Сегодня 04:55 27.04.2024

В первую субботу июля в Лагани прошло празднование Дня рыбака. В числе его участников был Алексей Орлов, сказавший немало хвалебных слов в адрес виновников торжества и наградивший наиболее отличившихся «пахарей голубой нивы» ценными подарками и грамотами.

 

«НАЦИОНАЛЬНЫЙ ПРАЗДНИК»?

Но меня, пенсионера со стажем, до глубины души задело то, что это событие обошло население республики, как говорится, стороной. А ведь по калмыцкому телевидению несколько раз крутили репортаж о Дне рыбака в Лагани, назвав его «национальным праздником».
То есть поставили в один ряд с Цаган-сар и Зул, с чем я не соглашусь. Национальный праздник – это всё-таки что-то грандиозное и с охватом всего нашего степного народа. А тут показали счастливых лаганцев и главу республики, дегустирующего со своей свитой вкусную, не сомневаюсь, уху. Нехорошо как-то получилось, однобоко, причём не в первый уже раз. Осадок у меня какой-то на душе до сих пор.
Но почему бы в дни этого самостийного «национального праздника» самому Орлову, правительству РК или Народному Хуралу не блеснуть инициативой – дать команду, к примеру, продавать свежую рыбу на рынках Элисты по чисто символическим ценам. Для престарелых пенсионеров и всего один раз в году! Потому как цена частиковой рыбы (мелкой и крупной) в специализированных магазинах города или на рынке такая, что и мечтать о ней не захочешь.
Почти как мяса, что в советские времена и представить было трудно. Правда, это многие помнят, в свободной продаже свежей рыбы, в отличие, скажем, от баранины и говядины, почти не было. Покупать её удавалось у каких-то скрытных дельцов, торговавших с машин. Браконьеров, наверное.
А вот в знаменитом фирменном магазине «Рыба», что был напротив типографии, на витрине красовалось что-то давно замороженное и потерявшее не только товарный вид, но и все свои вкусовые качества. Зато через «заднее крыльцо» и для блатных там торговали осетриной и чёрной икрой. Однажды мой приятель, на спор, тоже постучал в служебную дверь. Ему открыли, и он попросил пару судаков или сазанов. Каково же было наше удивление, когда ему их продали! За какие-то копейки. Скорее всего, с кем-то попутали!


ЛЕВОКУМСКОЙ КАНИТЕЛИ КОНЕЦ?

Но дальше поговорим не о рыбе, которая пока ещё в море, и которая от наших возмущений и мечтаний сама к нам на сковороду не придёт. Да и рыболовные возможности у республики, говорят, нынче явно уже не те, что при развитом социализме, который все, кому не лень, ругают.
Так вот, в эпоху СССР в нашем Каспийском районе имелись сразу два спецхозяйства по промышленной добыче рыбы – «Каспиец» и «Красный моряк». Трудились в них труженики моря вдохновенно, план отдельные его работяги выполняли на 150-170 процентов. В это трудно поверить, но за день улов некоторых звеньев (мини-бригад) достигал двух с половиной тонн! А вот куда уходила пойманная рыба -  вопрос, причём очень грустный.
Наверное, её, как и мясо с Элистинского и Аршанского комбинатов, отправляли в Москву и Ленинград. А сюда, в качестве «бартера» и в больших количествах, сплавляли мороженную океаническую рыбу (без костей). В зверосовхоз «Аршанский», где выращивали норок. В наши дни их нет, но ту же самую рыбу из дальних морей и океанов, но сомнительного происхождения, продают нам, и мы её, из-за дешевизны, покупаем. Жаль, конечно, что ни Кирсан Илюмжинов, ни Орлов не сделали ничего, чтобы два наших рыболовецких совхоза остались в живых.
Всем известно, что часть каспийского побережья пролегает через территорию РК. Почему руководству РК не решить вопрос по постройке там хотя бы парочки зон отдыха? Простейших, и денег на это много не надо. Было бы желание что-то сделать для своего народа.
Чтобы не рвался он на Чёрное море и не тратил там попусту уйму денег. Попутно хочется спросить у Орлова, когда он закончит возведение Элистинского водохранилища или, на худой конец, очистит Колонский пруд от разной заразы.
На прошлой неделе, кстати, глава республики провёл у себя в кабинете совещание на тему левокумской воды. И вновь, в который уже раз, всех обнадёжил: канитель с водопроводом, который застрял, как заложник у бандитов, где-то под Ики-Бурулом, пора заканчивать. То есть воду надо заводить в Элисту. И назвал даже точную дату конца волокиты – 1 сентября.


ПОД ЧЬЮ ОТВЕТСТВЕННОСТЬ?

Но мне, если честно, от этого обещания Орлов ни холодно, ни жарко. Потому как слова, в него вложенные, снова расплывчаты и потому доверия не внушают. Послушайте, что он сказал 9 августа: «Под мою личную ответственность мы берём на себя обязательство дать воду нашим горожанам 1 сентября. Качественную, и в достаточном количестве».
Любопытно, что газета «Элистинская панорама», на всякий пожарный, видимо, кое-что во фразе главы «подкорректировала»: вместо «наших горожан» вставила «наших граждан». Налицо перестраховка, ибо, если теперь в первый день грядущей осени левокумскую воду «наши горожане» в своих кранах не обнаружат, можно будет сказать, что обещал её Орлов не жителям столицы, а «нашим гражданам». Ики-бурульцам, в частности. Да к тому же не он лично обещал, а «мы», что равносильно «никто».
Глава правительства Игорь Зотов в своём комментарии для КГТРК слова своего босса продублировал почти точь-в-точь, но один его словооборот кажется странным: «Водопровод переходит в республиканскую казну, соответственно, все благотворительные вещи уходят в прошлое…». Ну, если с «республиканской казной» всё, более или менее, ясно (хотя проще было сказать в «республиканскую собственность»?) то с «благотворительностью» не очень. Правительство Калмыкии что, делилось левокумской водой со ставропольчанами?
Но если всё же (чем чёрт не шутит!) пазлы Орлова и Зотова насчёт 1 сентября сомкнутся, предлагаю учредить для региона День воды. Если во всём мире его отмечают весной, мы перенесём его на осень. Желательно, чтобы этот день был объявлен нерабочим, а само празднование сопровождалось обливанием водой в центре Элисты! В Испании существует праздник, в ходе которого тысячи людей забрасывают друг друга перезрелыми помидорами, и длится это веселье два часа. Но нам до томатного баловства ещё далеко…


Геннадий МАНЖИКОВ
член Совета старейшин Калмыкии


Женская грудь – как рыба в воде. Пока в руку не возьмёшь – большой кажется.