Сегодня 00:23 27.04.2024

На минувшей неделе в Элисте, на территории Сити Чесс, открылся Дом предпринимателя. Под многообещающей вывеской «Мой бизнес».

Торжественно открылся, важно отметить, с лентоперерезанием, надувными шарами, почему-то, бледно-оранжевого цвета и бравурной музыкой. Да и как иначе, если его долгожданный запуск предусматривался подписанным ещё в июне текущего года соглашением между Минэкономразвития России и нашей республикой.
Другая немаловажная деталь, обойти которую стороной невозможно: в
церемонии открытия будущей обители калмыцких предпринимателей (кстати, почему «Дома», ведь до этого он 20 лет просуществовал в статусе Дворца шахмат) приняли участие, давно не появлявшийся «на людях» Алексей Орлов, облачённая в ярко-оранжевый брючной костюм глава Минэкономторга республики Зоя Санджиева, две её старшие по статусу коллеги из Москвы, а также представители местного бизнес-сообщества (есть, оказывается, у нас такая прослойка не сидящих, сложа руки, людей) и плюс ко всему гости из организаций инфраструктуры поддержки субъектов МСП (так написано в официальном пресс-релизе форума) других регионов. Кто входит в то, что выделено жирным шрифтом? Очевидно, чиновники и чиновницы, как-то поддерживающие местный малый и средний бизнес в его ожесточённой борьбе за выживание.
Но Орлов, в противовес, считает, что всё не так уж и плохо, раз у предпринимателей степного региона  вместо старых возможностей для реализации своих амбициозных и масштабных проектов появляются новые. При этом глава РК, как обычно, в своей многозначащей манере, добавил, что для республики  «любой мало-мальски значимый проект, который  имеет жизненно важное значение для бизнес-сообщества,  является  стратегическим».


***

Вот и думай после этого, соображай, с какого, хотелось бы знать, перепугу «мало-мальский» проект, то есть, по своей сути незначительный и мизерный, вдруг превращается для Калмыкии в существенный? Неужели дела настолько заунывны и плохи, что радоваться остаётся всяким второстепенным деталям?
Но развивать дальше свою витиеватую мысль и тем самым погружаться в мало оптимистичные дебри, как никогда, задумчивый Орлов не стал. Дополнив, правда, речь фразой, которую никак иначе, как фигурой речи, не назовёшь. Открытая на территории Дома площадка, по его мнению, должна свидетельствовать о том, что он и правительство республики «открыты для диалога» и «предоставляют новые возможности бизнес-сообществу республики».
А завершил свой спич всё-таки словами надежды. На то, что  этот самый «Дом-2» (первоначальный всё-таки был для шахмат) станет местом, где тебя всегда примут и поддержат. А, во вторую очередь, -  пристанищем дружбы, сотрудничества и возможного перспективного развития. Последнее, вообще-то, лучше было поставить во главу угла.
Гостьи из федерального Минэкономразвития, поздравляя собравшихся со знаменательным открытием (всё время хочется сказать: Дома колхозника), не упустили возможности сделать реверанс и в сторону Орлова - назвали его работу образцом  «быстрых результатов, гибкой команды». Прозвучало и такое пожелание калмыцким бизнесменам: чтобы они в свой родной Дом приходили с удовольствием и обогащались всеми необходимыми ресурсами для движения вперёд.


***

Поскольку «ресурс» есть ничто иное как «вспомогательное средство», то возникает вопрос: будет ли «помощь средствами» реальной, а не декларативной, и за счёт, пардон, за тавтологию, каких ресурсов?
Для полноты картины необходимо заметить, что на четырёх этажах Дома предпринимателей, будут одновременно нести свою вахту сразу четыре Центра – развития предпринимательства, поддержки предпринимательства, кластерного развития и регионального инжиниринга. Тут же возникает вопрос: а чем первый Центр будет отличаться от второго, ведь развивать, по сути, новое, но хорошо забытое, старое дело без чьей-либо поддержки сложно?
Но это лишь начало начал. Есть также и, видимо, на всё тех же 4-х этажах бывшего Дворца шахмат, туристский информационный центр,  Информационно-консультационная служба АПК РК и  другие организации, доступные предпринимателям  в режиме «удалённого доступа». А ещё предусмотрен коворкинг-центр с отдельной переговорной комнатой и зоной отдыха.
Министр Санджиева в итоговом слове, как и следовало ожидать, заметила, что открытие Дома – важная веха в развитии предпринимательства Калмыкии. Было бы, конечно, странно слышать из уст профильного министра что-то противоположное. Хотя, признаться, и то, что она обозначила «важной вехой», наводит на размышления.
Вообще, глава Минэконома РК время от времени пытается говорить максимально просто и доходчиво, но получается не очень. Не так давно она загнула следующее: «К сожалению, хочу отметить, что низкая активность у нас муниципальных практик, муниципальных заявок – всего лишь два муниципальных образования подали заявку на лучшую муниципальную практику». Хорошо, что почти никто из репортёров не слышал -  каждый был занят своим «мобильником».


***

И всё же, с чего это вдруг Орлов и Санджиева решили, что предпринимательство, правильнее сказать, малый и средний бизнес республики нуждаются именно в открытии своего Дома? Неужели они и в самом деле уверены, что после его пафосного запуска на «околоземную орбиту» торговцы на рынках Элисты и водители-газелисты хлынут толпой в Сити Чесс, чтобы обогатиться какими-то там «ресурсами» и соприкоснуться в режиме «удалённого доступа» с «коворкингом» и «инжинирингом»?
Им бы, нашим средним и малым предпринимателям, точнее, тем, кто в их рядах уцелел, чего бы попроще. И понадёжнее. Чего конкретно – не знаю. Тут надо бы брать повыше - на уровне главы республики и министра Санджиевой. Рабочие места нужно создавать, чтобы у наших земляков появилась возможность зарабатывать. Желательно побольше, и это обязательно спроецируется на доходы тех, кто занят в сфере услуг. Всё очень просто.
Когда-то предприниматели республики были побогаче и, я бы сказал, деловитее. У них даже имелись свои профессиональные ячейки, через которые они вели свою работу. Это Союзы парикмахеров и пекарей, Гильдия ремесленников и ремесленная палата, ну и в том духе.
Сейчас их, по всем признакам, нет и в помине, да и сам Союз предпринимателей Калмыкии не то ушёл, по примеру своих подопечных, в небытие или же притаился до лучших времён. В качестве назидания потомкам: бизнес, в каком бы то ни было виде, не для нас. Не для нашей провинциальной глухонемоты.


***

Так что потуги наших властей что-то оживить носят, большей частью, показной характер. Есть предчувствие, что Дом предпринимателя, если и наберёт нужные обороты, то очень не скоро. Власть в республике даже успеет поменяться, а новая об инициативах старых в одночасье забудет.
И вместо «Дома-2» кто-то в другом ярко-брючном одеянии вскорости затеет что-то на животноводческую или плодоовощную тематику. А может быть, там задумают Дом национальной кухни, где на всех 4-х этажах будут располагаться Центры борцика и джомбы, дотура и кюра. Министры-то уходят и приходят, а есть хочется всегда. И станет это бывшее шахматное место любимым для тех, кто с этой мудрой игрой совершенно не знаком.
Так и хочется в качестве эпилога воскликнуть: Кирсана Илюмжинова на вас нет, господа властные чиновники! В год 20-летия Всемирной шахматной олимпиады о его детище – Дворце шахмат – надо бы вспомнить в более положительном контексте. Да и вообще, неужели трудно запомнить, что от смены вывесок мало что меняется?..
Владимир Путин читает анекдоты про переименование милиции в полицию и посмеивается: «Так! Хорошо! Вместо того, чтобы обсуждать тяжёлое экономическое положение в стране, они обгладывают кость, которую им Медведев подкинул!»

Алексей МАНГАТОВ

Выгоднее всего продавать людям их мечты…