Сегодня 17:23 16.04.2024

1993г. Первый раскол в театре. 2011г. Объединение театров. Как это было, а не как трактуют.

Странная штука жизнь. Непредсказуемая. Иногда вопреки логике жизни поступаешь наоборот. Тебя предали, а ты прощаешь, а через много лет не только прощаешь,  но даже даешь им фору, возвышаешь в ранге. Таких примеров в мировой литературе нет. Предают же свои, приближенные, кто рядом, а не чужие. Но откуда знать, что в душе у ближнего. Только поступки и действия расшифровывают человека. Как бы не мимикрировал человек, не заметал следы, все равно на лакмусовой бумаге жизни проявляются их пятна. Убийца, вор, мужчина, женщина – изменники или сотворивший пакость, никогда не сознаются, пока не докажешь.

                                      

*             *              *

В 1993 году в Калмыцком театре создалась группа «единомышленников» против тогдашних руководителей. Идеологом и вдохновителем этой стаи был властолюбивый, тщеславный, амбициозный парубок, но умело остававшийся в тени. Был «мозговой центр» этой стаи, который сочинял цедульку-писульку и собирал подписи «единомышленников». Непросвещенные «агитаторы» объясняли, что подписи нужны для выбивания денег наверху. Во как! Позже многие извинялись передо мной и «рассекречивали» технологию создания цедульки наверх (в Совмин) к тамошнему нойончику, к некто Эрдни-Гаряеву В.З. Нойончик спустил, естественно, установку вниз, в Минкульт. И началась калмыцкая ахиниада. Минкульт не разобравшись, уволил тогдашних руководителей. Был суд. Восстановили. Раздолбали цедульку-писульку «мозгового центра» и министр В. Салдусов дважды извинялся. Наверное, ответ на их письмо лежит в архивах министерства. Копия есть. Когда будет нужно, она увидит свет.

А авторы цедульки и вся стая ушла почему-то в Кукольный театр. Никто их не трогал. А через год минкульт создал им ТЮЗ, в 100-тысячном городе! Ахиниада! Значит минкульт изначально был в сговоре с заговорщиками. И мысль об уходе этой стаи и создания ТЮЗа родилась не в недрах минкульта. Зачем им это нужно? И не такими они мыслителями были. Министр В.Салдусов позже свалил всю вину на зама. Где правда знает только всевышний и я, прости господи, кое-чего знаю. Газетная площадь не позволяет многое «рассекретить». Сотворили ахиниаду и она продолжалась 18 лет, пока в 2011году не случилось объединение. Ни верхи, ни минкульт не озадачился вопросом – а зачем это нужно? Что денег было много в нищей республике? Позже некоторые «единомышленники» «рассекретились» - «власти хотели вдохновители». А министра и зама чуть позже убрали. В 1993году был первый раскол, раздрай в Калмыцком театре. Почему-то вспомнился Убаши-хан, который увел часть этноса в XVIII веке. Тоже была глупость молодого зарвавшегося хана... Тоже хотел власти. Пример разного масштаба, но что-то схожее есть. А жизнь доказала, что 18 лет пребывания ТЮЗа было ни к чему. В этом убедились власти и жители города. Ну, а в творчестве? Прорывов, таких как в «Современнике» или в театре «На Таганке» не было. Сравнение, конечно, ни к чему. Спектакли были разные по мастерству, по воплощению. Ну, как бывает в провинции, обычно. А фестивали, гран-при, дипломы, сувениры, подарки, фейерверки, пресса у ТЮЗа - спросит зритель и читатель. Знаю я эти фестивали, их жюри и критиков. В 2000 году с деньгами было туго, и, естественно, с гастролями. Москва решила проводить фестивали, чтобы актеры и театры как-то общались. Была установка сверху. Поощрять все театры. Особенно национальные. Шла игра в поддавки. Поэтому Малый театр, получал, скажем, дипломы наряду с национальными или с какими-то городскими театрами. Но были и удачные периферийные спектакли. ТЮЗ постоянно выезжал на фестивали. И правильно делал. А у директоров Калмыцкого театра, почему-то не было куража поехать подышать фестивальным воздухом, покучковаться среди других театров. Были эпизодические выезды… 

А были хорошие спектакли. Поэтому я знаю, как получали и привозили на трайлере гран-при, дипломы, подарки, сувениры. А персональные журналистки ТЮЗа  Балакаева и Хейчиева пиарили любой рядовой спектакль. Они же доки в театральном деле. Не обязательно знать предмет разговора, достаточно иметь квасной патриотизм и приверженность к театру. Тогда пиар обеспечен и спектакль обречен на успех, а там пусть хоть астраханец задувает, пусть кризис на дворе и зритель негодует. Пиарить, вообще, легче, чем разобрать спектакль. Например, я решил написать рецензию на постановку театра Вахтангова. Могу написать, не видя спектакля. Спектакль театра Вахтангова «На заре ты ее не буди» потрясающий! Как великолепная, неувядающая 80-летняя народная артистка Юлия Борисова создала юный образ, 18-летней перестроечной, новой поросли общества! Это потрясающе! А неувядающий знаменитый Карабас-Барабас, народный артист всех республик, СССР, РСФСР и Садового кольца Этуш создал в нем непревзойденный образ замшелого, дубового ретрограда. А какой там Юрий Яковлев?! Как всегда вахтанговский театр на высоте! Кстати, а куда идет басанговский театр? Непонятно. Там одни волопасы, ретрограды, консерваторы. Надо брать пример с театра Вахтангова, а не с Басангова. «Гульчатай Белик-Хеечин», это утрировка сути, а после прочтения некоторых авторов хочется поехать в Приютное!  

                                             

*      *       * 

Я старый театральный никому не нужный осколок был озабочен положением дел в театре. В то смутное время для театра «новаторы-образованцы», Яшкулов В., Колаев Б. меня сократили по штату. Как будто в нашем околотке режиссеров в избытке. Ко мне приходила здоровая, позитивная творческая когорта и меня провоцировала, чтобы я пошел наверх и рассказал или написал в газете о театре. В калмыцком театре безвластие. После международного фестиваля пять московских критиков раздолбали спектакли, а главрежу Колаеву критик Степанова сказала: «Вам надо менять профессию, больше читать и так далее». Тогдашний министр культуры Салаев Б.К. вынужден был уволить Колаева. Может сейчас Б.Колаев и и.о. директора В.Яшкулов поумнели, помудрели? Жизнь ведь не стоит на месте. Некоторые в театре и сейчас ностальгируют по тем временам «новаторов-образованцев», как сказал московский критик. Лицом к лицу – лица не увидать.

 

*       *      *

2011г. В конце июня секретарь минкульта Наталья Тюрбеева звонит ко мне домой - быть в 14 часов у министра культуры Л.Б.Васильевой! Зачем я нужен, старый осколок, ретроград, консерватор, пьяница, как «представляли» меня коллеги и друзья? Ну, подумаешь, выпью четыре стакана водки для куража. Не портвейн же. От портвейна станешь алкоголиком. Решил я ввязаться в драку, даже если речь будет о другом. А там кривая вытянет. Буду талдычить о театре…

 

Борис ШАГАЕВ

 

 

Окончание следует...

Comments are now closed for this entry