Сегодня 03:31 27.04.2024

На пресс-конференции Алексея Орлова для  калмыцких и федеральных СМИ (26 июля) прозвучали вопрос и ответ, как показалось, не самые злободневные. То есть, их затем никто подробно не обсуждал, а зря. Речь ведь шла о теме диковинной и поднятой давно - строительстве в Элисте ледового стадиона.

Глава республики, помнится, разговор подхватил, как ловкий хоккеист шайбу. Пояснив с ходу, что с Минспорта РФ на этот счёт подписан документ, и это едва ли не самое определяющее. По нему федеральное министерство якобы готово выделить Калмыкии 100 миллионов рублей, но, чтобы их заполучить, нужно и самим пошевелиться. По-другому: выкроить деньги из регионального бюджета, что не очень просто, а для полного счастья найти и инвесторов, что сложно вдвойне.
Кстати на той же встрече с прессой Орлов, касаясь судьбы забытого всеми футбольного клуба «Уралан», ещё раз публично заявил: «Относительно «Уралана» я неоднократно говорил, что моя однозначная позиция не изменится: из бюджета республики мы финансировать профессиональный клуб не можем и не будем».
Но почти тут же, ледовой арены ради, вдруг решил в государственный кошелёк всё-таки залезть. Нисколько не задумываясь над тем, как это «художество» правительства РК оценит работающее население республики. Подолгу, почти как в 90-е годы, не получающее из того самого бюджета зарплату.

***

Одним словом, «ледовый проект» Орлова, так или иначе, упёрся в финансы. В нехватку денег, что, кстати, можно было предусмотреть заранее. Без них заглохнет, не начавшись, само строительство, триумфальный финиш которого глава РК обещал в конце будущего года. Или же – в начале 2020-го.
Но может так получиться, что всё затянется на несколько лет. Как с «Ойрат-Ареной». Её ведь тоже возводили «вскладчину» с федеральным центром, но наша сторона, как обычно, условия игры нарушила. Правильнее сказать, их соблюдала, но с заметными перекосами. Обусловленными давней, но, по сути, безнаказанной забавой калмыцкой власти уводить целевые рубли туда, куда ей хочется.
Так что есть сомнения, что и с «Мёсн-Ареной» (рабочее название объекта от «ЭК») кувыркания повторятся. Со ссылкой на «корректировки» из Москвы, разного рода «согласования» и «госэкспертизы» - то есть, на то же самое, что всё ещё не даёт завести левокумскую воду в Элисту. Которая, по одним бумагам, вроде как здесь. Но по другим, более серьёзным, её в нашем городе нет. Что из этих двух вариантов людям, её якобы потребляющим, более приемлемо, никто не говорит. Да и сама она, ставропольская Н20, нам вроде как уже и не нужна.


***

Ставший вдруг легендарным Артём Дзюба, после ЧМ-2018 и в пылу эйфории, угодливо посоветовал Владимиру Путину сменить коньки на бутсы. Дескать, страна наша больше футбольная, чем хоккейная. Президент пообещал подумать, чем подзадорил не менее заводного Илью Ковальчука. Тот молчать не стал, отметив, что спорт №1 в России – это хоккей. А в футбол у нас всерьёз если и играют, то только в Москве и Питере. Да и то потому, что там денег много.
Как же он прав, по-настоящему заслуженный мастер спорта, чемпион Олимпиады, мира и страны! Вполне возможно, что эти его слова дошли до главы Калмыкии, чаще всего думающего и поступающего как Путин. Но в этот раз «шиворот-навыворот» получился. 
В ходе всё того затяжного брифинга 26 июля Орлов, продолжая уралановскую тему, завёл речь о поддержке детского спорта и в качестве «наглядности» привёл «замечательный современный стадион», который, с его слов, передан на баланс РСДЮСШОР.

***

«Поддержка детского спорта» - это, кто бы спорил, хорошо. Если, конечно, она не окрашена в декларативные цвета. Но вот что касается передачи на баланс юным футболистам целой арены с двумя тренировочными полями, то это, извините, абсурд. Попытка свалить что-то неподъёмное с больных голов взрослых на здоровые головы детей. Точнее, тех, кто с ними возится, и мечтает о том, чтобы работа эта была по максимуму с отдачей.
Но ситуация больше напоминает жизнь согласно поговорке «Нате вам боже, что нам негоже». Хотя, если докопаться до сути, звучит она, поговорка эта, не совсем так, и бог здесь ни при чём. Ситуация, вообще-то, больше схожа с гуманитарной помощью России от стран Запада в начале 90-х. Как тут забыть сомнительного происхождения еду и прочий импорт, не принимать которые было не в наших традициях?
Помогать нашей футбольной поросли, как, впрочем, и всему детскому спорту, взрослые обязаны. Но в совершенно ином формате. Наладить, к примеру, небольшое, но устойчивое финансирование. Чтобы дети могли без приключений отыграть матч или турнир за пределами республики, и чтобы их вояж оплачивали не родители или добрые спонсоры. Кстати, получить на попечение такую махину как стадион «Уралан» и обеспечить бесперебойный уход за ним – это обуза. Без ясной мотивировки и, как следствие, перспектив.
То же самое и «Мёсн-Арена», или как она там будет называться. Вбухать в её запуск сотни миллионов рублей (и при этом часть из них беззастенчиво «потерять») дело нехитрое, но любой проект, как известно, должен себя оправдывать. Это в СССР строили напропалую, не жалея денег и не особо задумываясь над тем, насколько это нужно кому-то. Потому как тогдашняя жизнь, как ни крути, доказывала: всё, что ни строится, к лучшему.

***

Но вернёмся к «однозначной позиции» Орлова не финансировать ни под каким соусом «Уралан», которого и в природе-то не существует. Но прозвучали его слова, конечно, звонко, хотя и проникнуты были чистой воды популизмом. Ввиду, например, того, что в российском профессиональном футболе лишь пять команд обходятся без дотаций государства («Спартак», ЦСКА, «Краснодар», «Зенит» и «Локомотив»).
Первые три принадлежат частным лицам, две другие - госкорпорациям «Газпром» и РЖД. Ну а остальные сосут могучую грудь своих регионов, и никто их, точнее, их губернаторов, за это не шпыняет. Стоит заметить, что речь идёт не о 50-ти или 100 миллионах рублей. Речь - о суммах под миллиард.
Понятно, что для калмыцкой казны и 100 миллионов рублей для «Уралана» деньги немалые. Но ведь столько на сезон и не требуется. Достаточно будет и четвёрти от того, а нагрузку можно распределить между республикой и предпринимателями. Никто не даст? Логично, но ведь 50 «лимонов» для «Мраморного мяса Калмыкии» Орлов и его команда собрать смогли. Не особо упираясь к тому же.


***

Выходит, что пожелание Ковальчука Путину глава Калмыкии расслышал привратно. И вместо футбола, без раздумий, взялся за воплощение в жизнь «ледово-дворцовой» идеи. А на ближайшем брифинге даже поспешил сообщить: «Уже идёт завоз строительных материалов, мы рассчитываем, что осенью этого года начнётся строительство». Осталось, правда, неясным: по какому адресу шёл «завоз», и «строительство» чего начнётся вот-вот.
Любопытства ради, впрочем, автор этих строк всё же побывал на днях на предполагаемом месте возведения «Мёсн-Арены». На территории заброшенной автостоянки вблизи скульптуры О. Бендера – это если кому-то интересно знать. Обошёл её со всех боков, внимательно осмотрел, но никаких «завезённых» стройматериалов для будущей «стройки века» там не обнаружил (на снимке). Может, речь шла о месте, где когда-то красовался «Купол», - но и там ничего, кроме зарослей бурьяна, увидеть не удалось.
Уместно тут напомнить, что надувная спортарена потому и сгинула два года тому назад, что оказалась никому не нужной. Прежних хозяев из команды Кирсана Илюмжинова от управления ею отстранили, а незадачливые новые лишь считали выручку от эксплуатации, о будущем думая меньше всего. В итоге, погрязнув в перипетиях затратного и хлопотного «Купола», Орлов и его окружение переключились на нечто более громоздкое и нешутейное.
И вот тут есть смысл напомнить о виртуальности действий нашей власти как таковой. Хорошая задумка, точнее, смачно озвученная задумка, вовсе не означает её неминуемое воплощение на практике. Прежний босс республики, например, обещал возвести порт в Лагани, сад Майтрейя и «McDONALDs» в Элисте, но ничто из этого не вышло. Нынешний глава калмыцкого престола оказался мечтателем поскромнее, хотя и его фантазии ничего общего с реальностью не имели. Почти не имели. Вот и с катком он, похоже, погорячился…

Александр ЕМГЕЛЬДИНОВ

Власть всегда держит руку на пульсе жизни народа. Кстати, самое эффективное место для прощупывания пульса — горло.