Сегодня 09:37 16.05.2024

После пресс-конференции, на которой «ЭК» задал вопрос главе республики Алексею Орлову о том, что детские учреждения Элисты используют для приготовления пищи воду из крана и срочно нуждаются в фильтрах для очистки водопроводной воды, в адрес редакции поступило письмо из Роспотребнадзора как «ответ» на статью «У главы не ходят». Что же почитаем и начнем разбор полетов, потому что это касается всех родителей и их детей, которые ходят в элистинские детсады и школы. Устраивайтесь поудобнее, начинаем

Соли и ионы

Итак, «во первых строках своего письма» начальник территориального отдела «Центральный» А.Французов «спешит огорчить» меня тем, что «выводы в статье сделаны неверно, тенденциозно и вводят в заблуждение население г. Элисты, в т.ч. родителей детей, посещающих дошкольно-школьные учреждения». Чем это утверждение Французова подкрепляется? Читаем – «термин солесодержание, используемый вами как параметр качества питьевой воды, не может напрямую приравниваться к показателю «общая жесткость». Спасибо, господин Французов, за то, что объяснили мне, неучу, что солесодержание нельзя напрямую приравнять к общей жесткости воды. Но вот на официальном сайте Мосводоканала есть такая информация: «Жесткостью называют совокупность свойств воды, связанных с содержанием в ней растворённых солей, главным образом, кальция и магния («солей жесткости»)». И все. Этого более чем достаточно для понимания, что такое «жесткость» воды. А ваши «профессиональные» измышления по поводу того, что «это совершенно разные понятия: мг вещества (т.е. соли карбоната кальция) и мг ионов кальция», мне абсолютно не интересны. Потому что если в воде есть кальций, и его количество зашкаливает за величину нормы, то эта вода будет считаться жесткой в любой стране мира, будь то Россия или Африка. А разницу между количеством солей или ионов в нашей элистинской воде вы можете объяснять тем людям, у кого нашли камни в почках, желчном пузыре и у кого диагностируют смертельно опасные заболевания вроде рака. Думаю, что им будет «очень интересно» узнать, от чего именно они заболели - от миллиграммов солей или все же от миллиграммов ионов кальция растворенных в воде, ведь это так важно. Особенно, если болезнь почти неизлечима. 

 

Насчет болезней

Коль речь зашла о болезнях, то приведу слова из доклада кандидата медицинских наук Михаила Игнатьевича Эренценова, который был опубликован им в сборнике «Труды научной конференции ассоциации урологов Северного Кавказа» проходившей с 6 по 8 октября 1999 года в Элисте. Почитаем, что пишет заслуженный врач России Михаил Эренценов: «Актуальнейшей проблемой в Калмыкии является  состояние питьевой воды. Еще в 1969 году НИИ гигиены им.Ф.Ф.Эрисмана констатировал гиперминерализацию воды, несоответствие ГОСТу и наличие вредных веществ в питьевой воде». Вы только вдумайтесь, уже 48 лет прошло с тех времен, когда ученые заявили, что наша вода опасна при употреблении для здоровья и жизни. И что с тех пор изменилось? Ничего. Как текла в наших кранах техническая вода не годная к питью, так и продолжает течь. Да, мы, взрослые, нашли выход из этой ситуации – заказываем более-менее пригодную для питья воду в канистрах и покупаем еще лучшую бутилированную. Так делают все элистинцы которых я знаю – дома и на работе пьют только покупную воду. Но ведь проблема, которую поднял «ЭК» касается наших детей – именно они вынуждены питаться едой приготовленной из водопроводной воды в садиках и школах. Именно они самые незащищенные и слабые жители нашей республики по вине взрослых накапливают в своих организмах вредные соли, растворенные в жесткой воде. Именно они в будущем будут болеть, и врачи будут сокрушенно ахать и охать и говорить умные слова о слабости современного поколения, о нездоровой экологии и о вреде сидения перед компьютером. Родители же будут кивать головами в ответ и, вытирая тайком набежавшие слезы, искать деньги на сложнейшие операции и реабилитации. И никто не подумает о том, что главной причиной болезни могла быть сверх нормы минерализированная вода, которая поступала на протяжении 15 лет в детский организм с компотами, чаями, супами и кашами, приготовленными в детсадовских и школьных столовых. А об этом еще 20 лет назад предупреждал (на тот момент - заведующий урологическим отделением Республиканской больницы) Михаил Эренценов: «Таким образом, влияние внешних факторов – сухой и жаркий климат, процесс опустынивания, гиперминерализация питьевой воды с содержанием вредных веществ и радиоактивных элементов – являются не только фактором в генезе мочекаменной болезни, но и других грозных заболеваний».  

 

Правильная калибровка

Продолжаем читать «письмо счастья» от Роспотребнадзора. Зачем-то, возможно для придания «солидности» и «объема» своему письму, господин Французов в нескольких строках пытался запутать меня в терминах общая минерализация и жесткость воды. А затем рассуждал о том, каким образом я получил цифру жесткости воды в 46 Ж. Зачем Французов выдумывал велосипед и упражнялся в математике? Специально для Роспотребнадзора открою «тайну» как я высчитал жесткость воды. Разжевываю и кладу в рот. Я взял воду из крана, налил ее в стакан, опустил туда прибор-солемер (кстати, подобные приборы регистрируются в государственном реестре средств измерения) и записал появившуюся в окошке цифру 2340 ppm. Затем это значение в ppm я ввел в калькулятор расчета жесткости воды, который есть на сайте Мосводоканала (www.mosvodokanal.ru/forpeople/calculator.php) и он уже выдал мне принятую в России жесткость воды в Ж, а именно 46,8 Ж. Все. А теперь я хотел бы получить ответ на вопрос – каким еще способом, кроме хорошо зарекомендовавшего себя во всем мире прибора-солемера, не имея под рукой лаборатории, я мог бы быстро узнать жесткость элистинской водопроводной воды? Обратиться в Роспотребнадзор? Так там, по информации одного моего хорошего знакомого, который хотел провести полный анализ водопроводной воды, ему доверительно шепнули, что как только они поймут, что на исследование принесли воду из крана, то выдадут заранее «утвержденный» результат. А настоящего независимого исследования просто не будет. Так что все эти слова о «незарегистрированном» солемере и о том «насколько правильно он откалиброван» - разговоры ни о чем. Роспотребнадзор какую угодно техническую воду так «откалибрует», что ею можно будет даже космонавтов поить. Только вражеских.

 

Вода из туалетного бачка

Оказывается, в Элисте есть вода, которая соответствует даже не российским, а международным стандартам качества воды. У кого из крана вы думаете, она течет? Да, у владельцев хороших домашних фильтров, у которых есть лишние 30-40 тысяч рублей. Но вода очень мягкая и очищенная почти от всех примесей бежит из кранов жильцов в Сити-Чесс. Недавно я специально съездил туда и произвел замеры жесткости воды все тем же «неоткалиброванным» солемером. Результаты превзошли все мои самые смелые ожидания. Я писал о том, что бутилированная вода показала 0,90 ppm и это был лучший результат, который я наблюдал (заказная вода из канистры – 142 ppm). На самой станции, которая стоит справа при въезде в шахматный городок, солемер показал жесткость в 0,30 ppm. Внутри главного здания вода была 0,25 ppm. Теперь, внимание! В туалетном бачке вода побила все рекорды и выдала 0,23 ppm! Это в 4 раза лучше бутилированной воды, за которую мы платим 120 рублей за 19 литров. И этой, практически «святой водой», в Сити-Чесс, извините, смывают продукты выделений человеческого организма. Теперь проясним ситуацию по станции. Здесь стоит американская система очистки воды компании Culligan с американскими же фильтрами внутри. Каждый день рабочие станции промывают главный фильтр лимонной кислотой, а всего станция выдает 100 кубометров воды ежедневно и этого хватает на весь шахматный городок. Почему именно в Сити-Чесс течет лучшая вода в городе? Все очень просто. В далеком 1998 году, когда Илюмжинов проводил в Элисте шахматную олимпиаду, одним из главных и непререкаемых условий проведения было – качество питьевой воды. В противном случае международная комиссия по приемке не выдала бы разрешение на проведение олимпиады. Причем вода должна была быть пригодной для питья именно из-под крана и никаких полумер вроде «мы обеспечим шахматистов бутилированной водой» не рассматривалось. Почему? Да потому, что есть международный регламент, потому что многие шахматисты приезжали из развитых стран, где воду пьют именно из крана, и потому что международный скандал из-за массовых отравлений водой руководству республики был совсем не нужен. Вот и все. Предельно просто и жестко. Правда после этой простоты и жесткости в Сити-Чесс течет не простая и очень мягкая вода. Которую можно пить. Даже из туалетного бачка.

 

Ложь главы

А вот спасибо Роспотребнадзору все-таки скажу. За то, что они не соврали насчет того из какой воды готовится горячее питание в детсадах и школах. В отличие от главы республики, заявившего на последней своей пресс-конференции следующее: «Водопроводной водой в школах и садиках надо мыть руки, обувь, мыть полы. А горячее питание и та вода, которая идет для питья детей, она должна и она есть (!) полностью бутилированная». 

Теперь почитаем ответ Роспотребнадзора: «В дошкольных организациях г. Элисты приготовление пищи (1, 2 и 3 блюд) осуществляется на водопроводной воде. В школьных столовых только напитки (чай, компот, кисель, джомба) готовятся на родниковой воде, за исключением школ № 17 и № 18, где все блюда готовятся на привозной воде». А вот теперь кто ответит, что делать со словами Алексея Орлова, который заявил, что водой, из которой готовилось и до сих пор готовится горячее питание для наших детей нужно «мыть полы и обувь»? Есть у кого-то ответы на это, находящееся за гранью понимания и морали заявление главы Калмыкии? Это вообще может уложиться в какие-либо этические или человеческие нормы? По моему разумению – нет. А потому, больше взывать к совести руководства республики не вижу смысла. Здесь придется действовать. Как? Это уже другой вопрос. Предварительный план есть. И я надеюсь, что родители, у которых дети ходят в садики и школы меня поддержат. Потому что если здоровье наших детей не будет волновать нас, то какие после этого мы родители? И кто как не мы сможет защитить своих детей от лжи власть имущих. От лжи, к которой мы все привыкли. Но только не в этом случае. Не в этом.

 

Виталий КАДАЕВ 

 

"В НИИ экологии человека и гигиены окружающей среды им. А. Сысина РАМН проведен углубленный анализ воды, которую пьет и использует для приготовления пищи население республики. Пробы воды подверглись испытаниям не только по 70 показателям номенклатуры Всемирной организации здравоохранения, но и проверены на мутагенную активность. Результаты неутешительные: 84,7 процентов проб не отвечают нормативным требованиям по санитарно-химическим показателям, 30 – микробиологическим, а в сельских системах водоснабжения, соответственно, 91 и 52 процента".

 

"Сброс загрязненных сточных вод из других регионов в Калмыкию составляет 86,3% от общего количества сточных вод региона. Все источники поверхностных вод Калмыкии высокоминерализованы и химически загрязнены. Техногенными источниками загрязнения водных ресурсов республики являются прилегающие к Калмыкии предприятия топливно-энергетического, металлургического, химического и сельско-хозяйственного комплексов Волгоградской, Астраханской областей и Ставропольского края. Наблюдается аккумуляция загрязняющих веществ через грунтовые воды по всей территории республики. Качество воды в источниках не позволяет использовать ее для питья без предварительной очистки по специальным технологиям, что в данный момент обеспечить невозможно в силу отсутствия необходимого комплекса очистных сооружений, обеззараживающих установок".

 

"Оценка качества проб воды из разводящей сети г. Элиста, проведенная по органолептическим и физико-химическим показателям с использованием ГОСТированных и унифицированных методов исследования, показала: исследованные пробы воды характеризуются неудовлетворительными органолептическими свойствами (превышение рекомендуемых регламентов по цветности и мутности); по солевому составу исследованная проба воды относится к гидрокарбонатному классу вод кальциевого типа и не отвечает требованиям СанПиН 2.1.4.1074-01 и современным гигиеническим требованиям к качеству питьевой воды". 

 

"По данным санитарно-эпидемиологических служб республики, в связи с потреблением некачественной воды в Калмыкии увеличилось количество людей, страдающих заболеваниями мочеполовой и эндокринной систем, крови и кроветворных органов, паразитарных и инфекционных, в том числе, вирусного гепатита и бактериальной дизентерии".