Сегодня 10:20 29.03.2024

Ордынский царевич Даир, правнук Чингисхана, племянник ханов Батыя и Берке, сын Орду-Эджена, в 1250-х годах, в XIII столетии, принял православие, наречён был Петром. О нём есть «Сказание о блаженном Петре, царевиче Ордынском».

Пётр Ордынский является основателем Петровского монастыря в Ростове Великом Ярославской области и русского дворянского рода Чириковых.

За служение вере был причислен Русской православной церковью к лику святых под именем «преподобного Петра, царевича Ордынского, чудотворца Ростовского».

 

 

Святой Пётр Ордынский

 

Родным братом Петра Ордынского является знаменитый монгольский полководец Куремса, один из руководителей Западного похода 1241 года монголов в Европу, одержавших много

побед над рыцарями-крестоносцами; их отец Орду-Эджен является старшим братом Батыя, добровольно уступившим ему престол улуса Джучи.

История такова: в 1253 году святитель Кирилл, архиепископ Ростовский, приезжал в Сарай, к хану Батыю, при дворе хана он рассказывал об исцелениях у мощей святого Леонтия, совершаемых в Ростове Великом. Через несколько лет в Орде заболел один из царевичей, при дворе вспомнили о рассказах Кирилла и вызвали его в Сарай.

К тому времени Батый умер. Умер также его сын Сартак, недолго процарствовав. К власти пришёл брат Батыя, мусульманин по вере хан Берке. Но тем не менее именно при Берке в Сарае было открыто подворье православного епископа. Сказалось огромное влияние в Орде Александра Невского, и интересы самой Орды, которой выгодно было иметь таких мощных союзников, как Русь и православная церковь.

Тогда никого не смущало, что при дворе мусульманина Берке исцелением его больного племянника занимается православный священник.

Кирилл молитвами исцелил мальчика, за что был награждён многими дарами и с почестями отправлен домой. В пути его догнал другой царевич, племянник Батыя и Берке и попросил взять его с собой в Ростов.

В Ростове племянник Батыя и Берке принял православие и наречён был Петром. Хан Берке к поступку племянника отнёсся с пониманием и обеспечил его соответственно его царственному происхождению: в «Сказании…» говорится о «возках с серебром». При всём богатстве и знатности Пётр отличался «скромностью, богомыслием и склонностью к молитвам».

Между Борисом, князем Ростовским и ордынским царевичем Петром возникла дружба, в «Сказании…» говорится – «любяше князь Петра, яко и хлеба без него не ясти». Архиепископ Игнатий, преемник святителя Кирилла, публично, под сводами церкви, объявил их названными братьями. Дети Бориса, юные княжичи,

называли Петра дядей. Князь Борис выбрал для Петра жену, дочь виднейшего ростовского вельможи. И даровал ему, детям и внукам его «множество земли» у озера, а также «воды и леса».

Однажды Петру было видение, явились апостолы Пётр и Павел. После этого знамения Пётр построил на берегах озера Неро монастырь, называемый также Петровской обителью.

Пётр свою жену, наречённую ему князем Борисом, очень любил, овдовев, сильно горевал, затем постригся в монахи и обосновался в своей же обители.

Почитание Петра как святого началось сразу же после его смерти в 1291 году. «Сказание о блаженном Петре, царевиче Ордынском» сложилось в начале XIV века. Официально он был причислен к лику святых на Соборе 1547 года при митрополите Макарии. Сразу же после канонизации были написаны его фрески в только что построенном Архангельском соборе Московского Кремля, обновлённые в XVII веке.

 

 

 

Архангельский собор – усыпальница великих князей и царей. Наиболее выдающиеся из них, как Александр Невский и Дмитрий Донской, изображены там на фресках. Каждому посвящена одна фреска. А блаженному Петру отведена вся стена справа от алтаря –

две фрески, две большие сюжетные картины. Сцены явления ему апостолов Петра и Павла.

Это говорит о том, что святой Петр Ордынский в средние века был весьма почитаемым в церкви и в народе.

В современном церковном обиходе икон Петра Ордынского практически мало. В Ростовском музее Ярославской области есть одна икона XIX века. Да там же, в Ростове, в Успенском соборе, и поныне хранится доска от древней иконы с ликом Петра Ордынского. А изображение не сохранилось. Как говорит, настоятель собора отец Роман «и не время тому виной, а наше небрежение».

Конечно, святых много, и не все иконы сохранились. Жил Пётр в далёком XIII веке, причислен к лику святых в XVI веке. Не успели его канонизировать, иконы написать и распространить, как началась опричнина, мор, а там – Смутное время, войны и пожарища.

Но две большие фрески с его изображением находятся в московском Кремле! В Архангельском соборе!

Вообще, святых монгольского происхождения на Руси было много: правнук монгольского нойона Амырхана, Великого Владимирского баскака – святой Пафнутий Боровский, основатель Пафнутьева монастыря; монгольский Буга-нойон, баскак в городе Великий Устюг, за служение вере причислен к лику святых под именем «преподобного Иоанна Устюжского» и т.д., их потомки являются основателями многих русских дворянских родов монгольского происхождения.

Мощи святого Петра Ордынского покоились в Ростове Великом, в Петровской обители. Как устанавливают Четьи-Минеи, «празднуют его память 30 дня июня» (по новому стилю 13 июля). Потомки Петра Ордынского, живущие в Париже, во Франции приезжали в Ростов Великий – поклониться обители своего пращура.

В «Сказании…» подробно говорится о его сыне Юрии и внуке Игнатии, названном в память об Игнатии, архиепископе

Ростовском. Были они в Ростове Великом очень влиятельными людьми. Вплоть до того, что в трудные для Ростова и Ярославля дни – похода ордынцев, известного как «Ахлымова рать», когда князь Ростовский и архиепископ ударились в панику, Игнатий сделал им выговор и сам взялся за переговоры с ордынцами. Которые закончились успехом для Ростова и Ярославля ещё и потому, что имя русского прямого потомка Чингисхана для ордынцев не было пустым звуком.

Одним из потомков святого Петра Ордынского был великий иконописец Дионисий.

Жизнеописание святого Петра Ордынского есть в «Житиях…», изданных ещё до революции 1917 года и переизданных в наше время; есть о нём «Сказание…» и упоминание о нём в «Православном сборнике» 1851 года, вышедшем в Казани.

В настоящее время восстанавливается почитание святого Петра Ордынского, какое было в XIV – XVI столетиях на Руси, помнят о нём и в Монголии, в Улан-Баторе, в церкви Святой Троицы есть его иконы. Преподобный Пётр Ордынский является одним из небесных Покровителей Калмыкии, есть его иконы и в Казанском кафедральном соборе в Элисте.

 

 

 

Бембя ФЁДОРОВ