Сегодня 23:03 08.05.2024

В конце 20-х годов прошлого века свыше 80% населения СССР проживало в сельской местности, с учетом малых городов – до 90%. Практически все они в сталинском СССР были превращены в нечто среднее между государственными рабами-илотами, как в древней Спарте, и позднеримскими колонами, отбывающими бесчисленное количество экономических, трудовых и прочих повинностей. Однако, кроме крестьян крепостными оказались и ученые, конструкторы и вообще вся творческая интеллигенция страны

В «Шарашках» 

Идея о том, что интеллектуальные силы страны можно эффективно, то есть быстро и дешево, использовать в качестве подневольного труда, была реализована ОГПУ еще в конце 20-х годов. В Бутырке создали Особое конструкторское бюро, поручив арестованным «вредителям», известным авиаконструкторам Д. П. Григоровичу и Н.Н. Поликарпову разработать новый самолет. И те в кратчайшие сроки создали в неволе превосходный по своим летным качествам истребитель, получивший условное наименование И–5.

Идея вождю понравилась и руководители советской госбезопасности тут же выдвинули на повестку дня ошеломительный лозунг: у Туполева опытный самолет строится четыре года, а мы будем строить за три недели. Но что-то у них не заладилось, и вскоре им пришлось «брать» самого А. Туполева, ставшего к тому времени фигурой первой величины, совершившей переворот в мировом авиастроении. 21 октября 1937 года он был арестован 3 отделом ГУГБ НКВД СССР. И до самой войны главный конструктор сидел  в авиационной «шарашке» ЦКБ-29 НКВД, где вместе с другими конструкторами создавал самолеты. С Андреем Николаевичем работал в «шарашке» известный авиаконструктор Владимир Михайлович Мясищев. Он  был арестован 4 января 1938 года. И по известной пятьдесят восьмой статье Военной коллегией ВС СССР был приговорен к 10 годам лишения свободы с поражением избирательных прав сроком на 5 лет с конфискацией имущества. 25 июля 1940 года Туполев был досрочно освобожден Президиумом ВС СССР от отбытия наказания со снятием судимости.

Заодно с Туполевым и Мясищевым в 1937–1938 годах арестовали многих других ведущих авиаконструкторов страны: К. А. Калинина В. М. Петлякова,  Н.В. Кирсанова, А. И. Путилова, Р. Л. Бартини, И. Г. Немана, В.А.Чижевского, А. В. Надашкевича, а также конструкторов авиационных двигателей В.П.Глушко, А. Д. Чаромского, А. С. Назарова, Б. С. Стечкина, А.М. Добротворского, М.А. Колосова и других.

Королёв был осуждён Военной коллегией Верховного Суда СССР 27 сентября 1938 года, по стандартному тогда обвинению, по пятьдесят восьмой статье. Приговор: 10 лет ИТЛ, 5 лет поражения в правах. Освободили его  в 1944 году. Сергей Королёв прошёл Бутырку в Москве, пересыльную тюрьму в Новочеркасске. 21 апреля 1939 года попал на Колыму, где находился на золотом прииске Мальдяк Западного горнопромышленного управления и был занят на так называемых «общих работах». 23 декабря 1939 года Сергей Павлович был направлен в распоряжение Владлага. В Москву прибыл 2 марта 1940 года, где спустя четыре месяца был судим вторично Особым совещанием, приговорён к 8 годам заключения и направлен в московскую спецтюрьму НКВД ЦКБ-29, где под руководством А. Н. Туполева принимал активное участие в создании бомбардировщиков Пе-2 и Ту-2 и одновременно инициативно разрабатывал проекты управляемой аэроторпеды и нового варианта ракетного перехватчика.

На допросах к Королеву применяли крайние меры, разрешенные Сталиным, то есть Сергея Павловича пытали. Палачи сломали ему челюсть в двух местах, которое позже стало одной из причин его ранней смерти. 

 

Судьба автора «Катюши»

Как-то у Сергея Королева спросили, кто же на самом деле является конструктором «катюши». Тот коротко ответил: - Лангемак. Точно такой же ответ дал и известный конструктор авиационных двигателей, депутат Верховного Совета многих созывов от Калмыкии, друг генерала Городовикова Валентин Глушко. А в эти дни на канале «История» прошел документальный фильм «Два залпа по конструктору. Драма «Катюши». И стало окончательно ясно, что Андрей Костиков, которому долгие годы приписывалось авторство «Катюши», имеет лишь отдаленное отношение к этому секретному оружию Второй мировой. Зато этот человек сыграл роковую роль в судьбе Георгия Эриховича Лангемака. От доносов Костикова пострадали и ряд других видных конструкторов.

 В 1937 году Реактивный научно-исследовательский институт, как «детище» Тухачевского, подвергся «чистке». Руководство института было арестовано. 2 ноября 1937 года Георгий Эрихович Лангемак был арестован  органами НКВД Москвы, как немецкий шпион, на основании данных, имевшихся ранее в НКВД. Обвинительное заключение, датированное 31 декабря 1937 года, было основано на единственном протоколе допроса, второй экземпляр которого датирован 15 декабря 1937 года, составленный на основе материалов, предоставленных из института, при активном участии Андрея Григорьевича Костикова, занявшего место Лангемака после его ареста. Так же по его доносу были арестованы ведущие инженеры Сергей Королев, Валентин Глушко  и директор ракетного института Иван Клейменов.

Под пытками Лангемак сознался, что он член «антисоветской организации», что он немецкий шпион. Георгий Эрихович был приговорен к наказанию «первой категории», что означало расстрел.  «Первая категория» означала, что члены Политбюро ЦК КПСС не возражают против расстрела этих людей. Далее дела репрессируемых рассматривала Военная Коллегия Верховного Суда СССР, заседание длилось обычно 10 минут, после чего члены Военной Коллегии удалялись и выносили приговор (обычно расстрел), не подлежащий обжалованию и приводимый в исполнение в тот же день. Военная Коллегия Верховного Суда выносила расстрельный приговор примерно 80—90 % обвиняемым из списков по «первой категории». 

11 января 1938 на закрытом судебном заседании на сессии Военной Коллегии Верховного Суда СССР под председательством  одного из главных исполнителей сталинских репрессий Василия Ульриха за «вредительство в области недопущения новых образцов на вооружение» и участие в «антисоветской террористической организации» Георгий Эрихович Лангемак был приговорён к расстрелу с конфискацией всего лично ему принадлежащего имущества. В тот же день приговор был приведён в исполнение. Был расстрелян и директор реактивного института Иван Клейменов. 

14 июля 1941 года секретное советское оружие этнического немца Лангемака приняло боевое крещение под Оршей под командованием капитана Ивана Флерова. Результаты были ошеломляющими. Двумя сериями залпов «Катюш» была полностью разрушена железнодорожная станция Орша и переправа через реку Оршица. С этого участка фронта гитлеровцы вывезли три эшелона убитых и раненых. Не менее важным было и огромное деморализующее воздействие ракетного оружия на врага. 28 июля 1941 года Президиум ВС СССР издал Указ о награждении создателя «катюши». «За выдающиеся заслуги в деле изобретения и конструирования одного из видов вооружения, поднимающего боевую мощь Красной Армии» Костикову было присвоено звание Героя Социалистического Труда, и также он получил звание генерал-майора инженерно-авиационной службы. В марте 1943 года Костиков был избран членом-корреспондентом АН СССР по Отделению технических наук. Получилось, что изобретал один, за что был расстрелян, а получал награды и рос по служебной лестнице другой.

Только через два года после смерти Сталина. Лангемак был полностью реабилитирован. А официальное признание Георгий Эрихович Лангемак и другие участники создания знаменитого реактивного оружия Второй мировой войны — реактивного миномёта «Катюша» — получили только в 1991 году. Указом Президента СССР Михаила Горбачева от 21 июня 1991 года Ивану Клеймёнову, Георгию Лангемаку и другим невинно пострадавшим конструкторам посмертно было присвоено звание Героев Социалистического Труда.

 

Утнасн САНДЖИЕВ