Сегодня 06:33 25.04.2024

Недавно глава Калмыкии Алексей Орлов дал интервью нижневолжскому бюро газеты «Коммерсантъ». Общение получилось длинным, но скучным. Потому, возможно, что пестрело заранее обдуманными вопросами и ответами


ГЛАВА БЕЗ КОМАНДЫ?

В двух или трёх местах, правда, Орлов многих, кто это интервью читал, оживил. Когда, например, речь зашла о «консолидации элит» во власти Калмыкии, устраивать которую ему пришлось после пришествия на пост главы республики после Кирсана Илюмжинова. «Какого-то серьезного оппонирования или противодействия я не видел, - отвечает Алексей Маратович. - В этом плане я был достаточно спокоен и уверен в себе, потому как одним из лозунгов, который я когда-то провозгласил, был прагматизм, рациональность и опора на собственные силы. А в ответ на звучавшие когда-то ремарки, что у Орлова нет своей команды, говорил, что нет такого понятия, а моя команда — это вся республика. Если мои земляки меня поддерживают, значит, мы идём вместе».
Относительно того, что Калмыкия и её глава идут «вместе» возразить трудно. Хотя бы потому, что свернуть «землякам» особо-то некуда. Да и «поддерживают» они Орлова, как руководителя, вовсе не поголовно и не в едином порыве, как когда-то советские люди одобряли политику КПСС и правительства. Народ живёт сам по себе, он – сам по себе, и это создаёт идиллию гармонии.
А вот неприятие Орловым словосочетания «моя команда», как несуществующего в природе вещей, звучит, по меньшей мере, лукаво. Команда ведь – это группа людей, связанных одним делом, интересами и составляющих чьё-либо окружение. В ней все свои, и чужаков нет. Получается, что глава РК, отрицая смысл «моей команды», сам себе противоречит. А именно непроизвольно намекает на то, что все, кто трудится в его ближнем и ближайшем окружении, общим делом не связаны.
Возможно, это и так и всё больше кажется, что будь его закадычные соратники по команде толковее и расторопнее, Орлов бы и сам раскрылся более полно, причём, разумеется, с выигрышной стороны. Пока же он выглядит мозаично и противоречиво.

ЯКОВЕНКО БЫЛ С ГРУППОЙ ПОДДЕРЖКИ

То есть на деле всё не так прозаично, как считает глава РК. А лозунг, им же озвученный («Моя команда – это вся республика»), - скорее из области популизма. Потому как попасть в команду руководителя пусть и регионального уровня – затея не для простых смертных. Людей со стороны, как бы Орлов ни конспирировал свои взгляды на этот счёт, туда не пускают, и в памяти автора этих строк тут же воскресились футбольные события в Элисте 20-летней давности.
Это когда для работы с «Ураланом», позвали именитого Павла Яковенко. Позвали его одного, но приехал он с группой друзей-земляков, взятых, как несложно понять, на чужбину для поддержки его боевого духа. Годом позже, кстати, пришельцев из Украины стало вдвое больше, в то время как коренные уралановцы получили от ворот поворот.
Было ли «серьёзное оппонирование или противодействие» со стороны бывших игроков и чем оно завершилось? Нет, не было, и быть не могло. Яковенко ведь привёл в «Уралан» тех, кому доверял и на кого мог опереться. То есть, «своих в доску», чего, в отличие от Орлова, не скрывал. Самое же грустное – Илюмжинов ему в этом не мешал, как и Путин не мешает сейчас главе РК.
Что принесла футбольной Калмыкии эпоха Яковенко, наши болельщики будут вспоминать ещё долго. Вначале был частичный, а затем полномасштабный отрыв от «опоры на собственные силы» (это если от слов Орлова отталкиваться). Кстати, прагматизма, им же почитаемого (это когда всё делается с какой-то целью, а если её не видно, то не делается ничего), в тренерских ходах Яковенко тоже хватало. Всё это в совокупности с другими привнесёнными формами руководства превратило понятие «команда» во что-то несимпатичное.

КТО НАМУДРИЛ: МЫ ИЛИ МОСКВА?

В другом месте общения с «Ъ» Орлов с налётом гордости отмечает: «За эти пять лет нам удалось завершить те обязательства, которые мы брали на себя в социальной сфере. Это и строительство детской республиканской больницы, перинатального центра. Практическое завершение в этом году реконструкции республиканской больницы имени Жемчуева, сдача спортивного комплекса».
Чего не хватает здесь в словах Орлова, так это краткости. Не проще ли было сказать: «За эти пять лет нам удалось завершить строительство того-то, затем – того-то»? Ведь, где мало слов, там тесно мыслям.
Так вот, эти объекты, как явствует из ответа главы РК, должны были начать работу ещё шесть лет назад, но федеральный центр вроде как сплоховал. То есть не перечислил Калмыкии на им же задуманные благие дела энную сумму денег. Как грустное тому следствие, считает Орлов, финансы республике пришлось доставать со дна собственного бюджета, а ведь их можно было бы потратить на социальную сферу.
Занятная складывается картина, если не сказать, загадочная. Оказывается, Кремль затевает в субъектах РФ заведомо несбыточные проекты, а когда дело доходит до их целевого финансирования, от своих задумок ловко увиливает. Многие же всё время думают, что дела идут наоборот.
Вот и со спорткомплексом, что недавно сдали в эксплуатацию в первом микрорайоне, было именно так. В 2008-м, помнится, году в Элисту приезжал Сергей Степашин, на тот момент глава Счётной палаты РФ. Посетив в компании с Кирсаном Илюмжиновым стадион, Центральный хурул и Крестовоздвиженскую церковь, он вдруг надумал завернуть к этому самому спортобъекту, который должны были сдать ровно через полгода.

СТЕПАШИНА «РАЗВЕЛИ»

И увидел там нечто - работяг-строителей, все до одного, облачённых в синего цвета спецовки и новенькие каски. Но закавыка была не в этом. А в том, что они ничего не делали и делать не собирались. Просто слонялись из угла в угол, что Степашина и смутило. Знаменитые его щёки покраснели, и он потребовал подойти к нему кого-то из стройначальства.
Подошёл перепуганный прораб и, косясь на Степашина и Илюмжинова, принялся бормотать что-то бессвязное. Московского гостя это не устроило, и он вдруг переключился на главу РК. Тот, широко улыбаясь, ответил, что всё идёт по плану, всё есть, в том числе и деньги на остаток строительства, однако долгострой странным образом растянулся ещё на семь лет. Может быть, деньги всё-таки кончились, но почему Илюмжинов об этом Степашину не сказал?
А вот Орлов «недоработку» Москвы вскрыл, потому как был в курсе всех творившихся казусов с юбилейными объектами к 400-летию. Таким вот образом Россия загнала и без того небогатую Калмыкию в безвылазные «минуса».

МЫ – ЭТО СИЛА!

Внимание привлекает ещё один ответ Орлова «Ъ», в котором в шести предложениях из шести главенствует местоимение «мы». Под ним имеется в виду наш регион, имеющий, по мнению его главы, благодаря продуманной финансовой политике самый открытый и прозрачный бюджет, также имевший на протяжении 3-х лет бездефицитную казну. А ещё покинувший за счёт большего зарабатывания денег (в какой сфере, хотелось бы знать?) так называемую сверхдотационную зону. Плюс к тому, ворвавшийся впервые в новейшей истории Калмыкии в 20-ку субъектов РФ с высокоэффективным исполнением бюджета органами исполнительной власти и получивший за это премию правительства Дмитрия Медведева. А Владимиру Путину калмыцкий народ должен кланяться до земли за то, что он значительно помог (или поможет?) в обеспечении нас чистой питьевой водой. Которая, если верить Орлову, давно уже журчит в кранах элистинских квартир.

***
Подытожим.

А в качестве отправной точки возьмём слова главы Калмыкии в начале этой заметки. Мол, такое понятие, как «моя команда», он не признаёт. Может быть, его и в самом деле нет, и не было никогда. Ни в начале тернистого пути Орлова в конце 2010 года, ни сейчас.
Как-то не верится, что «команду» ему удачно заменили 280 тысяч жителей республики, ибо подходящих людей под это понятие попросту не нашлось. Но неужто каждому из них он доверяет, как себе самому? Путаница какая-то.
Несколько строк в завершение. В начале этого года в Вологодской области стартовал проект: «Команда губернатора: ваша оценка – 2016»,  который реализуется с 2013 года. Он - возможность оценить работу действующей команды губернатора области. Вместе с тем это возможность создать систему управления нового формата, основанную на диалоге власти и населения области. Выходит, что где-то «команда» главы субъекта РФ есть…


Александр ЕМГЕЛЬДИНОВ