Сегодня 05:08 08.05.2024

Однажды прочитав на страницах официальных газет то или иное выступление наших местных представителей власти, внимательный читатель  может на долгое время потерять покой. Причиной станут неоднократные попытки определить то, какой смысл вложен в нехитрые с виду слова и предложения

В итоге, после неоднократного почёсывания макушки, можно подойти к тому рубежу, где станет точно известно, был ли вообще какой-то смысл в       прочитанных строках или это были просто дежурные фразы, так сказать для красного словца. Оттого в нашей местной политике частенько всё      происходит по известному сценарию – событие, или как любят говорить в пресс-службе главы региона «информационный повод»,  случился, а вопросы остались. Без ответа, породив новые. 

Взять, к примеру, подписанный в феврале договор о дружбе и сотрудничестве между администрациями городов Элисты и Ялты. Опустим церемониальные подробности, они здесь совершенно ни к чему, а рассмотрим вопрос по существу. Судя по сообщениям в официальных СМИ, одним из инициаторов документа была депутат Госдумы Марина Мукабенова. Слов нет, развитие отношений между городами дело хорошее и перспективное, особенно, если приносит конкретную пользу жителям, а не только повод лишний раз пропиариться в прессе.   

Как писали республиканские газеты, после подписания договора о побратимстве «обе стороны планируют приступить к выстраиванию конкретных мер и шагов по взаимодействию в различных сферах жизни». Читаешь, аж дух захватывает! Такое впечатление, что речь идёт странах, входящих в большую восьмёрку. Интересно, что говоря об итогах этого события, на волне всеобщего пафоса и значимости, Мукабенова сказала, что сотрудничество с Ялтой откроет новые перспективы для калмыцких сельхозтоваропроизводителей. То есть бывшая телеведущая сама того не замечая, ступила на территорию своего коллеги депутата-агрария Батора Адучиева. Интересно, как она смогла буквально на ходу определить эти самые «перспективы» калмыцких фермеров? А вот с этого места появляются разные вопросы. Всё потому, что уважаемая депутат свою скупую фразу никак не расшифровала, не сделав даже тонкий намёк на то, что же собственно имела в виду. Мраморное мясо или продукцию с полей? И как всё будет выглядеть на самом деле.

Понятно, что сама Марина Алексеевна не рванёт по районам, закупая мясо в живом весе хотя бы на две фуры-холодильника. Да и нет в нашей республике такой структуры, которая смогла бы обеспечить регулярные поставки солидных объёмов. Другой вопрос – как в Крыму отреагируют на поставки мясной продукции из степной Калмыкии, которую в прошлом году основательно тряхнула загадочная «эпидемия» КРС? Да и вообще реально ли говорить в Ялте о пока виртуальных перспективах своих сельхозтоваропроизводителей, когда под боком у Крыма лежит российская житница – Краснодарский край. Оттуда везти продукцию гораздо ближе и дешевле, да и объёмы продукции кубанских сельхозпредприятий самые весомые в стране. Такие, что полностью обеспечат Крым в разгар курортного сезона. 

Помнится, как в самом начале 90-х, когда большинство совхозов и колхозов в калмыцкой степи ещё не подверглись разграблению со стороны собственных руководителей, у наших зарождающихся фермеров появился первый опыт мясных рейсов на Москву. Участники тех событий не раз вспоминали, какие мытарства им пришлось пройти по дороге в столицу «новой» России. Как приходилось «отстёгивать» на постах «гаишникам» и на глухих участках трассы лихим людям. И тяжелейшая поездка завершилась на самом въезде в столицу, на Капотне. К калмыцким «КАМАЗам» оперативно подъехали угрюмые «братки». Разговор, вернее ультиматум, был коротким: «Поворачивайте домой, а не то ваши фуры соляркой обольём и пожжём!». Тогда на бездонный столичный рынок чужаков не подпускали. Эту историю мы вспомнили к тому, что сегодня наверняка есть солидные и крутые игроки, желающие застолбить доходные места на курортном продовольственном рынке. Да и найдутся ли у нас желающие «тащить мясо» в неблизкую Ялту?

Возьмём другую историю. На прошлой неделе глава республики Алексей Орлов встретился с главой Лаганского района Андреем Манджиевым. Надо полагать, разговор Орлова с одним из старожилов местной политики районного масштаба был долгим. Все знают, каким аномальным красноречием обладает Андрей Кекшинович. Но в какой-то момент Орлов застал собеседника, что называется врасплох, и «предложил подумать и о наполнении рыбной продукцией местного рынка, потребителей республики, в частности, населения Элисты».

Орлов посетовал – «жители калмыцкой столицы практически не видят лаганского частика, ни в свежем, ни в переработанном виде». Почему бы в Элисте не построить специализированный торговый продуктовый центр, он был бы собственностью Лаганского района, где бы реализовалась рыба с Каспия? Со стороны республиканских властей и столичной администрации, заверил он, поддержка будет – в плане выделения земельного участка, компенсации расходов и прочего. В ответ осторожный Манджиев пообещал обсудить данное предложение с предпринимателями района. 

Вот здесь стоит задуматься - насколько серьёзно перед элистинцам стоит эта проблема? И действительно ли они испытываю дефицит морепродуктов с Каспия? Ответ нам подсказали наши читатели. По словам предпринимателей занимающихся торговлей знаменитой лаганской рыбы, такой проблемы нет. Свежая рыба всегда им доступна, за исключением зимы, когда на Каспии стоит лёд. «Мы знаем, сколько нам нужно рыбы, чтобы полностью ее продать. Наши рыбаки привозят свежую рыбу строго по заявке. Например, я за выходные продаю 100 килограммов. Больше и не надо, ведь товар специфический, скоропортящийся», - сообщила предприниматель Эльза, владелица торговой точки. И все элистинцы прекрасно знают места, где можно приобрести первоклассные дары моря. Так что проблемы в этом нет. 

А вот идеи о ялтинских перспективах наших фермеров и о лаганском торговом центре заставили вспомнить очень старую историю. Помнится, в 2007 году бывший на тот момент главой Калмыкии Кирсан Илюмжинов громогласно на весь мир протрубил о скором строительстве в Элисте закусочной «МакДональдс». Только вот нынешние задумки калибром и размахом гораздо скромнее. И хотелось бы знать, как долго помнят о них авторы?

 

 

Алексей МАНГАТОВ