Сегодня 12:01 29.03.2024

В 2021-м скучать точно не придётся. Год обещает быть богатым на различные события в политической жизни. Некоторые из них, в силу своей важности для власти, станут для неё настоящим испытанием. Цена ошибок будет необычайно высокой, привычные, накатанные схемы на деле могут потерпеть фиаско.

Все эти слова и предположения можно в полной мере отнести к предстоящим в этом году выборам в Государственную Думу ФС РФ. До дня Икс (ЕДГ)  осталось всего восемь с половиной месяцев, а предвыборный ажиотаж в нашей республике ещё не набрал обороты. Но это дело ближайшего времени, хотя косвенные признаки начинающейся кампании уже налицо. Действия власти, противостоящих ей политических сил и отдельных личностей тому наглядное подтверждение. Пока идёт «разведка боем», включающая вбросы дезинформации, сбор сведений о потенциальных противниках, мониторинг общественного мнения, консультации внутри политических группировок.  

Для калмыцкой власти в лице главы РК Бату Хасикова думские выборы-2021 должны будут стать своего рода «кампанией откровений». Но с одной важной оговоркой: если Москва не примет весной-летом кардинального решения относительно его судьбы. Вот это и есть первое из целого ряда предполагаемых «откровение». Если всё останется при своих, то Хасиков получит возможность некоторого политического реванша за болезненное поражение в борьбе за кресло сенатора образца сентября 2019 года. Тогда на заветном месте в Совфеде он желал видеть своего друга Сангаджи Тарбаева, но жизнь преподнесла ребятам первый жестокий урок. Сенатором стал экс-глава Калмыкии Алексей Орлов, к которому Хасиков испытывал далеко не самые лучшие чувства, что, кстати, и не скрывал. Но неискушённые в политике друзья с треском проиграли. Взлёт Орлова, которого многие поторопились списать со счетов, стал для них настоящим откровением.

Хотя финальная часть восхождения Б. Хасикова к степному трону шла почти по одному графику с движением Орлова к сенаторству. Говорят, решение по назначению Хасикова было принято ещё в декабре 2018 года. А в начале следующего года действующий глава РК А. Орлов уже начал активно задумываться над своим ближайшим будущим, и к лету 2019 года смог застолбить за собой кресло в Совете Федерации. Хасиков этой информацией не располагал и поэтому наивно рассчитывал посадить туда Тарбаева. Естественно, сделать более весомое предложение оказалось не по зубам. А земляки увидели, что молодые «вожди» веса в серьёзной политике не имеют. Возможно, трагический фарс с сенаторством стал одной из основных причин недавнего ухода С. Тарбаева из «бату-тим». В кулуарах «белого дома» злые языки по этому поводу до сих пор говорят, что «кавээнщик» из-за этого потерял мотивацию.   
Поэтому в нынешней сложившейся ситуации, складывающейся не всегда в пользу властей, Хасикову как воздух нужен свой, собственноручно выпестованный депутат Госдумы. Личный продукт политического синтеза, которого он приведёт к заветному мандату через горнило жесточайшей предвыборной борьбы посредством победоносной кампании. На выходе это будет лично преданный человек, готовый прославлять своего патрона с трибуны нижней палаты российского парламента. Да и на Москву, заждавшуюся от него реальных результатов, надо произвести впечатление. Задумка хорошая, ничего не скажешь. Но беда в том, что у Хасикова очень короткая кадровая «скамейка», и эту роль он может легко отдать ещё одному «варягу». Значит, очередной скандал обеспечен, уж на это наши власти горазды!

Другая беда состоит в том, что в Калмыкии последние думские кампании по своему характеру смахивали на подпольный тотализатор. Можно правильно делать солидные ставки, и вроде как контролировать процесс, но неожиданное постороннее вмешательство сводит на нет все усилия, и игра идёт уже по другим правилам. Так было в 2016 году, о котором вспомним позже. А сейчас самое время напомнить читателям историю калмыцкого представительства в современной Госдуме. Тем более, эта история насчитывает уже 28 лет.

В ГД I-го созыва (1993-95 гг.) Калмыкию представлял Бембя Хулхачиев. В депутаты его продвигал совсем молодой президент Кирсан Илюмжинов, с которым позднее они разойдутся во взглядах. Депутатами II-го созыва (1995-99 гг.) являлись Владимир Степанович Бабичев и Иван Камуевич Мучаев, оба выходцы из старой советской политической системы. Надо сказать, что в те годы избиратели особого интереса к выборам в Госдуму не питали, считая, что толку от них всё равно не будет. Как показало время, народ не ошибся.  

Можно сказать, что первыми, по-настоящему конкурентными стали выборы депутатов ГД III-го созыва в 1999 году. За победу в одномандатном округе боролись телеведущая ОРТ (Первого канала) Александра Буратаева, супруга мэра Москвы Юрия Лужкова – предприниматель Елена Батурина. Конкуренцию им составляли руководитель калмыцкого оффшора «Араш» Кучеренко, на которого делал ставку К. Илюмжинов, и другие менее известные претенденты. В итоге победила «мана Шура», как называли Буратаеву бабушки. Буратаева на этом не остановится и станет депутатом IV-го созыва, но уже по партийному списку «Единой России». Ничем особым бывшая телеведущая, которой выпало стать «народной избранницей» в эпоху политического тяжеловеса, депутата Геннадия Кулика, землякам не запомнилась.

Накануне выборов депутатов Госдумы V-го созыва (2007 г.) в администрацию главы РК К. Илюмжинова из Москвы поступила разнарядка: Калмыкию будет представлять девушка титульной национальности приятной внешности и с поставленной речью. После недолгих споров в «белом доме» относительно потенциальных кандидаток выбор пал на ведущую калмыцкого ТВ Марину Мукабенову. 25-летняя девица полностью подходила под такие нехитрые параметры. Так, сам процесс выборов превратился в формальность. Интересно, что сразу несколько чиновников-начальников того времени заявляли Мукабеновой, что именно они её облагодетельствовали, именно их голос был решающим. В итоге Мукабенова стала депутатом V-го (2007-2011 гг.), а затем и VI-го созыва (2011-2016 гг.). Не обладавшая абсолютно никаким жизненным опытом девчонка из глухой калмыцкой глубинки после недолгих раздумий бросилась с головой в политический омут. Но, благодаря природной смекалке, быстро поняла, что депутатство – это путёвка в сытую, обеспеченную столичную жизнь. Все вытекающие из зарплаты в 10 тысяч рублей проблемы остались в прошлом, как в страшном сне. Так началась депутатская «эпоха Марины», длящаяся по сей день вот уже 15 лет.    

Вопрос о её втором депутатстве не обсуждался, так как из Москвы пришла уже именная разнарядка. Кстати, несколько лет назад в интервью «ЭК» Мукабенова по простоте душевной призналась, что «случайно стала депутатом». Эти слова многое объясняют в работе «народной избранницы», которая незаметно превратилась в «эскортницу», сопровождающую подарки известной нефтяной компании «благодарным жителям республики».    

А вот третья «ходка» в депутаты для Марины Алексеевны в начале выдалась проблематичной. Дело в том, что за год выборов 2016 года Мукабеновой в списке кандидатов места не находилось. Перестали её жаловать и официальные СМИ. У А. Орлова были другие планы, другой кандидат. Время шло, а перед Мукабеновой неумолимо замаячила перспектива окончания депутатской карьеры и обеспеченной столичной жизни. Но весной 2016 года ситуация резко изменилась. В кабинете А. Орлова раздался звонок. Милый женский голос представился Алиной и настойчиво рекомендовал главе Калмыкии оказать максимальное содействие М. А. Мукабеновой в качестве кандидата в депутаты ГД VII-го созыва. Орлов мгновенно взял под козырёк. Судьба мандата была решена. Следом официальные СМИ начали беззастенчиво пиарить Мукабенову. Но и Орлова нельзя считать проигравшим, ведь параллельно он смог пробить место в партийном списке для Батора Адучиева, олицетворявшего историю с «Калмыцким мраморным мясом».

Здесь уместно напомнить читателям рейтинг полезности депутатов Госдумы образца 2019 года. Так вот, калмыцкие «народные избранники» прочно обосновались на нижних строчках. Мукабенова заняла 406 место, а Адучиев 428 из 444.

Что же касается Мукабеновой, то если принять во внимание всплеск её активности в соцсетях, то можно предположить, она желает вновь замахнуться на четвёртое по счёту депутатство. Хасикова это вряд ли обрадует, но если в нужное время в его кабинете зазвонит телефон, а на том конце провода вновь окажется Алина, то деваться будет некуда. Ведь исход выборов можно решить одним звонком. Ничего не скажешь, политика – сложная штука.

Алекс МАНГАТОВ