Сегодня 21:14 19.04.2024

Завершается неоднозначный год, который со всей уверенностью можно назвать самым сложным с начала этого века для мира, России и Калмыкии. Перечислять беды и напасти сейчас смысла нет – все и без того всё помнят. В такое время особенно остро хочется найти и сфокусироваться на чем-то хорошем. Но вот в чем искать оптимизм? Об этом, в частности, мы побеседовали с известным калмыцким бизнесменом Виктором Куюкиновым. А также о том, что у нас теперь есть наглядное доказательство того, насколько хрупок мир. Наш гость известен своей активной общественной и благотворительной деятельностью, а также твердыми политическими убеждениями.

- Виктор Степанович, на исходе еще один нелегкий год. Уже можно подводить итоги. Каким на ваш взгляд выдался 2020 год?

- В народе есть поверье, что високосный год – это тяжелый год, когда обостряются все болезни, высока смертность, наружу выходят все негативные  проявления. Все это подтвердилось в уходящем году, хотя и все предыдущие года тоже были не из легких. Правительство не дает нам скучать: то увеличение пенсионного возраста, то изменение Конституции, а жизнь простого жителя страны с каждым годом все ухудшается. Невзирая на все эти реформы.
У нас же в республике с приходом нового Главы социально-экономические проблемы не только не улучшились, но и значительно ухудшились. Теперь долг республики значительно возрос по сравнению с предыдущими годами. И профессиональная команда варягов не исправила ситуацию. А ведь в прошлогоднем интервью газете «Элистинский курьер», руководитель Администрации Бату Хасикова Чингиз Бериков утверждал, что Шварцман, Зайцев, Троицкий и прочие трапезниковы – это люди с громадным управленческим опытом,  которые способны изменить ситуацию в республики в лучшую сторону. Мол, «они свежим не замыленным глазом» точно определят за что браться в первую очередь, а что может подождать. Прошло полтора года и где их достижения?

- В пролом году варяги во главе с Хасиковым получили огромные, многомиллионные  премиальные. Как вы думаете, за что?

- Трудно сказать, за что. Это загадка. По сути, эти господа просто значатся Премьерами и вице-премьерами, а видимых результатов их работы нет. Поэтому, вместо, к примеру Ирины Шварцман, можно было пригласить на ее должность любую девушку с улицы – результат был бы тот же. Или взять того же Зайцева. Человек во многих отношениях подозрительный. По слухам и на прежней работе он ничем не блистал, и оставил там многомиллионные долги. А недавно Зайцев был «за плодотворный труд» был награжден Почетной грамотой правительства. Возможно, потом последует и премия и возможно в прошлогоднем размере. Комментарии, как говорится, излишни.
А между тем, пандемия в республике набирает обороты, и цифра зараженных коронавирусом  уже приближается к 15 тысячам и погибло на данный момент 200 человек. А наше руководство рапортует Кремлю о том, что республика обеспечена и даже с большими запасом так называемыми койкоместами для заболевших. Однако эти койкоместа открыты в детсадах, в Яшкульской санаторной школе. Пандемия когда-нибудь закончится, и эти дошкольные и школьные учреждения придется обеззараживать, поскольку останется риск заразить детей. Что бы этого не случилось надо бы построить госпиталь в окрестностях Элисты, как это было сделано в соседних регионах. Ведь пандемия – это надолго.

- Кстати, Бату Сергеевич объявлял однажды, что в республике коронавирус побежден. Как вы прокомментируете его заявление?

- Человек потерял чувство реальности. Поэтому он стал всеобщим посмешищем, а это недопустимо для главы региона. Конечно, Бату Сергеевич об этом мечтает и поэтому он выдал желаемое за действительное, но пусть это останется на его совести. Однако, ему следует помнить, что он лидер республики, и, как любил говорить Кирсан Николаевич, «надо фильтровать базар». Правда при этом, сам экс-глава республики не всегда следовал своим словам.

- Как известно, кроме пандемии республику сотрясает не менее важная проблема – это засуха, вследствие которой идет массовый падеж скота…

- Конечно, эту проблему могла бы решить Москва. Если наше калмыцкое руководство туда обратилось бы за помощью, но, насколько я знаю, они этого не сделали. Поэтому фермеры и сельхозпредприятия проблему падежа решают своими силами.  Недавно стало известно, что некоторые фермеры перевезли животных в соседнюю Волгоградскую область на зимовку. Хорошо если и другие сельхозпроизводители на зиму пристроят своих буренок и овечек куда-нибудь в Ставропольский край или в Ростовскую область на сохранение. А иначе они могут остаться без животных.
Вообще-то в Госудуме и Совфеде сидят два депутата от нашей республики – это Батор Адучиев и Марина Мукабенова в ГД, а Алексей Орлов и  Майоров в СФ РФ. Они должны были тоже приложить все свои усилия для спасения нашей экономики, а сельское хозяйство – это основное направление экономики республики. Других источников пополнения бюджета республики у нас нет. Поскольку заводы и фабрики у нас давно закрылись. Об этом наши сенаторы знают, но что-то от них ничего не слышно. Хотя Майоров является нашим сенатором около двух десятков лет, а Орлов, хоть сенатор с небольшим стажем, но долгое время возглавлял РК, поэтому они должны бы порадеть за родную республику. А Орлову хоть и частично искупить свою вину перед малой родиной. Так зачем нам такие сенаторы и депутаты? То же самое можно сказать и о наших карманных местных «слугах народа».

- Виктор Степанович, а ведь вы сами были депутатом ЭГС.  Расскажите, как это вам удалось пройти в Горсобрание?

- Не скажу, что это было легко. Тогда, в ЭГС, заседало 11 депутатов. В результате выборов мне и Наталье Манджиковой удалось получить депутатские мандаты. Но что самое обидное - нас могло бы быть четверо независимых депутатов, поскольку по моему округу баллотировалось еще двое уважаемых в народе людей. Накануне выборов я с ними встречался и уговаривал баллотироваться по другим округам, поскольку считал, что они там уверенно прошли бы, но они отказались (Городовиков Б.Б. и Секенов Н.К. прим.ред). В результате они «пролетели», а я вынужден был в ЭГС «воевать» на пару с Манджиковой против буруловского большинства.  В результате принимались законы, совсем не отвечающие интересам элистинцев. А по-другому быть не могло, поскольку это большинство зависело от мэра или находилось в родственных отношениях с ним. Прошло много лет, число депутатов увеличилось до двадцати пяти, а система, созданная Буруловым, не изменилась: так же в ЭГС заседают «едроссовцы», так же зависимые от Главы республики и от нынешнего мэра, так же, как и раньше, нежелательным лицам туда ход строго воспрещен.

- Виктор Степанович, вообще-то в работе депутатов должны быть какие-то положительные моменты. Вы могли бы припомнить что-то подобное?

- На последней сессии Народного Хурала меня порадовало предложение депутата Натальи Манжиковой о наказании спикера парламента Штыгашева, который в феврале этого года оскорбил и оклеветал весь калмыцкий народ. По словам этого хакасского мерзавца «в каждой калмыцкой семье были предатели, служившие у немцев». Однако, никакого наказания за клевету этот политик не понес. Более того, глава Хакассии предложил увеличить зарплату Штыгашева на миллион рублей в год.

Предложение Натальи Сергеевны поддержали 23 депутата, за исключением председателя Народного Хурала Анатолия Козачко и еще трех депутатов. Видимо, Анатолий Васильевич целиком и полностью согласен с коллегой из Хакассии. Значит, Козачко считает, что калмыцкие семьи выслали в Сибирь правильно. И этому главному «единороссу» наплевать, что десятки тысяч людей погибли на чужбине, в том числе и моя бабушка по отцу, которую я никогда не видел. Вообще, создается такое впечатление, что этому господину все калмыцкое  чуждо. Достаточно лишь вспомнить, как под его давлением в Хурале был принят закон о необязательном изучении калмыцкого языка в школах. Есть еще один закон, принятый недавно Госдумой – это закон о клевете в интернете. Так вот, я обеими руками поддерживаю этот закон. Ведь многие, особенно заметные люди в республике страдают от клеветы, и авторы нашей газеты и вы, как редактор «ЭК», не исключение. Теперь же за огульную клевету автор публикации будет преследоваться по уголовной статье, а не как раньше, виновник не обойдется устным порицанием или минимальным штрафом. Такой случай произошел и со мной. Некто Кожухов повадился писать обо мне ничем не подтвержденные гадости. Я обратился в суд и дело закончилось минимальным штрафом. Я успокоился, но он решил шантажировать меня. Написал, что если я заплачу ему 25 тыс. евро (!!!), он удалит все негативные статьи из интернета обо мне. Я вступил в переписку с этим горе-шантажистом с тем, что бы собрать материалы  для обращения в суд. В итоге суд присудил ему приличную сумму штрафа за шантаж, но «борзописец» предпочел скрыться в Москве, где он опять взялся шантажировать известного в стране бизнесмена, у которого требовал уже миллионы евро.

Тот тоже подал в суд, где рассматривался и случай шантажа в Калмыкии. И Кожухов получил 8 лет по месту прописки, сейчас он «мотает» срок в Салыне. Теперь же, согласно этому закону любителям оболгать человека не поздоровится. И это меня радует.

- В заключения разговора, что вы можете пожелать нашим читателям?

- Что бы следующий год был счастливым, и чтобы коронавирус наконец был побежден. Всем жителям Элисты и Республики здоровья и удачи во всех ваших делах!

- Виктор Степанович, спасибо за содержательную беседу.

Беседовал Вячеслав Убушиев