Сегодня 19:37 16.04.2024

На следующей неделе в день выхода очередного номера «ЭК» состоится одно из самых ожидаемых событий в местной политической жизни. 22 октября на очередную сессию соберутся депутаты Народного хурала. В силу известных причин заседанию обеспечена яркая афиша.

И дело не в повестке, а в ожидании интриги и крутого сюжета. Развязки  ждут все – сами депутаты, представители исполнительной власти и СМИ, в нетерпении протирающие запотевшие очки аналитики и наблюдатели, обыватели и уличные зеваки. Сейчас это интересно всем, а значит, успех этому шоу гарантирован. Как штатовским предвыборным дебатам. Можно понять не избалованных таким «вселенским» вниманием хуральцев. Если раньше на заседаниях искрили только Намсыр Манджиев и Наталья Манжикова, неимоверными усилиями оживляя интерес к работе парламента, то предстоящая трансляция ожидаемо соберет рекордную аудиторию. Хотя скептики спросят – чего же тут будет особенного ждать? И в чем-то будут правы.  

Окинем взглядом предысторию (прочитайте предыдущие номера «ЭК») – здесь все просто. К прошлой среде 7 октября лидера новоявленного депутатского объединения Саглар Бакинову покинули ее товарищи по «Единой России». Те, с кем она решительно пошла в бой, подписав известное «письмо девяти» Путину. Это стало понятно на заседании президиума местной организации «ЕР». Сначала коллеги лишили ее руководящей должности по партийной линии, затем поддержали предложение хуральских «единороссов» о смешении с поста руководителя фракции «ЕР». Теперь накануне сессии 22 октября за это решение единогласно проголосуют все члены фракции. Следующим шагом станет предложение о снятии Бакиновой с поста первого заместителя председателя Народного хурала. Маховик  индивидуальных санкций отлучения от власти запущен на всю катушку и обратного хода не имеет. Временные союзники из КПРФ и «Справедливой России» на эти решения повлиять не смогут по определению.  Так что Бакиновой предстоит в одиночку противостоять, вернее, держать ответ перед своим коллегам, а один, как известно, в поле не воин. Да и о противостоянии в полном смысле этого слова, речь уже не идет.

Как показали события последних дней, некоторые депутаты-«единороссы» из числа девяти подписантов подозрительно быстро и публично поменяли свои позиции. «Застрельщиками» выступили Арслан Эрднеев и Булган Ангирова. Первый взбудоражил общественность обращением к руководству страны от 15 сентября, ставшим, по сути, ультиматумом главе РК Бату Хасикову. Вторую, разные источники относили к членам «нохашкиевской» фракции, а упоминание в таком контексте ныне считается чуть ли не дурным тоном. Так вот, эти «народные избранники» вдруг решили «проинспектировать работу медучреждений, чтобы увидеть, как здравоохранение борется с пандемией коронавируса».  И увидели они там много чего – оказывается, все крутится-вертится, работа кипит, всего необходимого хватает. От пытливого и любознательного взгляда Эрднеева ничто не ускользнуло. Цитируем.       
«Мы лично увидели, что сейчас провели масштабную закупку лекарственным обеспечением на сумму 42 млн рублей, необходимые препараты на суммы 20 млн рублей уже поступили», - уверял депутат. Хотя,  увидеть закупку лекарств на такую огромную сумму, не каждому дано.  Сразу представляется солнечный день, больничный двор, заполненный огромными ящиками, снующими погрузчиками, радостными криками медиков и пациентов. Это если по Эрднееву.

А вот что говорил он на полторы недели раньше, 30 сентября, обосновывая причину прямого обращения к Путину. «В последнее время возрастающие цифры по статистике заражённых в республике, увеличение количества умерших, бездействие тех, кто в первую очередь должен думать о своём народе и это несмотря на отчаянную работу медиков, все это вынуждает нас повторно обращаться за помощью. И мы будем просить о ней, потому что самостоятельно не преодолеть все беды, которые пришли в Калмыкию», - напирал Эрднеев.

Да, тогда размах был на рубль. Но за 9 последующих дней «революционная дурь» вкупе с неожиданной смелостью, выветрились начисто, под влиянием внешних факторов. Вот такой фортель от депутата, решившего стать «выразителем чаяний народа», но проявившего себя эмоционально неуравновешенным персонажем, склонным к непредсказуемой смене своей точки зрения. Говорят, что ранее лагерь «смутьянов» пока еще по неизвестным причинам покинули Баир Штепин и Анатолий Баулкин. Резких заявлений никто больше не делает. В том числе и первый пострадавший в нынешних политических баталиях Арслан Кусьминов.

На наш субъективный взгляд, случилось то, что и должно было случиться. Согласно неписанным правилам и понятиям «партии власти». В дело вступил кнут и всех «смутьянов», за исключением проявившей смелость женщины, загнали в привычное стойло.  Они снова стали шелковыми и покладистыми, как и при прежнем хозяине. Страсть к переменам и выражению собственного мнения уже воспринимаются как мимолетные глупости, от которых неловко и стыдно перед окружающими. Как после неуместной пьяной выходки.

Тем не менее, они получили жестокий урок и прилагающийся к этому статус залётчиков на крючке. Первое же серьезное испытание на политическую зрелость, совесть и порядочность наши «народные  избранники» с треском провалили. Ведь власть только слегка «наступила на хвост» и этого оказалось достаточно, они «заморосили» и «врубили заднюю». Какого цвета папками им грозили, уже не так важно. Значит, не безгрешны, к тому же жидки на расправу оказались. А что до соратников, то своя рубашка ближе к телу. Какая тут разведка боем, когда своих еще на берегу сдали. Да и власть оказалась не на высоте, в очередной раз проявив себя в качестве ущербного «держи морды».   

В прошлом номере мы обещали поговорить об истоках нынешней ситуации. На этот счет в публичном пространстве высказано уже много мнений. Причины сегодняшнего «политического кризиса» толкуются по-разному, звучат самые экзотические версии. Некоторым наблюдателям из прямо противоположных лагерей за всем происходящим мерещится фигура экс-главы Калмыкии Алексея Орлова. Авторитетные выкладки безапелляционно присваивают ему задействованные интернет-ресурсы, «порочащие и дискредитирующие власть». В общем, «человечище» и «политическая глыба» в придачу. Вот кто раскачивает республику, сея смуту.

На наш субъективный взгляд, такая точка зрения не соответствует истине. Приведем несколько аргументов. Во-первых, А. Орлов не тот человек, который ради амбиций готов положить на кон доставшееся дорогущей ценой кресло сенатора. Со своим волшебным щитом он пока не намерен расставаться, это его железная гарантия от разных жизненных невзгод и приключений, от которых не удалось улизнуть его известным соратникам. Тем более, старость уже не за горами, а этот этап хочется прожить размеренно, в домашней обстановке.

Орлов – это классический образец регионального чиновника, которому улыбнулась Фортуна и вынесла его на неприкасаемый уровень. Он встроен в систему власти и никогда не отважится на лишние, неаккуратные движения. Прибавим присущие ему инфантильность и робость, стремление сваливать ответственность за решающие действия на старших. В данном случае на маму. А насколько известно, Светлана Алексеевна, как человек обладающий острым умом и проницательностью, сделала правильные выводы и уже отошла от активных действий на политической карте. С весны прошлого года «первая приемная» в гремевшем на всю республику ресторанчике утратила актуальность и закрылась. Можно сказать, что в определенном смысле жизнь бывшей «первой леди» удалась – сын снова неплохо устроен в Москве, а на ее плечах лежат заботы об огромном хозяйстве и внуках. О таком мечтают в каждой калмыцкой семье!

Урок семьи Орловых показателен и для нынешних «вождей». Ведь рано или поздно придет время уйти, и рядом должен будет оказаться надежный человек, который позаботится о вас. Вопрос только в том, дадут ли преемники «просто уйти»?

Алекс МАНГАТОВ