Сегодня 04:35 19.04.2024

В следующую пятницу 11 декабря состоится очередная сессия Народного хурала под номером 20. Как сообщают официальные источники, депутаты будут принимать бюджет республики на следующий год. Что интересно, «народные избранники» решили собраться, аккурат, после калмыцкого праздника Зул.

В нескольких предыдущих публикациях на «хуральскую» тему «ЭК» обращал внимание читателей на любопытный факт, видимый и признанный большинством. Суть его в том, что буквально всю прошедшую осень Народный хурал приковывает к себе повышенное внимание общественности. Действительно, происходящее в высшем органе законодательной власти Калмыкии оттеснило на второй план другие события из политической жизни. Ведь еще летом и в начале осени инфоповоды поочередно, но одинаково нескладно генерировали  Элистинское горсобрание вкупе с администрацией главы РК. Вспомним провальную затею «с Анацким» на фоне внезапных и необъяснимых «ковидных субботников». Сейчас «пальму первенства» прочно удерживают хуральцы. Причем динамику и тон громкими словами задают те, кто раньше особым красноречием и не выделялся. Одни словом, эпицентр.  

При этом ситуация в самом Народном хурале не остыла, а наоборот, получила новое, более глубокое и сложное по смыслу содержание. Имеется ввиду открытое противостояние между сложившейся межфракционной депутатской группой и региональной властью в лице главы РК Бату Хасикова. Прибавим к этому не получивший внятного окончания «снос» первого зампреда Саглар Бакиновой. Вопрос по ней так и не был решен 12 ноября. «Белый дом» заслуженно хлебнул приличную порцию критики, а опальный зам Козачко заслужила серьезные симпатии.       

Поэтому даже скоропостижное сложение депутатских полномочий Баиром Штепиным и Валентином Хорошевским лишь поубавит накал страстей, но не усилит позиции Б. Хасикова в Народном хурале. Ему не стоит питать наивных иллюзий. Техническая замена на более покладистых и предсказуемых, как и лишение Бакиновой руководящей должности, не станет «победоносным» окончанием политического кризиса внутри региональной власти. Потому что сама региональная власть до сих пор не поняла, что речь идет именно о кризисе политической системы региона 08. Кризисе, ставшем  следствием действий самой власти, многократно усиленной  объективными обстоятельствами – пандемией, засухой и нашествием саранчи. Кризисе, масштаб и последствия которого до сих пор не укладываются в некоторых неискушенных головах. Поэтому прогноз «ЭК» на предстоящую сессию хурала будет неутешительным для «белого дома»: острая полемика и дискуссии относительно вопросов повестки дня, включения новых вопросов будет продолжена. Хасикову, если он наберется смелости и придет, и представителям его «команды» снова будет неуютно в хуральских стенах. Так, что ждем продолжения.  

Так бывало уже не раз. В прошлом году с критикой действий главы РК и органов исполнительной власти регулярно выступали только «эсеры» Намсыр Манджиев и Наталья Манжикова. Сегодня от желающих, которых с помощью уловок регламента пытается урезонить их пожилой «вожак»  Козачко, нет отбоя.      
К примеру, прошлая сессия от 12 ноября войдет в историю во многом благодаря зажигательной речи депутата Арслана Кусьминова. Видео было оперативно размещено на интернет-ресурсах и многие уже видели, как он, невзирая на чины, «резал правду-матку». Как настоящий депутат. Оказалось, у него есть задатки мотиватора и начинающего оратора, не без успеха обращающегося  к сложному искусству импровизации и аналогиям в своем искрометном выступлении. Оставим в стороне несомненную эмоциональную составляющую, снискавшую ему симпатии пользователей интернета и части зрителей в зале заседаний хурала. Признаем – слова Кусьминова, открыто сказанные им в лица оппонентов и недоброжелателей, произвели  сильный эффект. Вместе с этим несли серьезную смысловую нагрузку. На этом стоит остановиться подробно.

Напомним, Кусьминов взял слово, когда шло рассмотрение вопроса о лишении С. Бакиновой должности первого вице-спикера хурала. Наверняка инициатор процесса Б. Хасиков и исполнитель А. Козачко предполагали «жаркое» обсуждение и в душе были готовы к роли «инквизиторов». Но действительность, к которой они не были готовы морально,  превзошла ожидания. Кусьминов без особого труда выхватил инициативу из слабых рук 71-летнего Козачко, и врезал по первое число. Он сразу сделал вывод, «что кто-то лукавит» и призвал коллег поговорить начистоту. Обращаясь к пока еще сохранявшему невозмутимый вид Козачко, депутат дерзко спросил: «Вот вы сказали, что «С. Бакинова не работает полтора месяца», а вы сами, сколько лет (не работаете)?» В этот момент, если судить по видеозаписи, большинство его коллег словно очнулись от привычной спячки и с интересом смотрели за происходящим. Затем возмутитель спокойствия прямо заявил о парадоксальности ситуации: Бакинову лишают должности совсем не за известное «письмо девяти», не за критику власти, и не за пресловутые полтора месяца. А на самом деле за то, что она «встала на сторону народа», это, по словам Кусьминова.

Затем наступило время конкретных фактов, коими оратор заблаговременно запасся. Он заявил, что депутатам (Народного хурала) угрожал руководитель администрации главы РК Чингис Бериков, добиваясь гарантий того, что они «правильно» проголосуют по вопросу Бакиновой. «Лично мне угрожал, угрожал администрацией президента. Я сомневаюсь, чтобы администрации президента знала об этом. Но хочу, чтобы администрация президента знала, о том, что здесь происходит», - обнародовал случаи давления Кусьминов. При этом используются самые подлые методы – давление через детей депутатов, которые, как оказалось, работают в судах, прокуратуре и других престижных, по провинциальным меркам ведомствах. Так, невзначай, выступающий, сам того не ведая, приоткрыл часть ширмы, за которой скрывается истинный смысл работы депутата.  

Заметим, сам Бериков, в отличие от Хасикова, находился в зале и внимательно, как и подобает бывшему следователю, с непроницаемым выражением лица следил за обстановкой, «сканировал» зал. Вот где в очередной раз пригодились профессиональные навыки не упустить детали и взять на заметку. Говорят, Хасиков в это время находился в соседнем кабинете и сильно нервничая, наблюдал за ходом сессии по монитору. Через день, в субботу, глава РК поедет в Ики-Бурульский район, там он выпустит пар, от души поколотив грушу на радость маленьким спортсменам.

А Кусьминов, несмотря на слабые попытки Козачко с помощью регламента  урезонить его, не унимался. Один призыв «ничего не бояться» чего стоит. Сам смелый депутат, в отличие от пугливых коллег, в жизни боится только одного – разочарования в нем его близких и родных. Также он не преминул пристыдить тех, кто в свое время лично обращался за помощью к С. Бакиновой,  «она выручала, а у вас совести нет!». Здесь он был справедлив. Надо признать, что в этот момент в зале было много таких людей.

Наиболее ударной выдалась завершающая часть спича. Кусьминов не стал размениваться и подверг уничижительной критике А. Козачко, а затем и еще одного видного «единоросса». Он резонно спросил, почему не поднимается вопрос по председателю (А. Козачко), «хотя люди стоят в пикете» и есть определенные настроения в обществе. Намекнув, что председателю хурала пора на покой. Противники заметно сникли и получили еще одну «пробоину». Кусьминов напомнил всем об имевшем накануне место громком инциденте потрясшем Элисту. О том, как 2 ноября правоохранители накрыли подпольное казино. По информации ряда источников, в заведении была скрытно установлена видеокамера и на кадры оперативной съемки попали посетители, в числе которых были действующие судьи, правоохранители и представитель власти. Вот на его персоне и обратил внимание Кусьминов. Проводя аналогию с вопросом «о полуторамесячном отсутствии на работе Бакиновой», депутат спросил: «А вопрос по председателю ЭГС почему никто не ставит? Это нормально? Пускай играет? Откуда деньги на игорный бизнес? Возможно, на взятки играют?», - эмоционально спросил народный избранник. Естественно, все прекрасно поняли, что речь идет о мужчине, похожем на председателя Элистинского горсобрания, руководителя фракции ВПП «Единая Россия» в ЭГС Николае Орзаеве. Ко всему доводящегося сватом Б. Хасикову. Естественно, озвученные в лоб вопросы остались без ответа. Хотя всем было интересно, во что там играли – в покер, буру, секу или очко?    

Бог с ними, с деталями. А ведь Кусьминов с трибуны высшего органа законодательной власти Калмыкии официально подтвердил информацию о предполагаемом участии этого лица в нашумевшем криминальном инциденте. Более того, слова депутата можно расценивать как прямое обвинение в нарушении Закона. За этим должна была последовать реакция со стороны органов, стоящих на страже Закона. Та же прокуратура и следком могли бы объективной информацией прояснить суть дела. Или недавно созданное Управление по борьбе с коррупцией должно было дать правовую оценку. Остается надеяться, что следствие все расставит по своим местам, а организаторы, клиенты и покровители игорного притона понесут наказание. Логичным был бы пост Хасикова в Инстаграме на острую тему. Ведь начиная «историю с Анацким», он, оправдывая переименование проспекта Остапа Бендера, громогласно заявлял, что «нам не по пути с ворами и жуликами». А нам, как большинству здравомыслящих земляков, кажется, что персонаж, играющий в карты на деньги вне разрешенных Законом игорных зон, как раз и попадает под это определение. Интересно, поступит ли честно в такой ситуации глава РК, не вмешиваясь в ход расследования? Хотя это сулит потерей вслед за С. Тарбаевым еще одного человека из ближнего круга.      

Пока же никакой видимой реакции не последовало. Возможно, это объясняется тайной следствия. Но и слова Кусьминова об этом деле с упоминанием конкретных лиц, насколько нам известно, тоже пока еще никто не оспорил. Но в любом случае, Арслану Борисовичу за это спасибо! Выводить на чистую воду разного рода дельцов – дело нужное и трудное, но благородное. Вот если бы хуральские депутаты всегда были по-настоящему независимыми и всегда этим занимались, а не только когда жизнь заставит, то жить в нашей республике было бы совсем здорово!

Эренцен БАДМАЕВ