Сегодня 08:33 19.04.2024

Как вы знаете, уважаемые читатели, у редакции газеты «Элистинский Курьер» давно сложилась традиция, примерно раз в квартал брать интервью у известного предпринимателя, мецената Виктора Куюкинова. И как обычно, разговор состоялся о нашей с вами непростой жизни, о политике (куда уж без нее) и просто о праздном. Редакция не записывает Виктора Степановича в какие-либо эксперты, как это стало модным у всяких «говорунов и пустобрехов», однако мнение этого человека всегда было интересно нашим читателям и подписчикам.

-Виктор Степанович, в нашем позапрошлом номере газеты, мы писали о том, что супруга главы Калмыкии  Елена Хасикова, позволила себе отдохнуть во Франции. Информация не самая точная, однако, что было ожидаемо, резонанс всё же создался. В связи с этим назрел вопрос: а где обычно отдыхаете Вы? Давно был отпуск?

- В последний раз отпуск был лет 6-7 назад. И то, это был даже не совсем отпуск, а недельная передышка, так сказать. После чего я вновь принялся за работу. Естественно, чего скрывать, у меня есть возможность проводить отпуска за границей. Но я считаю это лишним, лучше потратить средства на иные, благие дела. А что касаемо супруги главы, которая вроде как отдыхала в Париже, то что тут скажешь? Отдыхать или нет, конечно, дело каждого. Но вот если бы, вместо Парижа, первая леди Калмыкии поехала, например, в Кетченеры и открыла там магазин с низкими ценами или вообще, занялась благотворительностью, то люди бы выразили бы ей за это, как сейчас модно говорить – большой респект. Заодно бы и рейтинг мужа подтянула.

- Ну хотя бы автомобиль премиум-класса вы себе позволить можете? Всё-таки статус обязывает.

- Какой статус? Я вообще против всяких ярлыков, ненужной шелухи, мнимых регалий и прочих «понтов». И для чего мне дорогая машина? Чтобы пару километров до работы проехать? Совершенно ни к чему она мне. Я стараюсь всегда ходить пешком. Ну, если надо срочно и быстро куда-то добраться, то пользуюсь служебным авто, такси или общественным транспортом. Но в основном только пешим ходом и думается и хорошо и для здоровья полезно

- Кстати, о здоровье и о коронавирусе: как пережил локдаун конкретно Ваш бизнес? Сейчас уже оправились? Были ли приняты какие-то крайние меры, например значительное сокращение штата и тому подобное?

- Сейчас, конечно, уже получше. На данный момент у нас на двух этажах почти  закончился капитальный ремонт. В номерах поменяли абсолютно всё, начиная от санузла и мебели и заканчивая плинтусами и розетками. И по всемирной классификации гостиниц, наша гостиница «Элиста» будет иметь статус 3-х или 4-х звёздочный. Но при этом, цены останутся прежними. Конечно, если есть у кого-то желание расположиться в царских хоромах с пятью звездами, то в нашем городе есть и такие гостиницы, но и цены там соответствующие. А в самый пик пандемии, убытки, конечно же были и очень значительные, но вопрос о сокращении штата передо мной не стоял в принципе. Я, знаешь ли, как бы это пафосно не звучало - людьми дорожу. Поэтому, все остались на своих рабочих местах. Никакой текучки кадров у меня практически не было, люди со мной работают годами, а то и десятилетиями, и отношение соответствующее к ним, никакой барщины и самодурства. А во «время вынужденного отпуска», который длился три месяца, у всех сохранилась зарплата в полном объеме. Кроме этого, администрация гостиницы «Элиста» все эти месяцы выделяла сотрудникам, так называемый соцпаек из мясного, мучного наборов и полуфабрикатов.

- А была ли помощь от региональных властей вашему бизнесу в острый период пандемии?

- Да почти никакой. А я и не рассчитывал и не просил помощи. Я, как и многие предприниматели Калмыкии, давно не полагаемся на помощь республиканской или муниципальной власти. Более того, мое предприятие может существовать почти автономно. У нас своя котельная, свой запас воды, имеются генераторные установки на случай отключения электричества. Однако, налоги в казну мы пополняем своевременно. И как мне однажды признался один работник налоговой, оказывается, мой бизнес является одним из бюджетообразующих предприятий города. Это, вроде бы и лестно слышать, но с другой стороны, это говорит о том, что город совсем не в состоянии обеспечить сам себя, а «живет» только лишь за счет местного бизнеса. И я даже не могу представить, когда случится такое, что Элиста станет самодостаточным городом, какой она была в «доилюмжиновскую эпоху».  Вот например, в последнее время, власти активно мусолят тему о туристической привлекательности города и республики в целом. Но что сделано, чтоб эту привлекательность развить? Я лично не вижу значительных подвижек в этом направлении. Хотя стоит признать, тема вполне себе рабочая и окупаемая, надо только вложиться в нее с полной отдачей. Но вот дальше разговоров и заседаний дело не идет. В свое время, даже Владимир Высоцкий и то больше сделал, чтобы об Элисте узнало больше людей (смеется), вспомнил «Песню студента-археолога»:

Потом однажды в Элисте.
Нашёл вставные челюсти
Размером с самогонный аппарат.

-  Но вы, я знаю, в отличии от властей, готовы помогать людям. Слышал о вашей помощи малоимущим в первый период самоизоляции.

- По моим подсчетам более пятисот семей получили помощь в прошлом году. Так же, кроме меня, другие наши предприниматели активно включались в оказании помощи. Ведь во все времена калмыки держались и выживали за счет помощи земляков. Родители мне рассказывали, что в сибирской ссылке калмыки, не делясь на рода и племена, всячески поддерживали друг друга. А если бы этого не было? То, скорее всего, людских потерь было бы значительно больше. Поэтому мы должны всегда помнить о Сибири, а я, так как у меня есть такая возможность, просто обязан помочь тем, кто в этом нуждается. И ничего необычного, если один человек помогает другому. Я всегда говорю – это должно быть в порядке вещей. Увы, но были и такие, которые могли тоже хорошо помочь, но почему-то остались в стороне. А вообще, наше государство должно было оказать значительную поддержку своим гражданам, вынужденных сидеть без работы дома. К примеру, Китай, при своем полуторамиллиардном населении, выделяло (при пересчете на российскую валюту) по 40 тысяч рублей каждому жителю в месяц. США – по 1200-1300 долларов плюс ежемесячно и по продуктовой корзине ежемесячно. Да даже далеко небогатая Монголия выделила своим гражданам по 8 тысяч рублей, каждому. А в России этим делом занимались только волонтеры да предприниматели. Это разве нормально?

- А вы не задумывались о том, почему мы так плохо живем?

- Я считаю, что об этом думает каждый здравомыслящий человек. И полагаю, что каждый сделал для себя неутешительный вывод: нынешняя система не отвечает чаяниям народа. Более того, эта система, на страже которого, увы, стоят все силовые структуры России, четко пресекающие все попытки народного возмущения. За примером далеко ходить не надо, достаточно лишь вспомнить прошлогодние митинги за отставку донецкого гражданина или митинги возмущенных граждан республики после известного высказывания Хакасского спикера Штыгашева. А вот совсем недавно, председатель счетной палаты Алексей Кудрин заявил, что количество бедных людей в России к 2030году должно сократиться вдвое. Что это, если не признание в собственной некомпетентности и полной профнепригодности? У нас в принципе не должно быть никакой бедности, никакой нищеты, при таких-то ресурсах. Но происходит ровным счетом всё наоборот. Население стремительно беднеет, а кое-кто строит огромные дворцы и покупает роскошные яхты. Депутаты госдумы, которые вроде как должны представлять и защищать наши интересы, превратились в удобный инструмент построения чудовищных законов в угоду небольшому правящему кругу.

- Кстати, о депутатстве, вы, ведь тоже были в их рядах.

- Был, но это было давно, и я до сих пор с досадой вспоминаю свое безрезультатное депутатство. Но стыдиться мне не за что.  А дело в  том, что тогда в ЭГС заседало всего 11 депутатов. В их числе я и Наталья Манжикова. Все наши предложения неизменно блокировались остальными «слугами народа». На самом деле, это были тщательно подобранные тогдашним мэром Элисты Буруловым: друзья, родственники и предприниматели, зависимые от этого господина. Более того, тогда появились анонимные публикации, порочащие мою честь. Мне стало смешно, потому что я подумал, что это чьи-то неуместные и нелепые пасквили, но моим родным было не до смеха, хотя они понимали, что это обыкновенная клевета. Доставалось и Манжиковой, но она, по-моему, на эти грязные пасквили старалась не обращать никакого внимания. А когда моя сестра, блогер и предприниматель Байрта Тостаева, стала организатором конкурса красоты республики, то нападки на меня еще более усилились, поскольку я выступал тогда генеральным спонсором. Всякие анонимы стали писать, что победительницы конкурса стали ими за интимные услуги! И мол, я кастинг проводил лично. Но я лишь предоставил помещение и был спонсором мероприятия. Дальше больше, я стал объектом шантажа: за определенную сумму мне обещали не публиковать порочащие меня статьи. В итоге суд наказал пасквилянта. Он должен был заплатить мне приличную сумму за моральный ущерб, но подлец скрылся в Москве, где вновь попался на шантаже известного бизнесмена, и теперь отбывает восьмилетний тюремный срок. Те, кто гадит анонимно, льет грязь и порочит людей, ошибочно полагают, что останутся анонимными навсегда. Но мир сейчас прозрачен, сегодня ты, прячась за тонкой ширмой, позволяешь себе оболгать любого, то будь готов, что эту ширму легко раздвинут и тогда петь уже будешь совсем по-другому. Всегда будь готов ответить за слова. И что самое интересное, никаких публикаций об остальных депутатах ЭГС ни в печати, ни в соцсетях не было, хотя большинство из них были не в ладах с законом. И никакие наши протесты им не были помехой, поскольку буруловцев было большинство. А всего-то нужно было этим депутатам на заседаниях молчать в тряпочку и послушно голосовать как нужно мэру. Но что самое печальное, с тех времен ничего не изменилось! Абсолютно. Всё то же большинство кивал, как в Хурале, так и в ЭГС и во всех районных парламентах, та же ангажированность и личная заинтересованность, только вот число депутатов стало еще больше.

- В Единую Россию вы не пробовали вступать? В этом случае, как известно, перед членами этой партии открываются все двери. Можно стать не только успешным предпринимателем, но и востребованным политиком. И никакие комиссии близко не подойдут к вашему бизнесу.

- Нет, я противник всех партий, поскольку я считаю, что КПРФ, СР и ЛДПР – это филиалы «ЕР», созданные для оболванивания народа. На сегодняшний день у «ЕР» рейтинг ниже некуда и к известным всем эпитетам в ее честь, я бы от себя добавил, что это еще партия казнокрадов и приспособленцев. Поскольку люди стали понимать, что голосовать на выборах – это голосовать против себя. Поэтому в «ЕР» это поняли и начали применять новую тактику: кандидаты от партии власти стали выдвигаться в кандидаты в депутаты как беспартийные, как это происходит по всей России, и у нас в республике на последних муниципальных выборах. Плюс к этому, все знают, этих замаскированных кандидатов поддерживают члены избирательных участков, рисуя им необходимые проценты для прохождения в ЭГС и районные парламенты. В результате чего, «едроссовским» большинством принимаются законы и решения, совсем не отвечающие интересам жителей Элисты и районов республики. К примеру, в прошлом году нашими «слугами народа» проспект О. Бендера был переименован в проспект Анацкого, который  в годы Гражданской войны громил и жег хурулы вместе с невинными людьми. Получается, что наши депутаты ЭГС увековечили палача калмыцкого народа. А ведь были предложения дать имя, к примеру, Аюка-хану, Джапа Бурхинова или Ларисы Юдиной, ставшей жертвой антинародной системы. Да мало ли у нас достойных героев, имена которых носил бы этот проспект.  Но, несмотря на многочисленные протесты жителей столицы, депутаты остановили свой выбор на Анацком. Вернее было бы, конечно, провести опрос населения, чтобы не вызвать очередных народных возмущений. Но депутаты-едроссовцы  на это не пошли. Видите ли, им виднее, чем народу! Нужны ли нам такие депутаты, плюющие на мнение населения города?

- Виктор Степанович, спасибо за интересную беседу, желаю вам успехов и, главное, здоровья.

Беседовал Утнасн Санджиев