Сегодня 12:01 22.04.2024

Сегодня мы продолжим говорить о вопросах, затронутых в публикации «Дорожный проект» из предыдущего номера. Также мы не оставим без внимания те события и действия отдельных людей, которые случились в нашем городе за последние дни

Баснословное везение

Продолжая отслеживать тему «дорожного проекта» в столице республике, за который взялась республиканская власть, «ЭК» напомнит читателям события из новейшей истории Элисты. Точнее, почти шестилетней давности. На наш взгляд без этого никак не обойтись, тем более, что без такого экскурса картина будет явно не полной. Дело в том, что именно в 2010 году городские власти в последний раз на нашей памяти смогли осуществить довольно масштабный ремонт дорог. И решающую роль в этом сыграли несколько факторов.

В конце марта 2010 года, наконец-то, завершилось противостояние опального мэра Элисты Радия Бурулова и главы региона Кирсана Илюмжинова. Сторонников экс-мэра Радия Бурулова с треском изгнали из «Серого дома». Перед новыми городскими властями, переживавшими на тот момент победную эйфорию, и «Белым домом» открылись блестящие перспективы. Отметим, что большинство депутатов ЭГС нового четвёртого созыва большим опытом работы в городском хозяйстве похвалиться не могли. Такая же картина была и среди вновь назначенных чиновников во главе с первым «сити-менеджером» Ольгой Умгаевой. А порядком утомлённые двухлетними разборками и обливанием грязью между Илюмжиновым и Буруловым горожане ждали быстрых и позитивных результатов. Ведь победители пришли к власти под девизом «За перемены, за новую власть!» В условиях только что завершившегося политического кризиса сделать это было непросто. Но судьба пошла навстречу и подарила блестящий шанс. И такой поворот дальнейших событий иначе, как просто везением назвать было трудно.   

Дело в том, что по всей стране уже три года шла реализация партийного проекта «единороссов» «Новые дороги – городам России». Например, в Махачкале смогли за счёт этих средств сделать масштабный ремонт городских дорог. В Элисте тогда смекнули, что тянуть больше нельзя, тем более, что препятствий больше не было. Надо отдать должное, что на волне недавней победы городская власть смогла вовремя оформить заявку на участие в проекте и подготовить все необходимые документы. В результате Элиста получила 80 миллионов рублей на ремонт дорог. Ещё 8 миллионов рублей на условиях софинансирования выделил муниципальный бюджет. В течение летнего сезона, вплоть до сентября, деньги были освоены. Были отремонтированы несколько улиц в южной части города,  в том числе улица Кирова. 

 

Назад дороги нет

Но радость от проделанного у городских чиновников и депутатов была недолгой – 2010 год стал последним в реализации проекта. Тогда стало понятно, что с ремонтом дорог надо рассчитывать только на собственные силы. С тех пор сам ремонт укладывался в куцый «ямочный» формат. Интересно, что примерно в это же время в Элисте дорожники стали применять «новейшую» разработку. Её могут видеть на дорогах автомобилисты и пешеходы. Ямы после обработки просто-напросто забиваются обыкновенным кирпичом. Получается что-то вроде мощённой «заплатки». Говорят к созданию «ноу-хау» приложил руку руководитель «Дорожного управления», депутат ЭГС и ветеран отрасли Валерий Скаргин.           

С тех дней прошло уже шесть лет. Срок вроде как небольшой, но итоги подвести можно. Благо всё лежит под нашими ногами. За это время качество элистинских дорог стало только хуже. А ведь и чиновникам и обывателям ясно, что проблему одним только ямочным ремонтом не решить. На большее средств не хватает потому как ремонт дело дорогостоящее. Нам понятно решение властей попытаться решить проблему одним махом, бухнув в нужное всем дело полтора миллиарда рублей. Да только с финансами в кризисное время очень туго. О просчётах в размере поступлений от акцизов мы уже говорили в предыдущем номере. Но, как говорится, «раз назвался груздем…». Понятно, что в таких условиях власти региональные и городские сами себе создали проблему, но ситуацию со столичными улицами надо менять в лучшую сторону. О том, как власть решит проблему уже громогласно заявлено, так что назад дороги нет. 

И если  с деньгами на масштабный проект, как обычно, до конца не ясно, то с исполнителями хоть какая-то определённость уже есть. По предварительным сведениям, «дорожный проект» будет курировать зампред правительства РК Геннадий Бадинов. Ранее он возглавлял республиканский минстрой. Это человек из обоймы доверенных людей главы региона Алексея Орлова. Понятно, что на такое ответственное дело человека со стороны не назначат. И то, что чиновник с республиканской орбиты будет руководить сугубо городским проектом, говорит о многом. В этом видно желание «Белого дома» держать под полным контролем самую крупную статью муниципального бюджета этого года - с самого начала и до полного окончания реализации. Видно, что уроки строительства жилья для переселенцев пошли впрок. То есть городским чиновникам недвусмысленно намекают – о полном доверии речи быть не может и фокусы имевшие место быть вокруг строек больше не должны повториться. Это значит, что вольницы типа «калачинской эпопеи» больше не  будет. Свою работу по ремонту городских дорог Г. Бадинов будет осуществлять в тесном взаимодействии с министерством по строительству, транспорту и дорожному хозяйству. Напомним, что минстроем с 2012 года руководит Кирилл Ботов, однажды уже схлопотавший выговор от Орлова. Несмотря на это обстоятельство, министр доверия первых лиц не растерял. 

 

Куски пирога

Естественно, у читателей возникает вполне закономерный вопрос: «А кто же из представителей городской власти будет участвовать в «дорожном проекте»? Здесь ответ будет простым – это «Дорожное управление» во главе с Евгением Мамутовым. Кстати, по совместительству, депутатом горсобрания. Тут и думать не надо, потому что предприятие по уставу должно как раз этим и заниматься. Но возникает другой вопрос: «А сможет ли оно справиться с таким объёмом работ и освоить полтора миллиарда рублей?»  И вопрос этот возник не на пустом месте. Всё дело в том, что в муниципальном бюджете на 2016 год на ремонт дорог заложено всего 30 миллионов рублей. Именно в таких скромных параметрах последние годы и работали столичные дорожники. А тут сумма совершенно другого порядка. 

И если предприятие Мамутова не сможет самостоятельно справиться с задачей, то в помощь ему будут сначала определены конкурсом, а затем «брошены в бой» подрядчики и субподрядчики. Такой сценарий исключить нельзя. И тут может начаться самое интересное. За свой лакомый кусок пирога будут бороться разные фирмы и фирмочки. Естественно, за ними будут стоять весьма влиятельные силы. Ситуация прямиком может спровоцировать конфликт между различными группами влияния в «Белом доме» и тогда контроль над реализацией «дорожного проекта» может быть утерян. В такой обстановке, как уже не раз бывало в нашей новейшей истории, об интересах горожан никто не думает. В конечном итоге это должно сказаться на качестве и сроках.  

В заключение обратимся к предполагаемому списку улиц, где запланирован ремонт. Здесь удивляет присутствие локального частного сектора в районе  улиц Чапаева и Адучиева, ряда улиц в центральной части города. По элистинским меркам это вполне благополучные районы с асфальтированными улицами, требующими ямочного ремонта. Поговаривают, что в этих краях живут близкие к власти «пацаны», что и объясняет нестыковки. Но ведь есть улицы, требующие основательной работы. Наверное, составителям плана следовало обратить внимание на те улицы, которые способны разгрузить основные магистрали. Например, по городскому генплану предусмотрено строительство объездной дороги, связывающей западную и северную части города. Начавшись на Строительной улице (в районе «Вавилона») магистраль протянулась бы до района «Гурв Сала» и вышла бы на волгоградскую трассу между ЖД мостом и «Пентагоном». Но как оказалось, на том месте, где в перспективе должна проходить, можно сказать, стратегическая артерия, горадминистрация с 2012 года «нарезала» земельные участки. Как раз во время вакханалии на теневой земельной бирже.  

Пока «дорожный проект» находится на низком старте, похоже, у самих инициаторов нет окончательной уверенности в благополучном исходе. «ЭК» надеется, что в ближайший месяц ситуация станет более предсказуемой. 

 

Виктор Эрднеев