Сегодня 13:14 26.04.2024

Своим Указом за номером 10 от 12 февраля 2021 года глава РК Бату Хасиков освободил от замещаемой должности министра по земельным и имущественным отношениям РК Анджу Тачиева. Как гласит документ, «по собственному желанию». Так, неожиданно и скоропостижно, после всего года и восьми месяцев работы завершилась карьера очередного руководителя калмыцкого Минзема.

Если судить по информациям из официальных источников, то причиной увольнения стали семейные обстоятельства. Но пресные казённые формулировки полностью сути ухода не раскрывают, а наоборот, напускают больше тумана. Более интересны другие слова Тачиева из его публичного объяснения. Он напомнил, что «приехал работать домой (в Калмыкию – прим. ред.) из патриотических чувств», и тут же посетовал, что «на самом деле, работать в регионе оказалось сложнее». Насколько труднее, остаётся только догадываться.

«Я ухожу спокойно. То, какую задачу передо мной ставили: наладить работу в министерстве, я думаю, что выполнил», - сделал вывод экс-министр. И напоследок, по традиции, поблагодарил своих непосредственных начальников – Бату Хасикова, председателя правительства Юрия Зайцева и его зама Очира Шургчеева «за командную работу». Также Анджа Санлович заявил, что дальнейших планов у него пока нет, но вернувшись в Москву, он продолжит помогать своей республике. Судя по совместной фотографии с Хасиковым, обещание было адресовано именно ему, возможно, с целью несколько сгладить уход.

Интересно, что никаких привычных комментариев на страницах соцсетей от Б. Хасикова не последовало. Можно предположить, что решение Тачиева застало его врасплох, и ранее такой шаг ими не обсуждался. А ведь помниться, январская отставка председателя избиркома РК Александра Дикалова сопровождало пояснение из уст главы республики. О том, что увольнение обсуждали чуть ли не с прошлого года. Такой же антураж сопровождал уход из «команды Бату» в ноябре 2020 года и его друга Сангаджи Тарбаева. С уже бывшим руководителем Минзема вышло совсем по-другому.

Почему? Постараемся разобраться. Эта история началась 3 июня 2019 года, когда Указом главы РК А. Тачиев был назначен министром. Сделано это было в духе провозглашенного Б. Хасиковым курса на привлечение на руководящие должности наших успешных земляков «с московским опытом работы». Об этом не раз громко заявляли во время предвыборной кампании 2019 года. И уже тогда звонкая идея грешила популизмом вкупе с авантюризмом, но Хасиков, как главный кандидат на пост главы региона, ещё не растерял аванс доверия. Сомнения, коих было много, потонули в общем хоре одобрительных голосов.

Назначив Тачиева, Хасиков не скупился восторженные эпитеты:
«Вчера произошло важное назначение — министром по земельным и имущественным отношениям стал Анджа Тачиев. Это одно из ключевых ведомств, возглавлять которое должен грамотный управленец. В компетентности Анджа Санловича не приходится сомневаться: более 10 лет он проработал в Росимуществе, до этого несколько лет в Росреестре и везде — на ответственных постах. Он имеет четкое представление о том, как должны регулироваться земельные и имущественные вопросы. Перед министерством поставлено много важных задач, которые требуют незамедлительного решения. Уверен, что опыт, профессиональные и человеческие качества Анджа Санловича помогут ему на этом ответственном посту». 

Надо сказать, что Анджа Санлович тоже в долгу не остался, не скрывая восторга, заявив на официальном ресурсе:
«Для меня важно то, что я увидел — Бату Сергеевич  настроен принести пользу Калмыкии. И это еще один шанс себя проявить, показать, на что способен. Ведь одно дело, когда ты работаешь специалистов в каком-то ведомстве, даже федеральном, другое – региональным министром. Соответственно в качестве руководителя можно на другом уровне помочь республике».

Золотые слова! В дальнейшем повествовании Тачиев всё же выдал небольшую тайну, за которой может скрываться истинная причина отставки. Он невзначай обмолвился – оказывается, раньше они с Хасиковым не были знакомы. Всё решил внезапный звонок Бату Сергеевича, озвучивший предложение, от которого нельзя было отказаться. Так что становится непонятным, почему Хасиков во всеуслышание хвалит практически незнакомого ему человека. А тот, в свою очередь делает ответный реверанс.

Здесь, в ответном слове, есть всё – сдержанный пафос, уверенность в сделанном решении и заряд оптимизма на долгую работу. Но почему то вышло по-другому. Хотя нет сомнений в том, что в возвращении в Калмыкию сыграли свою роль благородные намерения Тачиева. Может быть, одного года и восьми месяцев вполне хватило, чтобы многое понять и разочароваться? Если взглянуть на ситуацию с житейской точки зрения, то причин для ухода с работы у любого человека предостаточно. Это маленькая зарплата, не удовлетворительные результаты труда, отсутствие психологического комфорта в коллективе, плохой начальник или более достойное предложение. В случае с Тачиевым, даже в отсутствии комментариев, такого нельзя исключать. Надо отметить, что в бытность министром он практически отсутствовал в информационном пространстве, пополнив когорту руководителей-невидимок «хасиковского призыва».

Достаточно вспомнить, что до возвращения, ставшего, по сути, длительной командировкой, А. Тачиев работал в серьёзной должности в федеральном ведомстве. Говорят, там его оклад равнялся трём жалованиям калмыцкого министра. Прибавим к этому служебное жильё с автомобилем, комфорт и перспективы столичной жизни, что важно для каждой семьи. Многое из этого в Элисте отсутствовало. Но вернёмся к ключевым словам о том, что «на самом деле работать в Калмыкии оказалось сложнее». Может быть, в этом и кроется главная причина его отставки.

Скорее всего, уже будучи министром, Тачиев узнал, что в дотационной республике, где ничего толком не производится, главным ходовым товаром является земля. Купля-продажа, отжим и аренда земельных участков это крупный теневой бизнес для серьёзных людей, дельцов от власти, где крутятся большие по местным меркам деньги. К тому же это очень опасное занятие, чреватое разборками или уголовным преследованием. Как известно, на «жирных» кусках столичной земли пересекаются интересы многих организованных группировок, обладающих определёнными пугающими возможностями. И совсем не зря в течение последних лет прокуратура проводит антикоррупционные мероприятия в сфере земельных отношений на территории столицы республики. Так что отказ от продолжения карьеры министра вполне объясним и понятен. Не многие готовы ломать ситуацию в ручном режиме. С другой стороны есть неофициальная информация о том, что окончательное решение об уходе было принято в прошлом году, когда власти инициировали затею с «делом Анацкого». Не последнюю роль сыграла и история с назначением Трапезникова и последовавшими массовыми протестами. Также опытного чиновника не могла не беспокоить подозрительная активность городских властей, поставившая на конвейер перевод земельных участков в центре Элисты под коммерческие нужды. Всё это происходит в подведомственной сфере, следовательно, министр мог запросто оказаться крайним.

При этом отставка А. Тачиева далеко не первая в этом ряду. Ещё 17 сентября прошлого года Хасиков уволили с формулировкой «за утрату доверия» министра сельского хозяйства Санала Адьяева, 26 ноября «команду Бату» внезапно покинул Сангаджи Тарбаев. В данный момент появилась информация об уходе министра ЖКХ Евгения Мамутова. Есть предположение, что уже думают о завершении карьеры министр природных ресурсов Очир Джамбинов и министр цифрового развития Алексей Этеев. В кулуарах «белого дома» говорят о потере мотивации и это в какой-то степени понятно. Их доход до вступления на госслужбу, согласно декларации, составлял свыше 15-16 миллионов рублей. Дома они не увидели ход разрекламированной операции «по спасению Калмыкии», а жалованье министра оставляло желать лучшего. И успешные в недавнем прошлом земляки остались у разбитого корыта. Но в том же «призыве» есть и те, кто сразу оценил все прелести нахождения у власти, почувствовав безлимитные выгоды высокого положения.

Уход Анджи Тачиева в очередной раз подтвердил ошибочность ставки на «успешных земляков с московским опытом». Конечно, целое поколение молодых людей, профессионалов желает помочь родной республики, но оказавшись в ее непростых реалиях, становятся попросту неспособными переломить ситуацию. Прибавим к этому и то, что власть, пригласившая их на «спасение Калмыкии», показала себя непредсказуемым партнёром.

Эренцен БАДМАЕВ