Сегодня 13:04 29.03.2024

11 мая 19-летний Ильназ Галявиев вошел в казанскую гимназию №175, где когда-то учился сам, и открыл стрельбу из охотничьего ружья Hatsan Escort PS. Жертвами стали девять человек — семеро подростков и две учительницы. Еще 23 человека пострадали.

Таковая новая реальность – массовые убийства подростков теперь регулярно происходят и в России. Реакция власти последовала незамедлительно – Владимир Путин потребовал усилить контроль за оборотом гражданского оружия в стране. И уже на этой неделе первый вице-спикер Совета федерации Андрей Турчак, лидер фракции «Единой России» Сергей Неверов, глава думского комитета по безопасности и противодействию коррупции Василий Пискарев и глава комитета нижней палаты по информполитике Александр Хинштейн внесли в Госдуму соответствующий законопроект, который, в частности, усложняет гражданам процесс прохождения медкомиссии для получения права купить «огнестрел».

В закон об оружии предлагается ввести понятие медицинских противопоказаний для владения оружием. Медосвидетельствование обязуют проходить только в государственных и муниципальных организациях здравоохранения. В случае успешного прохождения медосвидетельствования будет выдано электронное заключение, которое разместят в ГИС Минздрава. К этому реестру получит доступ Росгвардия. Такой процесс, как уточняют разработчики проекта закона, позволит устранить «возможность предоставления подложных медсправок».

Впрочем, возможность за мзду малую купить нужную бумажку при этом не устраняется. Именно к увеличению коррупционной составляющей чаще всего ведут простые запреты. Опять же, в случае если поправки будут приняты. Как мы помним, еще три года назад после во многом схожей трагедии в керченском колледже, также велись разговоры и вносились законопроекты, предусматривающие ужесточение контроля в сфере оборота оружия. В том числе предполагалось, что для возрастной категории от 18 до 21 года порядок приобретения будет особо сложным. По итогу – Галявиеву не составило особого труда стать обладателем пятизарядного ружья на законных основаниях.

Между тем, как стало известно, ещё в прошлом году врачи поставили стрелку диагноз «атрофия головного мозга». Заболевание сопровождается отмиранием клеток центральной нервной системы, провоцируя серьезные последствия. В частности, у больных наблюдается нарушение когнитивных способностей, к которым относятся речь, пространственная ориентация, понимание, логическое мышление, умение вычислять и обучаться. Болезнь вызывает и расстройства неврологического характера.

Кстати, согласно закону причиной отказа в получении лицензии может быть даже плохое зрение, инвалидность и прочие серьезные недуги, если они не позволяют обеспечить безопасное для себя и окружающих владение оружием. Видимо, атрофия головного мозга в список не входит? Впрочем, есть вероятность, что даже не коррумпированность надзорных органов позволило больному человеку без труда купить оружие. Известно, что в апреле Галявиев также без проблем прошел призывную комиссию в военкомате. Достаточно было заявить об отсутствии жалоб на здоровье.

Также выяснилось, что молодой человек не состоял на учете у психиатра или в полиции. При этом, парень несколько месяцев называл себя богом. Предположительно, с обострением болезни у обвиняемого связано то, что Галявиев бросил колледж и стал готовиться массовому убийству «биомусора» в гимназии, которую окончил несколько лет назад. Насколько это предположение соответствует истине, теперь должны установить эксперты. Как сообщила официальный представитель СКР Светлана Петренко, по уголовному делу назначено более 30 судебных экспертиз, в том числе физико-химические, баллистические, молекулярно-генетические, взрывотехнические, судебно-медицинские. Для определения психического здоровья фигуранта в рамках уголовного дела будет проведена психолого-психиатрическая экспертиза.

Трагедия в Казани вскрыла многие проблемы. Для власть имущих она же стала поводом в очередной раз приплести проблему протестных настроений в стране. Так, вице-губернатор Свердловской области Павел Креков заявил, что казанский стрелок Ильназ Галявиев якобы был волонтером городского штаба Навального. При этом никаких доказательств представлено не было. А Председатель Следственного комитета РФ Александр Бастрыкин в понедельник на Международном молодежном юридическом форуме обозначил проблему современной молодежи – по его мнению, сегодня молодые люди во многом потеряны ввиду недостатков воспитания в школах и вузах, а также отсутствия четкой идеологии.

С этим, по мнению силовика, связано активное вовлечение молодого поколения в протестные акции: «Мы все знаем, что есть новеллы с использованием различных аккаунтов в соцсетях «ВКонтакте», Facebook, Twiiter, YouTube и TikTok для активизации деятельности нашей молодежи и очень часто в негативном плане. Те дела, которые мы расследовали, показали, что условиями для такого воздействия являются психологическая незрелость молодежи, отсутствие жизненного опыта, отсутствие идеологических установок, без которых ни одно нормальное общество существовать не может», - заявил Бастрыкин.

Также главный следователь страны считает, что одними только правовыми запретами никакую проблему не решить. Он напомнил, что в советское время проводились комсомольские собрания, были строительные отряды, шефство над трудными подростками, забота о ветеранах: «Нам некогда было ерундой заниматься», - отметил Бастрыкин.

И ведь прав глава СК. Трагедии, подобные казанской, случаются, в том числе, ввиду провальной молодежной политики и, в целом, социальной сферы. Ведь нет у нас сегодня не только стройной и непротиворечивой идеологии, нет у нас и систематического воспитания молодого поколения граждан. В советское время этими задачами занимались пионерская и комсомольская организации, которые отслеживали состояние каждого ребенка. Была сеть Домов пионеров, кружков по интересам – дети были постоянно заняты трудом, спортом, творчеством. Проблемные и потенциально опасные индивидуумы, как минимум, сразу попадали в поле зрения специалистов, как максимум – получали помощь, не оставались наедине со своими бедами. Сегодня же досуг подрастающего поколения в основном отдан на откуп бизнесу, и, если у родителей нет денег на внешкольную активность ребенка или нет желания/времени/сил заниматься его всесторонним развитием, – юный человек плывёт по течению. Куда его вынесет – зависит от случайных факторов.

Но и это не всё. Казанская трагедия показала не только плачевное состояние молодежной политики, но проблему безразличия и недоверия к власти в обществе. Так, Ильназ Галявиев в гимназию пришел пешком. По улицам он передвигался не скрываясь, с оружием на виду, одетый полностью в черное. Однако никто из прохожих не отреагировал на появление подозрительного вооруженного человека. По мнению генерал-майора ФСБ в отставке Александра Михайлова причина тому – страх, равнодушие, невнимательность и недоверие к правоохранительным органам: «Люди многие, во-первых, боятся, во-вторых, многие из них просто равнодушно относятся ко всему, что их окружает, поэтому не являются участниками обеспечения безопасности даже своих близких. И в-третьих, не верят правоохранительным органам», - сообщил Михайлов.

Он отметил, что не каждый россиянин, увидев человека с ружьем, подумает, что оружие настоящее, а его обладатель имеет криминальные намерения: «У нас сегодня каждый сам за себя. Все живут по принципу «авось пронесет». По этому принципу живут и рядовые граждане, и сотрудники правоохранительных органов, и частные охранные предприятия», - заявил отставной генерал.
Р

авнодушие власти к проблемам провальной молодежной политики, равнодушие надзорных органов к исполнению своих обязанностей, равнодушие людей к проблемам, которые «их не касаются» — вот причины трагедии. Запреты и ограничения, бессмысленное усиление контроля, раздутие штата силовиков – борьба со следствием, попытка лечить симптомы болезни, полностью игнорируя её суть. Борьба, которая вряд ли увенчается успехом.

Георгий Уташев