Сегодня 14:46 29.03.2024

Президент РФ Владимир Путин наконец привился от новой коронавирусной инфекции. Во всяком случае, согласно официальному заявлению Кремля.

Пандемия многое изменила в мировой геополитике. В частности, вопрос разработки и поставки вакцин довольно быстро из сугубо медицинской плоскости переместился в область международной политики. Собственно, трансформация усилий по разработке вакцины от новой болезни в гонку за геополитическое влияние было отмечено еще в самом начале пандемии, год назад.

Поначалу имелись в виду исключительно экономические причины – те страны, кто первыми разработают и внедрят противокоронавирусную вакцину, смогут быстрее прочих вернуться к нормальной экономической и социальной жизни, в то время как остальной мир погружался бы в пучину кризиса пандемии.

Отрицать огромный потенциал для укрепления международного влияния посредством «вакцинной» дипломатии не имеет смысла. Государства, которые сумеют обеспечить приоритет в проведении широкомасштабной вакцинации своего населения, первыми «завершат локдаун, откроют школы и рестораны», обеспечив, тем самым, скорейшее восстановление национальной экономики.

Те, кто смогут предоставить миру более эффективные и дешевые вакцины, наверняка расширят и собственное международное влияние.

Согласно наиболее распространенным медицинским оценкам, для остановки эпидемии «вакцинация должна охватить хотя бы 60-70% населения». В мировом масштабе, речь идет о необходимости вакцинировать не менее четырех миллиардов людей. При этом готовность стран закупать ту или иную вакцину напрямую зависит от уровня доверия к разработчикам. Поэтому, для дискредитации конкурентов активно используются политические аргументы, что мы и наблюдали в отношении российских разработок. И вот мы многие месяцы следим за перепалкой российского МИДа и ответственных лиц стран Запада, взаимные обвинения в нечестности.

Собственно, когда дело касается огромного мирового рынка, возможности влиять на страны, то ничего иного ожидать не стоило. Так, например, готовность Пекина субсидировать поставки китайских вакцин в беднейшие страны мира трактуется как желание сформировать мировой порядок, при котором во главе угла будут только интересы Китая. Это система зависимостей и долгов, к которой в любое время сможет прибегнуть Пекин, чтобы укрепить свое собственное превосходство. Если Запад окажется не способен представить свою убедительную альтернативную программу преодоления коронакризиса, то большая часть мира окажется в полной зависимости от Китая.

Соревнования между государствами всегда были стимулом экономического и технологического развития. Сегодня мы видим, что и глобальная пандемия стала лишь очередным поводом для демонстрации державного эгоизма, или даже инструментом достижения преимуществ одних стран над другими.
Казалось бы, в такой ситуации власти стран должны предпринимать всё возможное для продвижения собственного продукта на мировом рынке. Что мы и видим на примере лидеров самых разных государств. Однако на минувшей неделе президент России, наконец, решил воспользоваться российской вакциной, но при этом не стал публиковать ни фото, ни видео проведенной процедуры. Позже представитель Кремля Песков заявил, что выставлять напоказ подобного рода материалы теперь – это «обезьянничание». Дескать, все так делают, а мы не станем. Довольно странная позиция.

Официально не объявленная «гонка вакцин» становится важнейших элементом межгосударственного соперничества. Сегодня передовые медицинские разработки воплощают в себе важнейшие составляющие национальной мощи и престижа. Отражают уровень развития экономики, научно-технологической базы, эффективность систем государственного управления.

При этом, у нас, вроде как, идет война с эпидемией, на полях сражений с COVID-19 погибают не только люди, экономика в целом переживает не самые лучшие времена. Вместе с тем, все страны-игроки желают выиграть «гонку вакцин», что сулит и политические и экономические успехи. Так, зарегистрированная первой в мире российская вакцина «Спутник V», а затем и вторая российская вакцина, «ЭпиВакКорона», разрабатываемая центром «Вектор» в Новосибирске сразу же стали предметом нападок и критики с неизменным прибавлением политизированных обвинений в сторону России.

Если верить официальным данным ВЦИОМ, то рейтинг доверия к президенту страны у нас составляет чуть более 65 процентов. То есть для человека с таким мощным моральным авторитетом, с одной стороны, а также для сильного лидера и государственника до мозга костей, с другой (во всяком случае, такой образ нам рисуют государственные СМИ), провакцинироваться на публику – значило бы укрепить доверие к российскому продукту. Вроде мелочь, но было бы явно не лишним, учитывая, что находится на кону. Однако в очередной раз Путин решил пойти «своим путем».

Георгий Уташев