Сегодня 15:18 20.04.2024

На прошлой неделе сразу два депутата Народного хурала сложили свои полномочия. Статус «народного избранника» больше не грозит спортсмену Баиру Штепину и находящемуся под домашним арестом Валентину  Хорошевскому. Если судить по скудной информации, то они распрощались с мандатами по своей воле. На этот счет власть пока хранит молчание.

На официальном сайте Народного хурала Штепин и Хорошевский еще представлены в числе депутатов. Но доверять этому особого смысла нет. Например, в свое время первый вице-премьер РК Пётр Ланцанов до самого суда числился на своей должности, как утверждал сайт калмыцкого правительства. Но вернемся к нашему хуральскому «дуэту». Если сделать хотя бы поверхностный анализ причин, по которым вышеназванные лица в 2018 году были избраны в хурал по списку ВПП «Единая Россия» вкупе с сопутствующими обстоятельствами, то их решение об уходе не покажется таким уж неожиданным. В ту предвыборную кампанию оба не особенно утруждали себя мыслями о том, чем они там будут заниматься. Штепина, вернее его имя, как самого известного на тот момент из действующих представителей мира единоборств из Калмыкии, «единороссы» использовали для достижения популярности своего откровенно слабого предвыборного списка. Политтехнологов из «белого дома» ничему не научил негативный опыт депутатства (2014-2019 гг.) в элистинском горсобрании пятого созыва нашего прославленного борца Мингияна Семёнова. По вине «благодетелей», далекий от проблем калмыцкой столицы олимпийский призер был редкой «птицей» на заседаниях ЭГС. Профессиональному спортсмену, тренировавшемуся в Красноярске, попросту не хватало на это времени. Естественно, факт получил широкую огласку, а Мингиян Артурович испытал репутационные проблемы. Со спортом, кстати, никак не связанные. К счастью для него депутатские приключения благополучно завершились. Возможно, теперь Семёнов с содроганием вспоминает тех, кто славно погрелся в лучах его славы и сколотил на его имени определенный политический капитал. А вот элистинцы уже тогда на своем печальном опыте поняли, что спортсменам путь в политику, пускай даже местного масштаба, заказан. Наблюдение актуально и по сей день, но «политики из спортзалов» выводов не делают.

Призыв Баира Штепина в Народный хурал прошел по той же схеме. В 2018 году на него сделала ставку администрация главы РК Алексея Орлова. «Вождям» тех лет позарез нужен был молодой герой, желательно спортсмен, чье имя было на слуху у молодежной аудитории. Они готовили для Штепина негласный титул «единственного бойца, представляющего Калмыкию». В те годы имя экс-сенатора Бату Хасикова, не без оснований заподозренного в «бонопартизме», старательно задвигали на второй план.      

Таким образом, планировалось как-то разбавить серость, безликость и откровенный негатив некоторых членов команды «партии власти». Причем будущий депутат должен был обладать рядом неоспоримых качеств. Быть в меру покладистым, не вникающим в суть работы, не способным на острые вопросы и без особых амбиций. От него требовалось только одно – правильно голосовать. Так, как скажут опытные дяди и старцы. Естественно, это негласное правило, своего рода «кодекс чести», распространялся на всех «единороссов». Как показывает история последних лет, в этом кроются причины многих бед и плачевное состояние республики. Да и Элисты, ведь по таким лекалам была наспех скроена «команда Бату» в ЭГС.

В общем, старт политической карьеры Б. Штепина прошел по всем законам жанра. Отношения с властью складывались отлично. За лояльное депутатство, а на другое его политические наставники и не рассчитывали,  иногда тоже перепадало. Говорят, в 2017-18 годах Баир Батырович неожиданно оказался собственником земельного участка в седьмом микрорайоне, на котором располагался бывший спорткомплекс «Купол». Место было весьма перспективное, так как при А. Орлове здесь  планировалось строительство ледового дворца. А в спортивной карьере были определенные трудности, имя Штепина не было раскрученным, и он застрял на уровне начинающего. Чуть ранее между ним и Б. Хасиковым имела место недомолвка, со временем перешедшая в личную неприязнь.

Большинство источников придерживаются версии, согласно которой между Хасиковым и одним из тренеров Б. Штепина возникло, мягко говоря, недопонимание. Он обратился к Хасикову, игравшему не последние роли в промоутерской компании «Fight Nigths», с просьбой об организации боев и продвижении Штепина. Пообещав подумать, Хасиков через некоторое время дал ответ. Озвученная сумма с шестью нулями огорошила земляков. Возможно, она включала услуги дагестанских партнеров и собственный интерес. В профессиональном спорте все может быть. В ответ с Хасиковым пообещали поговорить начистоту и разобраться в Элисте. Так что отношения между двумя спортсменами не сложились с самого начала.

С марта 2019 года, когда Б. Хасиков был назначен врио главы Калмыкии, никакого видимого сближения позиций не происходило. Скорее всего, Штепин, не обладающий серьезным политическим опытом, не имел намерений сотрудничать с «командой Бату». Проявлялось это в его пассивности, где было больше прошлых обид, которые и привели его в хуральский стан оппонентов Б. Хасикова. Последний тоже не оставался в долгу и не пригласил Штепина на сентябрьский турнир «Fight Nigths» в Элисте. Хотя участие напрашивалось, и его ожидали калмыцкие болельщики. Но политика в очередной раз победила спорт.
Как известно, Б. Штепин крайнее, как любил говорить Орлов, заседание Народного хурала 12 ноября проигнорировал. Возможно, его голоса и не хватило, чтобы провести одобренное «белым домом» решение в отношении первого зампредседателя Саглар Бакиновой. Теперь место Штепина, который теперь точно не будет отвлекаться от профессионального спорта, займет другой «единоросс».

А с Валентином Хорошевском другая история. Его депутатская карьера оборвалась также стремительно, как и началась. В 2018 году, предчувствуя недоброе, глава РК Алексей Орлов на всякий начал готовить преемника. В этом качестве он видел только столичного «сити-менеджера» Окона Нохашкиева. Главным достоинство претендента было то, что он представлял организованную городскую группировку, с которой Орлов был тесно связан. Когда пришла пора выборов в хурал, то Нохашкиев, как и подобает «будущему главе республики», решил, что ему на перспективу надо иметь там как минимум пятерых своих пацанов. Орлов в просьбе не отказал. Так В. Хорошевский сначала попал в список «ЕР», а затем и обзавелся депутатским мандатом. Был он известен, как не последний человек на своем краю, к тому же руководил «Архитектурно-планировочным бюро».

В 2019 году в республике поменялась власть, а это сулило массу проблем городским пацанам. Группировку обложили правоохранители, Окон соскочил за кордон, начались трудные времена. 16 июня этого года очередь дошла и до Валентина Валентиновича. Депутат был арестован по подозрению в мошенничестве и хищении, на него было заведено три уголовных дела, сам он был помещен под домашний арест. Спустя пять с лишним месяцев он вдруг добровольно сложил с себя полномочия. А вот здесь начинается самое интересное. Можно точно предположить, что даже находясь под домашним арестом, Хорошевский был в курсе происходящего в хуральских стенах. И если бы не уголовные дела, то он, вполне возможно, мог оказаться на позиции Арслана Кусьминова и Саглар Бакиновой. В условиях, когда пошла борьба за каждый голос, такой расклад мог представлять еще большую опасность для Б. Хасикова и А. Козачко. Но это лишь предположение.

Так по какой причине Хорошевский отрекся от депутатства? «ЭК» не исключает возможности сделки с правоохранителями. С политическим подтекстом, в традиционном формате «кнут-пряник». Предположим, что в обмен на сложение полномочий ему могли сделать предложение, от которого он не смог отказаться. В данном случае пообещать более мягкое наказание, исключающее слишком большой срок и неподъемные финансовые санкции. Отказ, как правило, приводит к прямо противоположным последствиям. А это немаловажно для семейного человека. Как было на самом деле, остается только догадываться. Как говориться, произошло то, что произошло. Теперь у Хорошевского и региональной власти одной проблемой меньше. В отдельно взятом случае компромисс достигнут.

А как будет дальше? Кто лишиться депутатского мандата? Вспомним, что в своей цветной предвыборной агитке Хасиков пообещал сократить число депутатов всех уровне в два раза. Доведет ли он задуманное до конца или забыл об обещании?  

Григорий ДОРДЖИЕВ