Сегодня 09:25 26.04.2024

24 октября исполнилось семь лет нахождения во главе Калмыкии Алексея Орлова. Какими были эти годы, и под каким углом надлежит оценивать их эффективность или бесполезность? Окончание. Начало в №№ 43 и 44, 2017 г.

У КРАЙНЕЙ ЧЕРТЫ

Примечательно, но Кирсан Илюмжинов политические Обращения к своему народу в канун Нового года не зачитывал ни разу. Ограничиваясь телепоздравлениями 31 декабря, полные эпитетов вроде «мы движемся поступательно, а благосостояние наше неуклонно растёт». Но в эти его слова мало кто вникал, ибо всем давно известно, что на деле всё иначе.

А вот «ранний» Орлов с Обращением выступил. Отметив к тому же, что о «времени компьютеров и космодромов» нужно напрочь забыть. «Мы у крайней черты» - ударил он в набат ещё в конце 2012-го, и эти слова задали тон всем его последующим речам. 

Впрочем, в то, что Калмыкия вдруг достигла «крайней черты», как-то не верилось. Ибо упомянутый главред «Хальмг Унн» Шавалиев изловчился доложить Владимиру Путину обратное: «Мы хорошо работаем, наши животноводы на последней выставке более десяти золотых медалей взяли». А его коллега-землячка, словно министр экономики республики, добавила, что теперь мы не высокодотационный регион, и нами проделана большая работа. Но Путина их бравада никак не задела, и он попросил обоих сесть, до конца не дослушав.

Кстати, самое первое Обращение Орлова (21 декабря 2012 года) 14 раз прерывалось аплодисментами. Понять вот только, что они означали, было непросто. То ли полное одобрение, то ли обычную угодливость, то ли что-то ещё? Наверное, всё-таки второе. Больно уж многие из числа угодников ещё и усердно кивали. В расчёте, что глава РК заметит. 

 

ОХАПКА МЕДАЛЕЙ НЕ В СЧЁТ 

Но было в устных директивах главы и положительное. Их конкретика, прежде всего. То есть, выделяя пункт планирования, он усиливал его сроками исполнения с упоминанием ответственных лиц. Кому-то на это отводилось 8-10 месяцев, кому-то -  два-три от силы. В режиме «исполнил – доложи». Жаль, но дальше слов дело не пошло. 

В другой раз «ранний» глава вдруг охотно заговорил о животноводстве. Которое, с его слов и со слов Шавалиева, только радовало. Возможно, так оно и было, хотя охапка медалей с выставки ещё не свидетель отраслевого роста в целом. Отмечать, что поголовье скота достигло «советского» уровня, вовсе не означает, что экономика региона вместе с ним скакнула вверх. 

 

ПРОРЫВ «ВОЛКОВ»

Не умалчивал Орлов в своих речах и тему инвестпроектов. Которым отводилась роль главной детали в механизме «прорыва» - в значении «значительного, революционного достижения». Разумеется, жители Калмыкии за то, чтобы на их земле грянуло что-то «революционное», способное резко улучшить их жизнь. Двумя руками «за». 

Но «прорыв» мог означать и «прорыв волков сквозь облаву». Это когда хищники, объевшись краденого, попадают в ловушки людей, желающих им расправы. Из неволи волки всё же вырываются, потрёпанные и не знающие, как жить дальше. 

Не сравниваю тем самым стаю волков с нашим правительством, но ведь «прорыв» готовило и оно. Ценой каких усилий и за счёт каких ресурсов – никто так и понял. Хорошо, если задумка была здравой и за счёт собственного, не раскрытого ещё, потенциала. Но обернулась вопиющей коррупцией и арестами людей из окружения Орлова.

 

КОНЦЕРТЫ НА ЗАДВОРКАХ

Предположу: вялое участие Калмыкии в федеральных инвестпрограммах исходило от инертности чиновников, в этом задействованных. Им не хватало не столько расторопности, сколько ума. Инвестиции ведь нередко лежат у наших ног, но их надо поднять и найти применение. Но они, чиновники эти, ни во что не вникают, ограничиваясь освоением бюджетных средств, что под силу и кухарке, и сторожу. 

Смутил, в этой связи, реверанс Орлова депутатам ЭГС, выделившим деньги на строительство двух детсадов в Элисте. Они что, деньги эти, из своих карманов вынули или же привлекли инвесторов? В духе его, Орлова, требований. Деньги на детсады, между тем, пришли от миллиардера Якобашвили, но частично растворились в чьих-то карманах.

А какова, например, цена лозунгов, типа: «Аэропорт Элисты приватизирован не будет!», «Обманутых дольщиков в Калмыкии быть не должно!», «Язык – душа народа!»? Оптимизма эти слова Орлова, спору нет, добавляли, но не более того. 

Как и с умирающими домами культуры на селе. Глава РК говорил и о них, подчёркивая, что сельская жизнь это ведь не только героический труд фермеров. Это и досуг после работы, но где, в каком месте, кроме как у телевизора? 

Эти трудности понятны и элистинцам. Ибо реконструкция ГКЗ – здания, где должна кипеть вся культурная жизнь республики, всё никак не начнётся, а концерты мастеров искусств проходят на задворках. 

 

35-Е МЕСТО И 72-Е

Зачем вообще Орлов ежегодно зачитывает свои «Обращения»? По указке сверху или же подражая Путину? Кому, хотелось бы знать, интересно его слушать и в силу каких политических обещаний, звучащих, кстати говоря, из года в год и не сбывающихся в жизни? Ответ на поверхности: «Обращения», как воздух, нужны, главным образом, ему самому. Потому как, иных способов выпятить свою «эффективность», у него нет. 

Таким образом, его КПД в деле управления республикой за семилетку ввысь так и не пошёл. Хотя пару раз, всё в тех же Обращениях, он открыто намекал и на что-то в свою пользу. Но делал это, опираясь не на факты, а на данные, так называемой, «официальной» статистики. 

Так, одно из деловых изданий, кажется, «Профиль», переместило наш регион из 9-го десятка в седьмой (по уровню жизни). Можно ли было, исходя из этого, испытывать гордость? Вряд ли. 

Статистика, согласитесь, вещь упрямая, хотя и позволяющая передвигать себя в любую плоскость. Её предвзятость известна всем, и если тот же «Профиль» всерьёз «заинтересовать», он может вознести Калмыкию до небес. 

Встречались в речах Орлова и сущие ляпы. Однажды он сказал, что по уровню экономической динамики Калмыкия уже на 35-м месте в стране. «Но при этом по уровню экономической развитости, - это также его слова, - увы, мы на 72-м месте». 

Даже те, кто слаб в знании экономики, пришли к выводу: глава РК в этом месте объединил необъединяемое. Опираясь на что, хотелось бы знать, хилая экономика в состоянии галопировать?

 

«ЛИДЕРЫ ГРАЖДАНСКОЙ АКТИВНОСТИ»

А ещё, в качестве одной из причин нынешних провалов в экономике Калмыкии, Орлов назвал «провальные для нас 2000-е годы, когда не удалось должным образом укрепить материально-техническую базу и развить инфраструктуру». 

Многим начальная часть тезиса показалась туманной. «Провальные» - с какого боку? То ли их первая 10-летка, когда республикой рулил Илюмжинов? То ли пятилетка после него, когда штурвал перешёл к тому, кто эти слова произнёс?

На мой же взгляд, что-то совсем уж страшное в жизни Калмыкии в 2000-е годы (особенно в их начале) не произошло. Мировой кризис экономики нас всё же как-то задел, но вина за это лежит и на Орлове. 

Который, увы, оказался неготовым к новым условиям выживания. Не уловил он их, не перестроился, очень долго запрягал, и процесс этот тянется по сей день. 

Иногда, правда, глава РК свой народ пытался взбодрить. «И нужно продолжать, чтобы наверстать упущенное, обеспечить общую экономическую развитость, стимулировать предпринимательство и привлекать инвестиции, - считает он. - За счёт позитивного движения удалось повысить уровень жизни в республике. И нужно повышать далее - это наша цель, это наша задача!». 

Или вот такая его фраза: «К счастью, в последние годы Калмыкию в Госдуме представляли и представляют сегодня достойные люди. Я убеждён, что и в 2016 году наш народ сделает правильный вывод и изберёт достойного человека». 

И народ «избрал». Но вовсе не тех, кого хотел. Напротив, «избрал» тех, кого не хотел. Хотя, касаясь выборов в районах, Орлов как-то «порадовал»: «…мы одни из лидеров в Российской Федерации по явке, а значит, мы одни из лидеров страны по гражданской активности». Вот так-то. 

 

НЕТ ДЕНЕГ – ПОМИРАЙ!

Главная же беда семи лет пребывания Орлова у власти - его кадровая политика. В силу своей нерешительности и незнания людей, он доверял посты тем, кто такого доверия не заслужил. А также тем, кто засиделся во власти ещё со времён Илюмжинова. 

А мог ведь республику переформатировать, невзирая на «провальные», с его слов, 2000-е годы. Явно не прямыми и безупречно выверенными оказались векторы (одно из любимых слов в его лексиконе) семи лет работы. Как, впрочем, и приоритеты (другой любимый термин), взятые им на вооружение. 

Хуже того, он выбрал путь, полный ошибок, и что-то исправить уже не успеет. «Люди, - как-то сказал Орлов, - это главное для нас, их материальное благосостояние, заработная плата». Я бы добавил сюда их здоровье, что немаловажно в условиях кризиса и санкций. Их ведь способна пережить лишь нация здоровая физически и морально. 

Глава РК много говорил о том, что уже сделано в сфере медицины и что ещё сделать надлежит. Среднемесячная зарплата врачей, а также медсестёр, фельдшеров и акушеров, возможно, и выросла, но смущают условия, в которых они трудятся. 

А также отвага больных, которых они лечат. Попавший на излечение в ресбольницу падает духом от одной лишь мысли, что без денег в кармане там делать нечего. Полбеды, если бы уходили они на недешёвые лекарства, но тратиться приходится и на сущие мелочи, которые ресбольница иметь в наличии просто обязана. 

 

***

Всё чаще кажется, что главе РК и многим его собратьям-губернаторам крупно повезло. Путин всецело поглощён проблемами внешними, нежели внутренними, и ему пока не до Орлова и нищей Калмыкии. Субъекты РФ, точнее, те, кто ими правит, это ощущают и потому строят свою жизнедеятельность так, как им удобно. И «новые реальности, новые вызовы, которые испытывает наша страна» (это также слова калмыцкого главы) для них пустой звон.

 

Александр ЕМГЕЛЬДИНОВ