Сегодня 13:57 29.03.2024

Уже завтра календарь начнет отсчитывать дни 2021 года. В конце декабря традиционно принято подводить некоторые итоги прошедших 12-ти месяцев, однако ныне атмосфера такая, что значительная часть населения хочет вычеркнуть из жизни и больше не вспоминать напряженный и кризисный год. Однако это невозможно, пусть он выдался противоречивым, но привнес в историю мира уникальный опыт, и сегодня мы постараемся вспомнить некоторые из наиболее приметных событий, которые случились с нами в 2020-ом.

Начало

Было бы странным отрицать, что новая короновирусная инфекция наложила отпечаток практически на все сферы деятельности человека в этом году. Выявленная в китайском городе Ухань болезнь, уже к началу 2020-го активно вошла в медиапространство, однако, чем обернется для всего мира новое моровое поветрие, предсказать не мог никто. В начале 2020-го в мире счёт случаев заражения коронавирусом шел на тысячи заболевших, в конце – уже у более чем 80 миллионов за время пандемии был подтвержден ковид, скончались свыше 1,8 миллиона человек с подтвержденным заболеванием. В России число выявленных случаев заражения COVID-19 приблизилось к трём миллионам, число умерших превысило 53 тысячи. В Калмыкии – под 15 тыс. заболевших и более 200 умерших.

Впрочем, маховик пандемии раскрутился не сразу. В начале 2020-го главной новостью для россиян стала перспектива масштабной реконструкции Основного закона страны. Президент РФ В. Путин на традиционном ежегодном послании Федеральному собранию анонсировал коренные перемены в устройстве России, впрочем, это были такие перемены, чьей основной задачей можно назвать скорее цементирование системы. Настоящим преобразованием была бы смена политической элиты, но добровольная передача власти – это фантастический сценарий.

То, что в правящих кругах будет происходить простая ротация, а не смена элиты стало очевидно сразу же. Тогда же, зимой, последовала отставка Правительства РФ с целью переформирования и перемещения властных мужей с одного теплого места на другое. Не было очевидно то, как именно элиты сохранят власть. Первый сценарий – значительное усилие Госсовета, глава которого, по сути, станет лидером государства. Позже, в силу комплекса причин, не все из которых до конца ясны, от этого пути было решено отказаться, и было назначено «обнуление».

Начало года для Калмыкии ознаменовалось не самым приятным эпизодом в межнациональных отношениях – на сессии Верховного Совета Республики Хакасия, Председатель ВС РХ Владимир Штыгашев, по сути, оправдал насильственную высылку калмыцкого народа в районы Сибири и Средней Азии. Мы помним, как реагировали власти и общественники нашей республики на это кощунственное заявление, которое не допустимо не только для высокопоставленного чиновника, но для любого честного человека. Собственно, характер и слабая эффективность действий, которые предприняло или не предприняло руководство Калмыкии во многом ярко иллюстрируют её сущность. В двух словах – Штыгашев, конечно, извинился, но его оскорбительные слова, разжигающие межнациональную рознь, по большей части, остались безнаказанными.

Вторая четверть

Весна принесла миру абсолютно новые реалии и понятия – маски, социальная дистанция, карантин. Коронавирус полностью завладел медийным пространством, а страны друг за другом начали вводить ограничения, призванные уменьшить близкие физические контакты людей между собой и тем самым снизить скорость распространения болезни. Довольно неожиданно, из «очередной китайской страшилки» заболевание перешло в статус настолько серьезной напасти, что борьба с ним стала регулировать общественную жизнь большей части цивилизованного мира. В зависимости от тяжести ситуации, помимо требований социальной дистанции и использования индивидуальных средств защиты, вводились режимы самоизоляции, учащиеся переводились в дистанционный формат обучения, применялись запреты на посещение предприятий общепита и учреждений культуры и досуга, закрывались границы городов, регионов и стран.

Россия в течение всего апреля – на локдауне (словарь в этом году вообще обновился плеядой связанных с пандемией слов). Растерянность и усугубление экономического кризиса – весна в этом плане стала серьёзным испытанием для народного хозяйства страны. Особняком – катастрофическое падение цен на нефть и последовавшее проседание стоимости национальной валюты. Цена на «чёрное золото» в какой-то момент, впервые в истории, стала отрицательными на торгах Нью-Йоркской товарной биржи (NYMEX).

В политическом плане весна для Калмыкии началась с того, что в первых числах марта Элистинское городское собрание (ЭГС) определило победителем конкурса на замещение должности главы администрации города Дмитрия Трапезникова. Как мы помним, его «призыв» на калмыцкие земли осенью прошлого года спровоцировал серьёзные протестные выступления, самые массовые за последние 15 лет. Однако ни они, ни запросы общественных деятелей относительно законности действий властей не помешали утвердить чиновника в должности.

На фоне развития пандемии министр здравоохранения республики Ю. Кикенов установил новый формат общения с населением – посредством ежедневных брифингов в соцсетях, где докладывал о происходящем в медицинской сфере. Рейтинг доверия к чиновнику поначалу значительно возрос, особенно после заявления о том, что он лично отправится на двухнедельную смену в инфекционный госпиталь. О министре писали не только калмыцкие, но и федеральные СМИ. Впрочем, в чем была категорическая важность и практический смысл действа не для всех оказалось понятным – Кикенов хирург и управленец, некоторые резонно задавались вопросом: «А где важнее иметь такой ценный кадр – на передовой, отстраненным от управления, или в министерском кресле – непосредственно руководя отраслью?»

Середина года

И всё же главное политическое действо в нашей стране состоялось в середине лета. Всероссийское голосование (несмотря не раз заострявшееся внимание на неопределенном юридическом статусе «голосования») по поправкам в Конституцию должно было пройти 22 апреля, но затем было отложено из-за сложной эпидемиологической обстановки в стране. Ключевые положения Основного закона оставались неизменным с 1993 года. Однако россиянам предложили изменить некоторые главы Конституции, в частности, утвердить новые требования, выдвигаемые к президенту, членам правительства и госчиновникам разного уровня, а также закрепить социальные гарантии государства перед гражданами. Пунктов много, но значительная часть экспертов выделяет главное – «обнуление» и возможность Путина баллотироваться в президенты в 2024 году.

В итоге оно прошло 1 июля. Согласно результатам обработки всех протоколов, за изменения выступили 77,92 процента проголосовавших (почти 58 миллионов россиян), против — 21,27 процента (около 16 миллионов человек). Впервые были приняты особые противоэпидемиологические мероприятия. Одной из мер стало продлённое голосование. С 25 по 30 июня проходило так называемое «голосование до дня голосования», в ряде регионов применялось электронное голосование.

А 20 июля произошел самый резонансный арест российского чиновника за последние годы – под стражу был взят губернатор Хабаровского края Сергей Фургал. Правоохранители вменяют известному политику, в числе прочего, убийства и покушения на убийство на бизнесменов из Хабаровского края и Амурской области в начале «нулевых». Практически сразу в столице региона начались митинги и шествия в поддержку задержанного главы.

Демонстрантов насчитывалось десятки тысяч, проходили они регулярно в течение нескольких месяцев, до самого наступления холодов.

Калмыцкое лето ко всем напастям с эпидемией было отмечено серьёзной засухой. Несколько миллионов га погибших пастбищ и дефицит кормов заставили животноводов летом начать использование запасов, отложенных на зиму, дабы предотвратить падеж скота. Уже в августе, по заявлению профильного министерства, ущерб от засухи превысил миллиард рублей.

Под конец лета общественность республики всколыхнула новость о том, что на одной из элистинских улиц неизвестные избили депутата Народного Хурала РК, члена фракции «ЕР» Арслана Кусьминова. Нападавших до сих пор найти не удалось. Кто-то увязывает случившееся с тем, что депутат стал слишком активен в медийном пространстве. Сам Кусьминов позже выразил сомнения в том, что преступников когда-либо найдут, а значит, и правда о происшествии вряд ли будет открыта.

Конец

В осень страна вошла на фоне митингов в Белоруссии и непрекращающегося протестного движения в Хабаровском крае. Впрочем, и без того тревожное время усугубилось еще и войной в Закавказье – в очередной раз полыхнул Нагорный Карабах. После относительно непродолжительной горячей фазы в регион были введены российские миротворцы. А где-то между делом и в Средней Азии прошла еще одна попытка государственного переворота – в Киргизии после оглашения предварительных результатов выборов в парламент, начались протесты, которые привели к отставке президента государства Сооронбая Жээнбекова. То есть в целом обстановка в странах-соседях России сложилась весьма напряженная.

Вместе с тем, по оценке ряда политологов, осенью во властных кругах республики Калмыкия наметился очередной политический кризис – началось публичное противостояние ряда депутатов Народного Хурала с исполнительной властью. Уже в сентябре появилось знаменательное открытое письмо калмыцких парламентариев, направленное Президенту РФ, председателю Правительства РФ, профильным министрам с просьбой оказать республике помощь в борьбе с пандемией. Также в документе был сделан упор на неспособность системы здравоохранения региона справиться с ситуацией своими силами. Напрямую обвинений в сторону исполнительной власти субъекта в письме не было, но именно так его восприняли в народе – как начало масштабной конфронтации между ветвями власти. Позже появилось еще одно обращение, но теперь уже прямо определяющее главу республики, как неспособного справиться с ситуацией. И более того – дискредитирующего курс президента.

Чуть позже Калмыкия попала в новости федеральных СМИ в связи с массовым замором рыбы на Аршань-Зельменском водохранилище. Внимание было особым на фоне ряда других экологических бедствий, которые постигли Россию в этом году (кстати, очередной разлив нефтепродуктов произошел в начале этой недели). Но если в случае с многочисленными утечками и авариями на добывающих производствах винят устаревшую, построенную еще при советской власти инфраструктуру, то основной причиной гибели рыбы на водохранилище назвали высокую минерализацию и низкое содержание кислорода. Официальная позиция – это следствие продолжительной засухи.
Между тем, противостояние ветвей власти в Калмыкии привело к тому, что вице-спикер Народного Хурала (одна из подписантов письма) Саглар Бакинова потеряла свой пост. Кроме того, А. Кусьминов не однократно заявлял о том, что на депутатов оказывается давление со стороны администрации главы региона, и, дескать, именно поэтому ряд парламентариев уже отказались от своих должностей.

Иными словами, год выдался по-настоящему сложным, насыщенным. Явил ряд событий, которые ранее казались немыслимыми, показал, насколько мир и система государственного управления (как страны, так и республики) могут быть уязвимы. 2020-ый запомнится в истории человечества именно в контексте глобальной пандемии, общемирового коронакризиса. Он не только стал непосредственной причиной ряда явлений и событий в жизни общества, но подспудно – спусковым механизмом для прочих. Единственное, чем точно обогатил нас прошедший год – опытом. Мы заплатили за него серьезную цену, главное теперь чтобы он не прошел даром. Нужно постараться не растерять полученные знания о мире, о современном обществе, о себе.

Вячеслав Убушиев