Сегодня 11:41 20.04.2024

Завтра постоянному автору и читателю «ЭК», врачу и гражданскому активисту Николаю ШЕВЕНОВУ исполняется 70 лет!

ПО СОВЕТУ БРАТА

- Николай Алексеевич, как-то не верится, что вы достигли столь «зрелого» возраста?! Поздравляем и желаем пройти этот же путь, как минимум, ещё раз!
- Амнтн тоста болг! В связи с этим благодарен маме Цаган Батнасуновне и отцу - за хорошие гены. А также жене Свете – за ни с чем не сравнимую заботу обо мне. Спасибо братьям Сергею и Борису, сёстрам Гиче (Надежду) и Деле и всем моим родственникам - за тёплые чувства и внимание. Особо хотел бы отметить великую роль покойного, к сожалению, брата Бориса, известного в Калмыкии преподавателя физики и математики. Про него говорили, что определённые задачи по этим предметам у нас в 60-80-е годы решал только Шевенов. Он и помог мне выбрать профессию врача. Наверное, ввиду того, что я заболел туберкулёзом, долго лечился и перенёс операцию на лёгких. Брат настоял, чтобы я выучился на доктора, хотя мечты у меня были о журналистике - неплохо писал сочинения, особенно на свободные темы.
Но Борис уже тогда осознавал, что журналист – человек подневольный, вынужденный писать «под колпаком» цензуры. Сейчас, кстати, то же самое. В нашей республике, в частности: так называемые государственные СМИ, существуя на деньги налогоплательщиков, вовсю пиарят власть, которая простых людей ставит, по сути, ни во что.

- Тяга к знаниям у вашего брата проявилась в Сибири. В жутких условиях неволи и хронической нищеты. Многие наши малолетние земляки, тем не менее, в школу ходили и, почти не зная русского языка, учились на «отлично». А теперь представьте, что бы было, если бы нас не выслали?
- Борис, кстати, в депортации закончил на «пятёрки» семь классов. А ведь жил в интернате, и поэтому наш дед Батнасн, как только калмыкам разрешили вернуться на родину, собрал всю родню и двинул на землю предков. Обосновались мы в селе Цаган–Нур, и брат закончил школу с «золотой» медалью! Он, вообще, был всесторонне развитым. Про таких говорят: опережал время. Потому и прожил всего-то 40 лет... Год мы и наши родственники были единственными калмыками в селе. Помню, как русские дети с любопытством рассматривали меня, почему-то, спрашивали, боюсь ли я крови. Но не обижали. Что касается концовки вашего вопроса, то могу сказать, что политика государства в отношении сосланных калмыков была бесчеловечной. Страдали ведь, прежде всего, дети, которым надо было нормально развиваться и учиться. Многие из наших родителей, закончив до высылки 4-5 классов, в Сибири пошли не в школу, а работать. И, что самое поразительное, с этим самым начальным образованием нашли своё место в дальнейшей жизни!

СЕМЬЯ – НА ПЕРВОМ МЕСТЕ

- А как протекал ваш всеобуч в Сибири?
- Жили мы в Новосибирской области, там и завершил первый класс. Но 11-летку закончил не в Цаган-Нуре, а в Курской области, где лечился в подростковом санатории. Потом перенёс операцию, и, по совету брата Бориса, поступил в Волгоградский мединститут, который закончил в 1974 году. Во время учёбы познакомился с будущей женой Светой, студенткой пединститута, и вскоре мы сыграли свадьбу, родили сына Романа и дочь Октябрину. Получив диплом, работал в Республиканском противотуберкулезном диспансере, затем в Большецарынской райбольнице – осваивал, по призыву Б. Городовикова, Сарпинскую низменность. Далее овладел специальностью рентгенолога, трудился в ресбольнице и горполиклинике, а также в страховых медицинских компаниях. Но вот недавно вплотную занялся внуками Мишей, Максимом и Давидом, а также внучкой Миланой. Они для меня гораздо важнее.

- Известно, что не только семейные дела важны для вас в жизни...
- Семья для меня главное. Далее, наверное, художественная самодеятельность, в которой состою, сколько себя помню. Сейчас, например, пою в хоре ветеранов при РДНТ и в ансамбле «Ретро» при Центре соцобслуживания населения РК. Природа, говорят, одарила меня музыкальным слухом и голосом - опять-таки спасибо родителям! Одноклассники даже советовали мне поступать в музыкальное училище, но я отказался: смущало, что музыканты, в том числе наш учитель пения, увлекались алкоголем. А мне это всегда претило. Считал, что здоровый дух может быть только в здоровом теле! Жена моя такого же мнения.  Кроме того, полезные эмоции и долгую жизнь прибавляет дух творчества. Во время репетиций, вслушиваясь в слаженные голоса коллег по хору, убиваешь в себе весь негатив и думаешь только о хорошем. Спасибо нашему педагогу Галие Кажиновне Месхишвили. Она очень профессионально ставит нам голоса!

«ШАГ ВПЕРЁД, ДВА НАЗАД»

- Не секрет, что, помимо пения, вы очень серьёзно занимаетесь политикой - участвуете в протестных акциях, а сейчас помогаете в подготовке II Чуулhан-Съезда ойрат-калмыцкого народа, намеченного на май этого года. Политика выбрала вас или вы её?
- Скорее, первое, причём ещё с юных лет. С этой целью я завёл тетрадь, куда вносил мудрые мысли или наклеивал интересные газетные вырезки. Думаю, что тоже под влиянием брата Бориса, имевшего свой взгляд на всё, на политику в том числе. Учась в мединституте и позже, работая врачом, я был активным пропагандистом, и не раз за это поощрялся. Во время работы в Большом Царыне, например, для нас, «бойцов невидимого фронта», был даже организован турпоезд и мы, почти месяц, катались по европейской части СССР.
В студенчестве понял, что жизнь наша ущербна из-за отсутствия индивидуальной собственности и частной инициативы. Всё было общим, но, по сути, ничьим. Потому и жили – каждый сам по себе, а страна бесхозно катилась к пропасти. Простой пример: в чем разница между овцами и коровами частными и казёнными?  Над этим я много думал и приходил к выводу: без подвижек в демократии частная собственность и инициатива немыслимы. И когда в годы перестройки на ситуацию стало возможным как-то повлиять, я вместе с единомышленниками в ряды реформаторов, без раздумий, влился. Поддерживал Народный фронт, «Республиканскую демократическую партию» Н. Травкина, а в «Яблоке» состою до сих пор. В то время как Россия живёт в режиме «шаг вперед, два назад», эта партия является эволюционно- направленной.

- Какие ещё ценности для вас главные в жизни? Есть ли кумиры?
- Ценность, которой я дорожу, - свобода! Не анархия, не свобода во лжи и коррупции, ставшая нормой демократии, а свобода слова, независимость судов, верховенство закона для всех, в том числе для президента РФ и его бесчестной рати. А ещё частная собственность и конкуренция во власти и т. д. Всё это вроде бы есть в нашей Конституции, но при Путине, считаю, напрочь забылось. При нём сделано не два шага назад, а тысяча. Мой кумир - академик Андрей Сахаров. Находясь в Москве, считаю долгом посетить его музей, где каждый раз одухотворяюсь. Отметьте: очень уважаю всех моих политических соратников, они все мои друзья! Когда-то выходил на митинги с мыслью, что надо создать плацдарм для цивилизованного будущего наших детей, сейчас - наших внуков. С интересом читаю «ЭК», потому как нахожу на его страницах открытое обсуждение всего, что избегают провластные СМИ республики. Ставлю «Курьер» и «Современную Калмыкию» в один ряд с «Радио Свобода», телеканалом «Дождь» и «Новой газетой». Подписался на ваше издание, хотя мог бы читать его по Интернету. Просто хочу поддержать газету материально.
Помню, как в 90-е годы, когда жизнь ухудшилась, Виктор Куюкинов принял меня таксистом (на автомобиле «Запорожец»!) в фирму «Курьер» и тем самым помог выжить. Сейчас Виктор Степанович, по возможности, помогает «ЭК», за что ему уважение моё и тысяч читателей. Опыт показывает, что сделать Россию сильной и комфортной смогут только сами её жители. Само собой – при поддержке государства. Но пока об этом мы только мечтаем.
Обращаюсь ко всем землякам, людям доброй воли: поддержите, а ещё лучше поучаствуйте в майском Чуулhан-Съезде нашего народа. Ну а осенью изберите достойных депутатов в Народный Хурал. Наше будущее – в наших руках!

Беседовал Эренцен БАСАНОВ

08\03\18

Comments are now closed for this entry