Сегодня 17:08 03.05.2024

Иной раз просто поражаешься креативности и предприимчивости наших чиновников. Настолько, что возникает вполне закономерный вопрос – это от обилия свободного времени или от его отсутствия? Попробуем разобраться на недавних примерах из жизни.

В последних числах прошедшего года, на совещании в «белом доме» глава Калмыкии Бату Хасиков объявил о создании Управления по борьбе с коррупцией. В свойственном ему стиле Хасиков пояснил, что «противодействие коррупции является одной из приоритетных задач, и  создание Управления подтверждает переход на новый уровень работы в этом направлении». Объяснил так, что сходу и не разберешь, для чего конкретно чиновники «родили» новое детище, и в чем будет заключаться «переход на новый уровень». 

Зато на заседании сразу объявили, что новое Управление возглавил Эрдни Церенов, ранее занимавший пост советника Главы РК. При этом никто из присутствующих не удосужился поинтересоваться, насколько новоиспеченный борец с коррупцией готов к новой работе и, вообще, есть ли у него такой опыт. Или, как любит говорить в таких случаях Хасиков, бэкграунд.  

А вот дальше, если судить по официальной информации, стало еще веселее. Не успели объявить о новом назначенце, как он тут же «отчитался о реализации Национального плана противодействия коррупции на 2018-2020 годы и государственной программы РК «О противодействии коррупции в РК в 2017-2021 годы», в 2019 году». Чудеса, да и только! Получается, что Э. Церенов еще раньше грезил этой должностью, и, может быть неосознанно, в силу большого желания, предпринимал какие-то первые шаги. Ну чем еще можно объяснить такую прыть? Разве только непрофессионализмом людей, в обязанности которых входит транслировать слова и действия местных «вождей». Но суть как раз не в этом. В другом. Дали человеку работу, возможность обзавестись штатом помощников. Об этом моменте чуть позже.    

Идем дальше. А в конце января этого года пришел черед руководителя  администрации главы РК Чингиса Берикова. На совещании по обсуждению очередного путинского послания он внес предложение создать в республике Совет по законодательству при главе Калмыкии. Сам Б. Хасиков ожидаемо поддержал идею Берикова и опять туманно заявил, что «в силу происходящих изменений, этот вопрос особенно актуален».

Если опять же судить об этом событии по информациям официальных источников, то можно сделать интересный вывод. Находившийся на совещании председатель Народного хурала Калмыкии Анатолий Козачко к такому повороту событий готов не был. Опытный аппаратчик лишь осторожно заметил, что «Народный хурал всегда открыт к сотрудничеству и взаимодействию с органами исполнительной власти». Ответ получился таким как привет, если вновь обратиться к словам Хасикова. Прибавим к изложенным «инициативам» недавнюю идею главы республики о создании некого «зеленого патруля» для отлова браконьеров, получится совсем весело! Лишь бы «архитекторы» новой политической системы не сильно погрузились в роль, которая им, похоже, сейчас нравится. 

А вот теперь самое главное. Как уже успели заметить наши читатели, упомянутые идеи, одна из которых, можно сказать, частично воплощена в жизнь (начальник есть), сразу получили безальтернативный «Одобрямс!» Хотя, если верить тому же Б. Хасикову на слово, в нынешних органах власти под флагом «команды Бату» собраны «настоящие профессионалы». Так почему никто из «профессионалов» не поинтересовался у «застрельщиков важных начинаний» финансовым обеспечением «безусловно полезных проектов»? Ведь это далеко не праздный вопрос для дотационной республики.

Такие вопросы задавать надо, и об этом знает даже обыватель. Для «ЭК» эта тема – не объект праздного любопытства, а предмет серьезного интереса. Ясно, что с коррупцией, давно укоренившейся в разных сферах жизни республики, бороться надо. И весьма решительно. Но зачем тогда дублировать работу служб и ведомств, которые для этого предназначены и укомплектованы? Может быть, нынешние власти им не совсем доверяют? Такая же оценка напрашивается и в истории с упомянутым выше Советом.

О том, на какие конкретные результаты, кроме трудоустройства родственников и знакомых, заточены новые структуры, внятно никто из чиновников нам не объяснит. Но можно со 100-процентной уверенностью сказать, что число «слуг народа» увеличится. Со всеми вытекающими последствиями.

«ЭК» может анализировать разную информацию, а самые любопытные факты выносить на суд общественности. Что о нынешнем поколении людей от власти не скажешь. Часто информация буквально лежит под ногами. Ее остается только взять в руки, и она заиграет всеми гранями. Это в полной мере относится к информации одного из ведомств, которое невзначай раскрыла главную тайну «чиновного сословия» нашей республики.        

Оказывается, в Калмыкии чиновников очень много. В 2018 году на 10 тысяч простых жителей степного региона приходилось 268,7 чиновников. Сравните с общероссийским показателем - 143,5 и с ЮФО - 136,1. А огромное количество чиновников в Калмыкии вкупе с высоким уровнем дотационности – это и есть одна из основных причин коррупции. Почему сложилась такая пропорция, явно не в нашу пользу? Почему, к примеру, один ростовский чиновник выполняет работу, на которой задействованы два его калмыцких коллеги? Почему у нас столько желающих быть ближе к финансовой кормушке? Все гораздо сложнее и глубже, чем на первый взгляд кажется. 

И если новые власти решили увеличить число государственных служащих, то они невольно повышают степень риска. Соблазнов много, а на службу приходят люди голодные и «пустые, как барабаны». Но это их проблемы. Другой момент, наверное, самый главный – кто будет кормить эту ораву? За чей счет будет банкет, господа?

Евгений БЕМБЕЕВ

Были, есть и будем. Только этим и занимаемся сейчас. В. Черномырдин