Сегодня 14:52 23.04.2024

Саммит президентов США и РФ обещал стать «событием», однако не обернулся ни громкой дипломатической победой, ни сокрушительным поражением.

Затаив дыхание зрители международного политического шоу ждали «историческую встречу» Путина с Байденом. Словно от саммита зависела судьба мира. Дипломатический поединок двух президентов на поверку оказался даже не показательным выступлением (встреча прошла за закрытыми дверями), нельзя его также назвать и спаррингом – «соперники» сошлись, потоптались на ринге и разошлись по углам давать раздельные пресс-конференции. Публика осталась не удовлетворённой.

Победила дружба? Сомнительно. Саммита глав США и России ждали, как главного дипломатического события года, однако по итогам встречи не случилось ни прорыва, ни окончательного разрыва отношений. Да, наконец-то стороны договорились вернуть своих послов в Москву и Вашингтон, а также работать по вопросу судеб заключённых россиян в США и американцев в России. В очередной раз речь шла о контроле над стратегическими вооружениями и снижении риска возникновения ядерной войны. На последнем каждый из лидеров государств сосредоточился особо – каждый в своём итоговом заявлении.

Возвращение послов на рабочие места – шаг позитивный и вполне ожидаемый. Напомним, несколько месяцев назад, в марте, президент США Джо Байден заявил, что его российскому коллеге Владимиру Путину придётся ответить за попытки вмешательства в американские выборы. «Он поплатится за это», - пригрозил Байден в интервью телеканалу ABC. После этого журналист спросил президента США, считает ли он Путина убийцей. Байден ответил утвердительно. Кремль в ответ на это заявление отозвал российского посла из Соединённых Штатов. А вскоре уже посол США Джон Салливан покинул Москву после введения очередных американских санкций в отношении России, которые включали ограничения на госдолг и высылку дипломатов.

Между тем раздельные пресс-конференции сразу же дали понять, что какого-то особого потепления ожидать не стоит. Несмотря на то, что в протоколе мероприятия нет чётко закреплённого обязательства сторон вместе общаться с прессой, однако с 1989 года, когда президент США Джордж Буш и президент СССР Михаил Горбачёв обратились к журналистам после саммита на Мальте, совместные выступления перед СМИ стали в общем-то стандартом для американских и российских лидеров.

Кстати, президент РФ заявил на пресс-конференции в Женеве, что если после встречи с Байденом, как в 2016 году после саммита с Трампом, США введут в отношении России санкционные меры, то «это будет означать упущенные возможности». Но вот прошло всего четыре дня после прямого диалога президентов, и в воскресенье помощник американского лидера по нацбезопасности Джейк Салливан анонсирован очередные санкции. Новый пакет ограничений готовится в связи с ситуацией вокруг оппозиционера Алексея Навального, о судьбе которого президенты, вроде как побеседовали. Кроме того, санкции примут против ряда российских компаний, участвующих в строительстве газопровода «Северный поток-2». По словам помощника американского президента, Байден продолжит политику введения санкций против российских компаний, задействованных в проекте, каждые 90 дней.
Впрочем, сомнительно, что Штаты намерены по-настоящему бороться с вводом в эксплуатацию российского трубопровода. Скорее этот шаг направлен на то, чтобы успокоить собственную оппозицию – по итогам саммита в Соединённых Штатах стали громче звучать голоса критиков Байдена по поводу «курса на сближение» с Россией.

Однако всё же наиболее ярко иллюстрирующим отношение США к России можно назвать ответ Байдена на вопрос о новой Холодной войне – с этого, собственно, американский лидер и начал. По его словам, подобное противостояние для РФ – малопривлекательная перспектива. «Представьте, что у вас много тысяч километров границы с Китаем, самой мощной армией мира, и слабая экономика, разве в таких условиях начинают Холодную войну?», - риторически спросил американский президент у журналиста, однако посыл этот, в первую очередь, относится к власть имущим в России.

Более того, слова американского президента характеризуют то, каким видят мир США сегодня. На политической арене теперь главным соперником Штатов выступает вовсе не РФ, но Китай. Противостояние с этой странной, которая располагает «самой мощной армией мира» и одной из первых экономик – вот главная задача.

Когда-то давно, во времена СССР, небезызвестный госсекретарь США Генри Киссинджер приложил потратил немало сил на то, чтобы поссорить Советскую Россию с Китаем. В 1970-е политика сдерживания роста влияния и силы нашей страны во многом зависела от успешного сближения Штатов с Китаем. Тогда у Киссинджера получилось продвинуть свою идею, вскоре КНР получила статус «Most favoured nation» (обозначение режима наибольшего благоприятствования) в торговле. А с конца 70-х г. США создавали условия для экономического подъёма Китая. Собственно, теперь мы можем наблюдать попытку в определённой степени «вывернуть наизнанку» ставшей успешной тактику сдерживания главного соперника. Соперник поменялся, тактика – нет. Отличие в том, что полвека назад США прилагали усилия для развития экономики Китая, а России они предложат лишь ослабление санкционного режима.

Об Украине говорили мало, несмотря на то что это ныне – одна из самых сложных тем в отношениях между странами. Байден ограничился фразой о поддержке суверенитета и территориальной целостности Украины. Оба лидера высказались за урегулирование конфликта в Донбассе на основе минских соглашений.

Главным итогом саммита можно назвать то, что он вообще состоялся, а также договорённость о возвращении послов в Москву и Вашингтон. Однако скудные подвижки в отношениях, а также события, последовавшие после встречи двух президентов, показывают, что ничего существенного, тем более, «исторического» не произошло. Ожидания обмануты.

Георгий Уташев