Сегодня 23:18 26.04.2024

Пять лет назад, весной 2013 года, Элисту навестил Владимир Путин. Год спустя после старта своего 3-го президентского избрания. С какой конкретной целью он был у нас, так и осталось тайной. Как, кстати, и визит в республику в 2011-м Дмитрия Медведева. С тех пор ни тот, ни другой, здесь не появлялись

Есть, впрочем, версия, что Путин приезжал в Калмыкию во второй, если кто не помнит, раз в соответствии со своим рабочим графиком. То есть в режиме открытости, и какие-либо секреты в себе таить не мог. Да и какая вообще интрига могла быть в контактах со стабильно отсталой республикой у главы государства? О котором мы, кстати, вспоминаем лишь в годы его перевыборов на высокий пост, а он о нас и того реже.
Калмыкия, между тем, выбирая главу государства в 2012 году, предпочла Путина всем остальным его конкурентам с забойным показателем - 70,24 процентов (по стране – 63,60). Лидер КПРФ Геннадий Зюганов проиграл ему у нас, набрав 17 процентов (17,18), а Сергей Миронов («Справедливая Россия»), с которым вдруг задружил, тогда уже не глава республики, Кирсан Илюмжинов, оказался лишь четвёртым – 2,69 процента (3,85), уступив третью позицию Михаилу Прохорову – 6,04 (7,98). Нельзя не отметить: тройку будущих «призёров» наши избиратели предугадали безошибочно
По России, кстати, Миронов занял 5-е место, а явка жителей Калмыкии к избирательным урнам составила 62,00 процента (65,30). Любопытная цифра в завершение: по количеству испорченных бюллетеней наша республика вошла в 20-ку примерных! Герои выборов-2012, одним словом.  
Знакомясь с радующей глаз статистикой, вновь избранный Путин, вполне возможно, в перечне своих будущих деловых поездок как-то отметил и регион 08. Тем паче, что в 2005-м он здесь уже побывал, прошёлся по весенней степи, отведал, очевидно, нашего мяса, хвалёного когда-то Борисом Ельциным («Такой вкусной баранины я в жизни не едал!»), и подумал о том, чтобы такое же удовольствие испытали и миллионы других россиян. Так родилась идея «мясного пояса» России с участием наших овец и коров. К счастью, канувшая в Лету.

***
О Калмыкии Путин вспомнил и накануне того самого вояжа к нам пятилетней давности. Общаясь с депутатами Госдумы, он сказал, что «в Калмыкии, где 300 тысяч населения, только что (в 2010 году. – Прим. Л. Б.) открыли первый бассейн, которого там никогда не было».
Слова главы государства тогда, если кто и понял, то лишь отчасти. Бассейн-то (наверное, плавательный и массового пользования) у нас был и раньше, только вот знали о нём немногие, а посещали и вовсе, словно тайный кружок декабристов, единицы. Потому как неактуальным это считалось в Элисте и даже баловством – плавание в бассейне, похожем на «лягушатник».
Другое дело, причём привычное и полезное ещё с детства, - бултыхание в воде Колонского пруда. Или Ярмарочного, но его Илюмжинов, в угоду своим сиюминутным интересам, осушил до дна, ни с кем не советуясь. В этом году, кстати, тому, печальной памяти принудительному дренажу, как и проходившей рядом шахматной Олимпиаде, исполняется 20 лет.

***
А вот если бы Путин на той же встрече с думскими депутатами сказал: «в Калмыкии, где 250 тысяч проживающих (+50 тысяч живущих и работающих за её пределами. – Прим. Л. Б.), благодаря вмешательству федерального правительства (его он возглавлял в 2008-2012 годах. – Прим. Л. Б.), наконец-то пустили питьевую воду со Ставрополья, вести которую начали ещё при СССР». Вот тогда бы он у нас на выборах 18 марта не 70 процентов набрал, а все 100!
А ещё о нашей республике Путин вспомнил в ходе своей пресс-конференции за месяц до визита сюда. Тогда, выслушивая путанную речь двух калмыцких репортёров, он, помнится, одёрнул одного из них - главреда «Хальмг Yнн» Шавалиева. Мол, «такой здоровый мужик, а отобрал у девушки микрофон».
Но «здорового мужика» эта реплика не смутила и, он, на виду у всей страны, начал клянчить у президента автограф. В угоду своих личных амбиций – для чего же ещё. Которые не угасают и по сей день: Шавалиев, это отмечают все, кто в Доме печати работает, цепляется за любую соломинку, дабы быть наравне с властью и, с унылого согласия этой самой власти, своего добивается.
Удаётся, причём ещё с середины 90-х годов, быть рядом, сначала с Илюмжиновым, а затем и с Алексеем Орловым, их пресс-секретарю Буянче Галзанову. Но назвать это «политическим долголетием» язык не повернётся. Должность эта, если попытаться понять, насколько аморфна, настолько и никчемна.
Но Галзанова это не тяготит. Более того, на почве ненужности он умудряется варганить разного рода выверты, которыми затем накачивает редакторов СМИ. Всерьёз полагая, что это и есть одно из слагаемых его ответственных должностных обязанностей.
Одна из последних его инсинуаций – упрямое продвижение непопулярного даже в провластной прессе Шавалиева в главкомы калмыцкой журналистики. Орлов о фортелях своего спичрайтера, судя по всему, не знает, потому и не высказывается, как недавно Путин: «Он (его пресс-секретарь Песков. – Прим. Л. Б.) несёт иногда такую пургу, что я, наблюдая за всем этим по телевизору, думаю: «Кто ему это поручил?»  

***
Что занятно, плановый приезд Путина в 2013-м стал «слоном» из «мухи» благодаря усердию нашего «Белого дома». Тот же Галзанов, обзванивая главредов своего «пула» с напоминанием пройти аккредитацию, нагонял мраку тем, что прямым текстом, говорят, советовал не болтать лишнего. Хотя о грядущем событии знали даже старушки у подъездов, и важно надувать щёки в той ситуации было, как минимум, глупо.
Но о том вояже к нам главы российского государства все вскоре забыли. Да и он сам о нём вряд ли что-то помнит. В частности, слова, им же однажды сказанные: «В Калмыкии люди талантливые, работоспособные, эффективные». Но почему, чёрт побери, наделённые таким набором плюсов, мы ничего из себя для Кремля, по большому счёту, не представляем?
Как электорат на выборах «2018МАРТА» в том числе. Кажется, что семи оппонентам Путина, да и, похоже, ему самому, почти всё равно, за кого отдаст свои голоса горстка калмыцких избирателей? Раз так, то наш электорат имеет шанс по числу испорченных бюллетеней стать антигероями выборов-2018!
И всё же почему кандидаты к нам так и не явились? Не пообещали, в случае их победы, достатка и душевного комфорта? Понятно, что в такую демагогию и холостые призывы нынче никто не верит. Даже в нашей провинции, но вот от участия в такого рода шоу мы бы наверняка не отказались.
Да и досадно, что в этой, по сути, непроглядной связи отходит на задворки такое важное мероприятие как благоустройство Элисты. В тот приезд Путина, точнее, накануне его, наша столица после зимы похорошела до неузнаваемости. Захотелось всем, чтобы президент приезжал к нам почаще. На радость горожанам и на беду тем, кто отвечает за опрятность города, которая лишь угнетает.

***  
Путин, кстати сказать, на чистоту и порядок и много что другое, к его приезду аврально слепленное, внимания не обратил. Потому как пробыл в Элисте от силы полдня. Прямо из аэропорта он окунулся в атмосферу наших ветхих хибар, которых тогда было немало. А затем провёл в Сити Чесс совещание по вопросам переселения не только жителей Калмыкии, но и россиян в целом, из аварийного фонда.
И где выдал гневный монолог, о котором узнали не сразу и не все. «Как мы работаем? – спросил Путин у всех, кто его слушал в Сити Чесс холле. - Качество работы — ничтожное. Всё поверхностно делается, понимаете? Если будем работать так, то ни хрена не сделаем! …Давайте повысим качество нашей работы …Если мы этого не сделаем, то будем вынуждены признать, что либо я работаю неэффективно, либо вы все плохо работаете, и вам всем нужно уйти …на сегодняшний день я склоняюсь ко второму варианту. И я думаю, что это правильно».
А теперь, внимание, вопрос: а если на выборах-2018 он наберёт процентов меньше, чем хотелось бы, сможет ли эти слова повторить?

Лев БУРГУКОВ

14\03\18