Сегодня 12:19 22.04.2024

Элисту одним взглядом не объять. И мысленно цельным взором не окинуть. Потому что она очень разная. Одна – в центре, где-нибудь возле кинотеатра «Родина» или же местного «Арбата».  Другая – в «городе шахмат» Сити-Чесс и новостройках. Третья – в тихих окраинных улочках и заветных местах во дворах

«МОДЕРН» НАДО ПООЩРЯТЬ

Есть ещё и особая Элиста – в виде памятников и культовых буддийских сооружений. Они-то и являются предметом пристального внимания со стороны гостей нашей столицы.

Центр города, как и положено центру, нарядный и ухоженный. Новая архитектура проникла сюда в виде симбиоза европейской аскетичности и восточного колорита. И обретающая, к сожалению, местами характер «агрессивной застройки». В результате страдает то, что радовало глаз десятилетиями. Вместе с тем, при возведении подобного рода объектов, стала использоваться буддийская символика, что радует. 

Речь о сооружениях с «парящими крышами», и замысловатых и многоцветных оформлениях фасадов. И это легко объяснимо, поскольку калмыки – единственный в Европе народ, исповедующий буддизм. А сохранение этого вероисповедания,  как символа национальной самобытности, есть главное условие самого существования народа. Было бы совсем неплохо, если бы такой буддийский «модерн» как-то поощрялся властью.

Сегодня, после периода забвения и утрат 30-70 годов, калмыки возвращаются к немеркнущим ценностям своей религии. Крепнут связи с буддистами мира и прежде всего – с тибетским центром в Дхармсале. Молодые монахи из Калмыкии получают образование в крупнейших монастырях Индии. Визиты в республику Далай-ламы ХIV имели огромное значение и вдохновляющую силу для возрождения религии и национального самосознания народа. Свет учения Будды вновь входит в каждый дом, в повседневную жизнь людей, их будни и праздники. 

Поэтому место особого поклонения для элистинцев и гостей города – беломраморная статуя Будды (скульптор В. Васькин). Также, как и монументальная культовая скульптура Белого старца (скульптор Н. Эледжиев), считающегося хранителем богатства и изобилия, счастья и семейного благополучия.

Приятно побывать в культурном комплексе «Пагода семи дней», сразу же ставшим любимым местом встреч многих горожан. Здесь религиозный объект довольно гармонично вписался в зону центральной части города. Поднимают настроение и разного рода скульптурные формы, украшающие улицы Элисты. 

Все эти произведения искусства появились у нас во время работы международных симпозиумов скульпторов. У каждой скульптуры есть какая-то своя изюминка, и это всегда привлекает гостей столицы. Возможно, поэтому возле этих изваяний люди постоянно фотографируются и назначают романтические свидания.

 

РЕСТАВРАЦИИ НЕ ПОДЛЕЖИТ. ОТЛИВАТЬ ЗАНОВО!

Если говорить о памятниках архитектуры  нашей республики, то к рассказу об одном из них наиболее точным определением могли бы стать слова – «самый крупный и самый красивый буддийский храм в Европе». Архитектурные и эстетические  совершенства Элистинского хурула «Золотая обитель Будды Шакьямуни» уникальны по своему воздействию на духовный мир человека. 

Неслучайно этот монастырь был представлен на всероссийском телеконкурсе, как один из самых красивых архитектурных памятников страны. Своеобразие и художественная выразительность храма связана органическим синтезом архитектуры, скульптуры и живописи. Многочисленных туристов привлекает также настенный декор, особенности интерьера, изображения персонажей буддийского пантеона и всевозможные культовые атрибуты. Здесь проходят ежедневные религиозные молебны, собирающие верующих не только нашей республики, но и из многих уголков России.

Широко представлена в степной столице монументальная скульптура, посвящённая исторической памяти народа. В 1943 году сталинским указом  всех калмыков депортировали в Сибирь. Ссылка длилась 13 лет. Калмыки находились на положении спецпереселенцев, лишённых гражданских прав. Потери, понесённые нашим народом в годы насильственной ссылки, неизмеримы. Боль и отголоски этой трагедии до сих пор в каждой семье. 28 декабря – начало высылки – объявлен Днём памяти. В 1996 году в Элисте был открыт памятник «Исход и Возвращение» (скульптор Э. Неизвестный), посвящённый жертвам депортации.

Великому ойратскому просветителю Зая-пандите, создавшему в 1868 году особый алфавит «тодо бичиг» - «ясное письмо» рядом с учебным корпусом КГУ установлен памятник (скульптор Р. Рокчинский). Жемчужине калмыцкого фольклора – эпосу «Джангар», посвятил монументальную композицию «Богатырь Хонгор» скульптор С. Ботиев.  

В настоящее время в Калмыкии зарегистрировано 578 памятников, из них только два имеют федеральный статус: здание КалмГУ (1-й корпус) и Дом-музей в п. Чилгир Яшкульского района. А вот памятник В. И. Ленину рядом с Домом правительства РК снят с учёта указом Б. Ельцина. Жаль. Остальные же памятники находятся в собственности муниципалитетов. И это вызывает большие трудности, поскольку местные власти не всегда имеют возможность финансировать мероприятия по охране объектов историко-культурного наследия. 

Сейчас в центре внимания общественных защитников памятников архитектуры и истории находится скульптурная композиция, посвященная О. И. Городовикову. Её, к сожалению, пора уже не реставрировать, а отливать заново. Долгое время, кстати, она считалась визитной карточкой Калмыцкого телевидения, а сейчас даже номинируется в качестве символа страны на будущей 200-рублёвой банкноте. А вдруг «инвалид» победит, что создаст анекдотичный прецедент!

Также в аварийном состоянии находится мемориальный комплекс, посвящённый героям Гражданской и Отечественных воин в парке «Дружба». Косметическим ремонтом там также не обойтись, и эти два примера вовсе не исключение из правил.

 

КАЗНА В ДЕНЬГАХ НЕ НУЖДАЕТСЯ?

Остаётся всё же надеяться, что проблема сбережения нашей истории, культуры и народных традиций будет решаться. И не за счёт одного только государства, возможности которого тают на глазах, но и при помощи меценатов и общественных организаций республики. Такие ведь есть, но к ним нужен мудрый подход.

Сегодня в Элисте насчитывается около 150 памятников, и каждый из них по-своему ценен. Своей вечностью и хрупкостью одновременно, ибо созданы человеческим гением и необходимы каждому из нас. Именно об этом поневоле задумываешься, когда видишь изумлённые лица гостей Элисты, подолгу смотрящих на увековеченных в граните и камне людей и события. 

В нашей столице сосредоточена почти треть населения республики, её деловая, политическая и культурная жизнь. А строительство города началось в 1927 году (через год грядёт 90-летие). Далее Президиум ВЦИК постановил с. Элиста Калмобласти преобразовать в город, объединив его со строящимся городом того же наименования.

12 августа 1942 года в ходе Великой Отечественной войны Элиста  была оккупирована немецкими войсками. 31 декабря того же года освобождена Красной Армией. Не за горами, кстати, 75-летие, отмечать которое вряд ли будем. Мэрия наша мыслит на этот счёт примерно так: изгнали, мол, врага буднично, позволив к тому же при отступлении город почти полностью сжечь. Такая позиция между тем и как говорил товарищ Саахов, «аполитична» и требует пересмотра.

Сегодня местные архитекторы и дизайнеры стараются придать облику города черты своеобразия, но коммерческие постройки, бездумно понатыканные в его центре и с их же отмашки, ставят на всём хорошем крест. Особое недоумение вызывают места для парковок частных легковушек. Бесплатные, как ни странно, но прямо-таки шикарные. А одна из таковых (напротив 2-го корпуса гостиницы «Элиста») имеет весьма абстрактный архитектурный антураж (на снимке).

Оплату за парковку, кстати, нигде не берут, что для мэрии полный нонсенс. Неужто городская казна в «лишних» рублях не нуждается? Или же нуждается, но собирать деньги некому? Если это так, то «ЭК» готов выделить человека. Много не возьмём – 10 процентов от общего сбора. Которые пойдут на подписку нашей газеты для ветеранов и малоимущих. 

Напоследок об автобусных остановках Элисты. Они ведь тоже часть городской архитектуры. В одном из номеров «ЭК» говорилось о том, какие неудобства создают машины, стихийно припаркованные перед поликлиникой МВД РК. Реакции, как и следовало ожидать, не последовало никакой. Потому как полиция самовольна и законоНЕпослушна везде. Теперь вот легковушки стали ставить на остановке «П. Осипенко» в сторону востока… 

 

Евгений НАДЫШЕВ