдвижения и регистрации республиканских списков кандидатов и одномандатников, аннулирования и отмены их регистрации, предвыборной агитации, финансирования выборов, голосования и подсчета голосов избирателей, обжалования действий и решений избирательных комиссий и т.д.
Сегодня подавляющее большинство российских  политологов и социологов, научно-общественных институтов отмечает тот факт, что смешанная система выборов является наиболее оптимальным и приемлемым вариантом, используемых в ходе проведения парламентских выборов вследствие того, что при ее использовании происходит нивелирование недостатков и достоинств мажоритарной и пропорциональной систем.
Данная электоральная формула одновременно обеспечивает представительство территорий и  партийное представительство. При этом избиратели Калмыкии имеют неоспоримое преимущество голосовать как за определенного кандидата, так и за партийный список, т.е. реально выбирать.
          При использовании мажоритарной системы, т.е. при введении одномандатных избирательных округов, сокращается связь между избирателями республики и избранными депутатами Народного Хурала, повышается выборная конкуренция и политический интерес наших жителей.
           Активные  беспартийные граждане республики благодаря данной системе могут объявляться самовыдвиженцами и принимать полноценное участие в выборах. Современная российская политическая практика показала, что из 85 субъектов Российской Федерации на сегодняшний день выборы по партийным спискам остались только в нескольких  регионах , а именно  в Чеченской Республике, Ингушетии, Дагестане, Калмыкии, Кабардино-Балкарии, Мордовии, Алтайском крае. А во всех других субъектах действует смешанная система выборов в законодательные собрания. А  в Москве выборы в Московскую городскую Думу проходят полностью по одномандатным округам  (общегородские  партийные списки  вовсе отсутствуют).  
 Я считаю, что принятие данного закона направлено на расширение демократических норм,   позволяющих усилить  реализацию принципа народовластия, повышает ответственность и авторитет народных избранников, укрепляет взаимодействие между обществом и государством, увеличивает доверие между различными институтами гражданского общества в республике ,и  что для меня  очень важно- способствует мотивации  молодых людей  на общественно-значимую деятельность в  самых различных сферах жизни  Республики Калмыкия.
   
Намсыр Манджиев,           
депутат Народного Хурала (Парламента) РК                         

Избирательный бюллетень сильнее пули. Авраам Линкольн