Сегодня 17:41 23.09.2018

Буквально на днях на городских улицах появились 15 новеньких автобусов, которые стали обслуживать несколько проблемных маршрутов. Дело это во всех отношениях полезное для жителей степной столицы, о чем непреминули громогласно заявить власти. А обыватели не оставили без внимания тот факт, что очередное «новшество», призванное решить транспортные проблемы, чудесным образом совпало с предвыборной кампанией в Народный хурал.
Почему очередное? Если сделать небольшой экскурс в новейшую историю нашего города, то это уже третье по счету появление хоть и небольших, но автобусов на столичных дорогах. Причем каждый раз это была инициатива властей в ходе разных предвыборных кампаний. Других причин не было.

 Впервые эта тема была оригинально и эффективно, как казалось организаторам, обыграна во время выборов мэра Элисты образца 2005 года. Горожане помнят, что те выборы были прямыми, а фаворитом властей являлся действующий градоначальник Радий Бурулов. Так вот, тогда на столичные маршруты вышло почти два десятка автобусов марки ПАЗ. К большому неудовольствию «газелистов», переживавших пик своего развития. Те дни для них были относительно сытыми, а ГАЗели-кормилицы довольно новыми. Так что появление потенциальных «конкурентов» перевозчики особенно не замечали и не бузили. Тем более, что их деятельность жестко во всех отношениях контролировал транспортный отдел мэрии. Уже тогда по городу ходили слухи, что с «газелистов» кормятся оседлавшие их чиновники и бандиты. И для людей имевших некоторых капитал считалось хорошим тоном иметь пару-тройку маршрутных микроавтобусов. В общем, новшество в форме «пазиков» имело предсказуемо временный характер – пассажиры получили возможность передвигаться по городу в более комфортабельных условиях, что для «газелистов» стало временным неудобством. Последующие события это полностью подтвердили.


 Спустя какое-то время от пропиаренной «эскадры» белых «пазиков» остались считанные единицы. Поясним, что новые автобусы были преданы на баланс муниципальной структуре, которая впоследствии обанкротилась. Это явилось совпадением целого ряда интересов. Потому в работе автобусов никто не был заинтересован. Городские чиновники, владевшие отдельными «ГАЗелями» и даже целыми маршрутами, своим «кровным» рублем делится с конкурентом, порожденным хоть и на время их усилиями, никак не желали. Многие из тех «слуг народа», ходивших в «шестерках» у своего патрона и сейчас на хороших местах во власти. Они прекрасно понимают, о чем идет речь. Да и как забыть тот поток налички, который обязывали собирать бригадиров по разным поводам. То «поляну накрыть» для мифической комиссии, то на день рождения скинуться куратору из мэрии, то людям в погонах отстегнуть. Всех дел и не упомнишь. А ведь еще надо было семью кормить и склонное к поломкам изделие отечественного автопрома ремонтировать.


Также были настроены крутые пацаны, собиравшие дань с маршрутчиков. Они четко понимали, что с муниципальным транспортом такой фокус не пройдет. К их общей радости затея с автобусами в итоге полностью провалилась. Но для простых обывателей и правоохранителей это был тревожный звонок – теперь было ясно, что на самых хлебных секторах городской экономики интересы представителей власти и неформальных группировок совпадают. Но при этом до конфронтации дело не доходит, потому что стороны по умолчанию делят рынок и добывают живые деньги. Нал. Каждый своим способом.


При этом «пазики» вчистую проиграли и в экономическом плане. В середине нулевых на городские улицы ежедневно выходили почти пять сотен (!) ГАЗелей. Это по официальным данным. Тягаться с такой «армией» неповоротливым автобусам на узких улицах было нереально. Шустрые микроавтобусы частенько уводили клиентов из-под носа, а гоняться за ними было бесполезно. Уже тогда водители автобусов жаловались, что сделать план им очень тяжело. И это несмотря на заверения городских властей о «социальном» характере проекта, с бесплатным проездом для пенсионеров и репрессированных, и прочих земных радостях для пассажиров. А у «газелистов» был ряд неоспоримых преимуществ – новый микроавтобус окупался за полтора-два года, соотношение цены на проезд (10 рублей) и газ (11 рублей) было практически идеальным. Спустя несколько лет перевозчики будут об этом вспоминать лишь в сладких снах. Как и элистинцы о первом пришествии «пазиков». Настоящий «город снов».


Отметим интересное совпадение. «Пазики» образца 2005 года бесследно исчезли с улиц Элисты, да и мэру Р. Бурулову толком не пришлось доработать этот срок до конца. Противостояние с региональными властями в 2009-10 годах завершилось полнейшим фиаско.                         
 
Второе пришествие в калмыцкую столицу столь полюбившихся властям автобусов марки ПАЗ случилось аж через восемь лет. И пришлось оно на август 2013 года, в самый разгар предвыборной кампании в Народный хурал. Да, на ум снова приходят мысли о странном совпадении в пользу партии власти. Кто подсказал реанимировать провалившуюся в 2005 году затею неизвестно, но автора можно запросто вычислить. Дело было всего пять лет назад, так что вспомнить детали этого события не составит особого труда. Напомним, что это было, судя по восторженным статьям в республиканских СМИ,  мероприятие «вселенского масштаба» для калмыцкой столицы. Хотя речь шла всего о десятке «пазиков», ключи от которых водителям лично вручил глава Калмыкии Алексей Орлов.


Региональные власти говорили, что это «важный социальный проект по организации работы общественного транспорта реализуется предприятием «Информационно-правовое агентство» совместно с ОАО «Росссельхозбанк» по инициативе и при поддержке Алексея Орлова». Но уже тогда у большинства обывателей закралось смутное сомнение об успешном исходе очередного предприятия. Вспоминая события 2005 года, невольно вспоминалась канувшая в небытие колона «пазиков» тех лет. Горожан снова задавали друг другу вопрос – куда делись те автобусы, кто в конце концов их продал и нажился? И как будет в этот судьбоносный раз?  
А представители власти, нисколько не вспоминая плачевный опыт прошлых лет активно пиарили обычный автобус, будто речь шла о престижной иномарке, которая наверняка стояла у них в личном гараже. Хотя если вспомнить советские времена, то ПАЗ занимал одно из последних мест в автобусной иерархии. Из-за простоты своей и спартанских условий для пассажиров обслуживал он только районные маршруты или использовался только как ведомственный транспорт. Если говорить образно, языком любителей охоты, который понимает глава региона, то это мелкая дичь, не заслуживающая серьезного подхода. Но, как говорится, на безрыбье…  
Масло в огонь в очередной раз подлило региональное (прорывное) правительство, которое намекнуло, что «решается вопрос об установлении с 1 января 2014 года льгот для ветеранов Великой Отечественной войны, ветеранов труда, инвалидов, многодетных семей, реабилитированных лиц и других категорий граждан, нуждающихся в государственной поддержке. В настоящее время в Элисте проживает около 39,6 тысяч граждан, получающих меры социальной поддержки по федеральному или региональному законодательству». Так вот этой категории граждан предусмотрена «ежемесячная денежная выплата в размере 100 рублей за проезд на внутригородском (внутрирайонном) маршруте». Но чиновники не подумали, что этот лимит включает всего десять поездок в месяц, а потребность среднестатистического пенсионера гораздо больше. И не у каждого пожилого человека близкие, в отличие от тех же чиновников, имеет личные автомобили. Слугам народа в таких случаях надо самим протестировать на себе норму, прежде чем запускать ее в массы. И первопроходцем в этой когорте должна стать улыбчивая министр соцразвития Марина Ользятиева. Пусть попробует поездить на работу на 100 рублей в месяц!  


А вот какие слова пять лет назад «пазикам» посвятил А. Орлов: «Сегодня в Элисте возрождается городской общественный транспорт. Десять автобусов –  наши первые ласточки, это только начало. Наша главная задача – увеличить общественный автопарк вдвое до конца текущего года, а впоследствии довести количество автобусов до 50. Появление автотранспорта послужит развитию конкуренции в сфере пассажирских перевозок, а значит, и улучшению качества предоставляемых услуг. Граждане льготных категорий наконец-то смогут реализовать своё право на бесплатный проезд. Обращаясь к вам, водителям, которые выведут автобусы на городские улицы, хотелось бы пожелать поменьше технических проблем и встреч с ГИБДД». Не просто дежурные фразы, а ода общественному транспорту. Наверное, в таком духе запускали первый экспресс в тоннель под Ла-Маншем.  
Не беремся судить, насколько умело осуществляло свою деятельность «Информационно-правовое агентство» (ИПА), но к нынешнему году встретить «пазик» на элистинских улицах можно было с такой вероятностью, что и реликтового розового фламинго. До прошлого августа в коридорах власти о мифических 50 автобусах никто и не вспоминал, сногсшибательную идею отложили на дальнюю пыльную полку. Рядом с проектом «кетченеровского мясокомбината», «левокумкой» и другими задумками. Идея образца 2013 года не принесла пользы ни горожанам, ни дельцам от власти. Первым так так не пришлось распрощаться с надоевшими ГАЗелями, а вторые, судя по тому, как пропал интерес, не смогли на этом заработать.    


Как будет на этот раз? Вероятно, сейчас за дело берутся городские пацаны. Согласно недавней информации начальником ИПА назначен Виктор Максимов. Он является депутатом горсобрания и соратником нынешнего «сити-менеджера» Окона Нохашкиева. Возможно, под новые автобусы образца нынешнего года будет создана отдельная муниципальная структура. Ведь технике требуется обслуживание и внимание. Опасение вызывает то, с какой легкостью власти забывают о прежних уроках и не учатся на ошибках предшественников. Впору серьезно задуматься о необучаемости этой породы людей. 

   
С конкурентами в лице «газелистов» будет проще. Микроавтобусов на улицах сейчас едва не в два раза меньше, чем в эпоху расцвета. Их число не превышает 250-300 единиц. Солидные владельцы давно ушли из этого бизнеса, потому что «там только копейки заработаешь». Даже бывшие «гаишники», ставшие на склоне лет латифундистами. Новую ГАЗель теперь и за пять лет не отобьешь, да при условии, что она за это время не развалится. При этом ежедневный отстег «крышам» равен 100 рублям с микроавтобуса, о чем не раз жаловались анонимные пользователи соцсетей. Вот здесь бы министерству экономики посчитать оборот наличных средств в городском теневом хозяйстве.


А вот горожане очередное, третье по счету пришествие восприняли без особого энтузиазма. К удивлению заботливых властей. Во время одной из поездок автор этих строк слышал, как пожилые женщины со смехом говорили: «Давайте покатаемся, после 9 сентября такого не будет». Впрочем, как и многого другого. А жаль. Народ очередной трюк властей без труда раскусил.

Евгений  БЕМБЕЕВ

В автобусе всегда полно мест, если он идет в обратную сторону.