Сегодня 08:40 26.04.2024

В четверг, 11 мая, глава региона Алексей Орлов своим указом назначил нового министра  спорта и молодёжной политики РК. Им стал Дорджи Шикеев, сменивший на этой должности Льва Балдашинова. Можно утверждать, что у обывателей это событие не вызвало особого интереса, так и оставшись незамеченным. Но спустя три недели, проанализировав  информацию различных источников и сопоставив их с событиями годовой давности, наблюдатели могут говорить об обратном

***

Начнём с того, что новый назначенец, неизвестный до этого момента во взрослой политике, с декабря 2016 года является руководителем калмыцкого регионального отделения «Молодой Гвардии Единой России» (МГЕР). Более того, он являлся депутатом Элистинского горсобрания, куда избирался по партийному списку «Единой России». Правда, в связи с назначением депутатские полномочия пришлось сложить. Шикеев, которому в этом году исполнится 34 года, начинал карьеру как специалист по делам молодёжи. До последнего времени он работал в Калмгосуниверситете в качестве одного из помощников ректора Бадмы Салаева. Поэтому можно предположить, что кресло министра занял его человек. 

Но есть и другая версия. О старых связях. Дело в том, что с 2005 по 2010 год Д. Шикеев работал в отделе по делам молодёжи мэрии Элисты, того самого  «буруловского» призыва. А с 2012 года и по сей день бывшие члены «буруловской» команды вновь заявили о себе в городской и даже региональной политике. Более того, различные источники не раз указывали на то, какое большое и фатальное влияние они имеют на главу республики А. Орлова в вопросах кадровой политики. Поэтому сам факт назначения в кресло министра своего подросшего соратника можно оценивать как очередной этап экспансии. И отставка бывшего министра Л. Балдашинова это успешная попытка вытеснения конкурентов из коридоров «Белого дома». Здесь налицо обострение борьбы за власть и сферы влияния между группировками в правящих кругах в условиях жёсткого сокращения бюджетного пирога. Во многом это предсказуемое явление, о котором уже не раз говорил «ЭК» и что подтверждают другие факты и события. 

 

***

По мнению экспертов, ротация в минмолодёжи стала ещё одним поражением общественного движения «Родной край». Дело в том, что в своё время продвижение Л. Балдашинова лично лоббировал лидер движения Геннадий Батырев. Но «Родной край» бывший крепким оппозиционером во время правления Кирсана Илюмжинова, оказался весьма неискушённым в подковёрных делах. Твёрдость и прямолинейность не раз выручавшие и  демонстрировавшиеся на политических «баррикадах», оказались совершенно ненужными в тиши властных коридоров. Это постепенно привело к существенным потерям веса и влияния этой организации. Именно следствием отсутствия этого важнейшего в калмыцкой политике «ресурса» явилось увольнение министра природных ресурсов и окружающей среды Николая Очирова весной этого года. Теперь такая же участь постигла и Л. Балдашинова. Хотя власть всё же сохранила его в своих рядах в качестве скромного советника. Отметим, что несмотря на все очевидные плюсы, общей чертой у экс-министров было отсутствие надлежащего административного опыта. А на этом за последние годы погорело немало местных «вождей» разного калибра.  

В итоге против клана Балдашиновых было проведено, как говорят в спортивной борьбе, результативное действие. Борцы эту схватку проиграли. В перспективе это может обернуться закономерным желанием реванша и ещё большим креном в сторону «Родного края».  

Напомним, что первым из Балдашиновых на политическую стезю вступил Олег Тулович (сын легендарного борца Тула Балдашинова), избиравшийся в четвёртый созыв Народного Хурала от коммунистов. Но после окончания депутатского срока, Олег Тулович со своими однопартийцами распрощался и получил назначение на пост директора Академии борьбы РК им. Т. Балдашинова. Зато в пятом созыве  Народного Хурала его заменил родной дядя Владилен Балдашинов.             

  

***

Продолжим тему молодёжной политики, которая после массовой драки произошедшей 19 апреля, стала приоритетным направлением местной политики. Это то, чем придётся в первую очередь заниматься новому министру и его команде. То есть, согласно установке сверху, чиновникам минмолодёжи предстоит разбираться с последствиями преступления, повлекшего гибель молодого человека. На наш взгляд, это лишь следствие болезни, умещающееся в казённую формулировку «недоработки, усилить воспитание и т. д.». Причина же кризиса, по мнению различных собеседников, лежит в совершенно другой плоскости. Объективные факты позволяют говорить о том, что разборки молодёжных группировок явились следствием передела сфер влияния в столице республики с явным криминальным оттенком. Процесс идёт полным ходом с прошлого года, когда на самый верх «пищевой цепочки» взлетело одно из городских неформальных объединений. А любое действие, как известно, рождает аналогичное по силе противодействие. Поэтому менее удачливые группировки объединяются и противостоят доминирующей на этот момент. Так что нельзя исключить в ближайшей перспективе новых инцидентов с участием молодёжной «пехоты».   

 

***

Проблемы в молодёжной среде появились не этой весной. Чтобы понять всю серьёзность ситуации, обратимся к событиям годовой давности. Это дополнит общую картину кризиса в молодёжной политике на уровне региона. Напомним, 24 мая 2016 года, буквально сразу по горячим следам прошедшего праймериз «Единой России» по выборам в Государственную Думу, лидеры МГЕР Эдуард Доржинов и Сергей Басангов выступили с сенсационным заявлением, повергшим в шок руководство республики. Они распространили обращение, в котором прямо указали на «нелегитимность  итогов праймериз партии «Единая Россия» в Республике Калмыкия». Дело приняло нешуточный оборот, ведь впервые люди, которые отвечали за проведение «потешных» по своей сути мероприятий под присмотром старших товарищей, вдруг заявили о своей гражданской позиции.  

Уже на следующий день «бунтарей» пригласили «на ковёр» глава республики Алексей Орлов и лидер «единороссов» Анатолий Козачко. 

В ходе встречи они попытались образумить лидеров калмыцкой МГЕР, требовали отозвать своё заявление о нелегитимности итогов предварительного голосования. В случае неповиновения, «старшие товарищи» пообещали лишить Э. Доржинова и С. Басангова всех должностей и привлечь к ответственности, вплоть до уголовной. Также «неразумных отроков» заверили, что позиция федеральной «ЕР» и МГЕР будет на стороне руководства Калмыкии. К чести возмутителей спокойствия отметим, что выслушав доводы «вождей», они в лоб заявили, что «от своей позиции не откажутся и готовы отстаивать её до конца, каким бы он ни был».  

После этого разразился затяжной кризис в сфере молодёжной политики, тлевший до ноября 2016 года. Все это время «мятежники» открыто бойкотировали все поручения регионального руководства, что добавило им авторитета среди сверстников. Ситуация вышла из-под контроля властей.

 

***

14 ноября 2016 в Элисту для «тушения пожара» прибыл полномочный представитель МГЕР. Он встретился с секретарём КРО «Единой России», членом Генсовета партии, председателем Народного Хурала Анатолием Козачко. Отметим, что Э. Доржинов и С. Басангов наивно рассчитывали на поддержку командировочного. Вместо обещанной помощи калмыцкому отделению МГЕР, приезжий функционер откровенно «сдал» своих калмыцких коллег. В результате всех этих событий лидеры калмыцкого отделения МГЕР, наконец поняв, что политика – «грязное дело», приняли решение сложить с себя все полномочия, отказавшись от всех должностей. А таковых, во многом номинальных и неоплачиваемых у того же Басангова было в «три этажа». Напомним, что он являлся советником главы РК,  депутатом Народного Хурала и членом президиума регионального политического совета «Единой Россия». Хотя, если толком разобраться,  потеря была невелика. Указанные должности имели скорее пафосный характер, так как за них жалованье не платили. Как известно, на «хлебные места» назначают отроков из властных группировок, а честные «молодогвардейцы» в перспективе могли до пенсии махать флагами, под усмешки первых. С таким же лёгким сердцем со своей общественной нагрузкой распрощался и Эдуард Доржинов, сложивший с себя полномочия руководителя калмыцкой МГЕР. Но и после этих громких событий в сфере молодёжной политики было не всё гладко. Буквально этой весной из родной республики за океан уехал один из лидеров общественного мнения (по официальной версии) Виталий Боков. Он был известен как самодеятельный исполнитель и пропагандист родного языка. Власти делали на него ставку и даже назначили на опять таки «потешную» должность руководителя молодёжного парламента. Скорее всего Боков совершенно разуверился в местной политике и вовремя сделал для себя выводы, учитывая опыт других общественников.   

 

Григорий ФИЛИППОВ