Сегодня 21:00 25.04.2024

В связи с публикацией на страницах «ЭК» письма гостей Калмыкии, московских туристов «Не очень приятные впечатления» (№18 от 12 мая с.г.) хотелось бы, прежде всего, отметить злободневность поднятых вопросов авторами этого письма. Но проблема гораздо глубже

В середине 70-х годов прошлого столетия группа туристов из Калмыкии выехала в одну из стран капиталистического лагеря. В ее составе были знатные животноводы, представители рабочего класса, партийные функционеры и передовая интеллигенция в лице врачей, учителей и журналистов. Члены туристической группы прошли через обязательное «идейно-политическое сито» профкомов, парткомов, горкомов и обкомов и даже органов КГБ. У всех были безукоризненные характеристики и достаточный уровень политической благонадёжности. И вот, однажды, надышавшись приятным ароматом «загнивающего Запада», и повосторгавшись 48 сортами колбасы и 52 сортами сыра в витринах магазинов, группа стала обедать в одном из запланированных по графику недорогих ресторанов. Один наш земляк, знатный животновод, умудрённый жизненным опытом, и, видимо, привыкший дома принимаемую пищу обильно заедать хлебом, вдруг заметил, что хлеб на его столе им съеден. Оглянувшись по сторонам, он увидел, что за соседним столиком обедают какие-то иностранцы и у них на столе ещё остался хлеб. Он встал, подошёл к столу иностранцев и широким жестом натруженной руки взял весь хлеб из хлебницы. Молча повернувшись, он вернулся к своему столу и продолжил свою трапезу. Изумлённые такой бестактностью обалдевшие иностранцы несколько секунд пребывали в шоке, а затем встали из стола и молча покинули обеденный зал. На вопрос, тех, кто сидел с ним за столом, зачем он так поступил, ведь хлеб можно было попросить через официанта, наш земляк со святой наивностью в глазах ответил: «А-а, гем уга!». 

Этот рассказ одного из очевидцев того далёкого события вспомнился мне после прочтения статьи «Не очень приятные впечатления». Сразу в голову приходит вопрос: «А что, собственно, произошло? Какую такую Америку открыли для нас приезжие туристы из Москвы? Мы что, разве сами не сталкиваемся ежедневно с фактами вопиющего бескультурья?». Ежедневный «мат-перемат» стоит на каждом углу степной столицы. Сквернословят  все - от зрелых мужчин до младших школьников. Даже молодые женщины выдают такой «трёхэтажный шедевр» ненормативной лексики, что порой вянут уши. Молодые, и не очень молодые люди плюются и сморкаются, абсолютно не обращая внимания на прохожих. Им даже в голову не приходит, насколько противно они выглядят в глазах окружающих! Или возьмём такую проблему, как чистота наших улиц, пешеходных троп и мест отдыха. Автор этих строк бывал во многих странах мира и видел всякое по части ухоженности и благоустроенности населённых пунктов. Но такого беспардонного отношения к своему городу, столице республики, со стороны её жителей мне не приходилось встречать. Обилие бытового мусора, окурки, пластиковые бутылки и стаканчики, обертки из под «сникерсов-марсов» в ста метрах от Пагоды Семи Дней просто поражает. А что творится на окраинах города, где по официальным данным свыше трёх сотен несанкционированных свалок бытового мусора?! Большинство моих знакомых элистинцев после семи вечера не рискуют выходить на улицу. Вероятность получить чем-то тяжелым по голове и оказаться на больничной койке после невинного вопроса от группы подростков «закурить не найдётся?» очень даже велика. И что самое интересное, никому, даже зарвавшемуся подростку нельзя сделать замечание! Удар кулаком в лицо можно получить «ни за понюшку табака». Апеллировать к органам правопорядка бесполезно. После формального разбирательства, на твой домашний адрес пришлют вежливое письмо из полиции, а затем из прокуратуры, что, дескать, всё в порядке – оказывается, подросток поставил тебе «фингал» под глазом в порядке самозащиты, заметив что «гражданин» первый замахнулся на него. Вышеупомянутые примеры взяты из нашей реальной жизни. Факты, описанные здесь, случались с моими родными и близкими, в большинстве своём воспитанными и культурными людьми. То, что написано в статье «Не очень приятные впечатления» это только «верхушка айсберга». Это уже не «ржавчина», это серьёзная социальная «болезнь» нашего калмыцкого общества, уже забывшего, что такое «человечность», «культура», «милосердие» и «сострадание». Перспектива выживания, а тем более развития такого общества равна нулю. И, конечно же, мы не должны обижаться на подобные критические статьи в наш адрес. Как говорил дедушка Крылов: «Неча на зеркало пенять, коли рожа крива!».

Хонгор НАСУНОВ