Сегодня 09:45 25.04.2024

В Минске был экстренно посажен лайнер Афины—Вильнюс, на борту которого находился сооснователь Telegram-канала NEXTA Роман Протасевич. Блогер задержан. Международное сообщество требует расследования и грозит Минску санкциями.

Это прецендент

В воскресенье, 23 мая, под предлогом поступившего сообщения о заложенной бомбе к посадке был принужден воздушный лайнер ирландской компании Ryanair. В воздух был поднят истребитель МиГ-29 ВВС Белоруссии, который сопроводил экстренно севший на запасном аэродроме Минска гражданский самолет. На земле его уже ждали силовики. Бомбы, естественно, на борту не оказалось, зато с самолета был снят известный белорусский блогер и журналист Роман Протасевич, который некоторое время скрывался от силовых ведомств республики за границей. В СМИ сразу же стала витать идея о том, что всё это – спланированная государственная провокация с целью задержать оппозиционера.

Ранее Следственный комитет Белоруссии сообщал, что Протасевич (один из основателей признанных экстремистскими Telegram-каналов группы Nexta и главный редактор канала «Республика Беларусь головного мозга») обвиняется в организации массовых беспорядков (по этой статье, согласно уголовному кодексу, предусмотрено наказание вплоть до 15 лет лишения свободы) и групповых действий, грубо нарушающих общественный порядок (по ней максимальное наказание – три года лишения свободы). Кроме этого, в отношении него возбуждено уголовное дело в связи с совершением умышленных действий, направленных на возбуждение социальной вражды по признаку профессиональной принадлежности, касающейся двух профессионально-социумных групп в Белоруссии – представителей власти и правоохранителей (максимальное наказание – до 12 лет).

Кроме того, Протасевич внесен в республике в список причастных к терроризму. Блогеру по совокупности обвинений грозит весьма длительный срок, и, хотя за терроризм в соседней республике полагается смертная казнь, но официально «расстрельная» статья журналисту пока не вменяется.

Протасевич оказался на пике протестного движения в соседней стране совсем недавно. Весной 2020 года по мере роста антиправительственных настроений в Беларуси его канал Nexta стал пользоваться все большей и большей популярностью. А в августе, после президентских выборов число читателей Nexta за несколько дней выросло с 300 тыс. до 1,8 млн человек. Напомним, в прошлом году в шестой раз победил Александр Лукашенко, набравший, по данным республиканского ЦИК, 80,1% голосов. В стране начались массовые протестные акции оппозиции, для пресечения которых силовики в том числе использовали спецсредства и спецтехнику. КГБ Белоруссии 11 февраля заявил, что ситуация в стране стабилизировалась, пик протестов пройден.

Естественно, белорусские власти не станут признавать причастность к сообщению о минировании. СК республики даже возбудил дело по статье о заведомо ложном сообщении об опасности (часть первая статьи 230 УК РБ), пытаясь сохранить хоть видимость приличий. Впрочем, это выглядит, скорее, как фарс, учитывая всю очевидность прошедшей спецоперации. Сам Протасевич заметил за собой слежку ещё в греческом аэропорту, о чем сообщил коллегам, по его словам, документы журналиста перед вылетом пытался сфотографировать неизвестный мужчина, который после этого скрылся. Так, свою оценку случившемуся дал почетный президент международной ассоциации ветеранов подразделения антитеррора «Альфа» Сергей Гончаров, он отметил, что это – первая комбинация в истории спецслужб. Это – прецендент.

Реакция и последствия

Между тем, в понедельник глава компании Ryanair Майкл О’Лири назвал вынужденную посадку рейса Афины-Вильнюс, «государственным угоном» самолёта и «воздушным пиратством» со стороны белорусских властей: «По сути, это похищение человека режимом, управляемым диктатором». Также он заявил, что в Минске с экстренно севшего рейса сошли также агенты КГБ.

Собственно, в выражениях не стесняются и лидеры европейских государств. Так на прошедшем саммите Евросоюза главным вопросом стал инцидент с незапланированной посадкой в Белоруссии ирландского самолета.

Саммит ЕС постановил: призвать авиаперевозчиков Евросоюза отказаться от полетов над территорией Белоруссии; Международную организацию гражданской авиации провести расследование инцидента с посадкой рейса Ryanair в Белоруссии; а также постановил ускорить введение санкций против физических лиц и компаний Белоруссии в ответ на инцидент с самолетом Ryanair. Эти решения пока не вступили в силу, еще должны пройти согласования в Совете ЕС на уровне министров, что потребует от нескольких дней до нескольких недель.

Между тем, Британия первой из европейских стран закрыла небо для белорусской госкомпании «Белавиа», германская авиакомпания Lufthansa, латвийская Air Baltic, венгерская Wizz Air, польская LOT, голландская KLM и шведская SAS объявили, что их самолеты прекратили полеты над территорией Беларуси после принудительной посадки борта Ryanair в Минске, а Литва запретила полеты над Беларусью из своих аэропортов. Чуть позже госсекретарь при Министерстве транспорта Франции Жан-Батист Джеббари заявил, что Франция приостанавливает разрешение на полеты белорусской авиакомпании «Белавиа».

Между тем, из-за пандемии для «Белавиа» прошлый год выдался сложным. Даже несмотря на то, что компания не прекращала полеты и стала одним из немногих перевозчиков, кто активно работал во время карантинных ограничений по всему миру, «Белавиа» закончила прошлый год с чистым убытком в размере 92 млн белорусских рублей (около 2,7 млрд руб.). Кстати, по оценке консалтинговой компании Friendly Avia Support, «Белаэронавигация» в последние годы до пандемии могла зарабатывать до $50–70 млн ежегодно, предоставляя диспетчерское обслуживание зарубежным авиакомпаниям. Все грузовые рейсы из Ближнего Востока в США пролегают через воздушное пространство Белоруссии. Так, в целом вклад авиационной отрасли в ВВП этой страны составляет 2–3%. Сложно спрогнозировать, чем обернутся теперь для главного государственного авиаперевозчика и для отрасли в целом последствия инцидента с лайнером Ryanair.

Внутренние дела

На фоне произошедшего инцидента особенно примечательны законодательные новеллы соседнего государства. Так, в понедельник Президент Белоруссии Александр Лукашенко утвердил изменения в законы о СМИ, а также о массовых мероприятиях. Журналистам запретили освещать несогласованные митинги в прямом эфире, а также размещать в Сети результаты соцопросов о политической обстановке, проведенных без необходимой аккредитации. «Журналистам при исполнении своих обязанностей запрещается выступать в качестве организаторов или участников массовых мероприятий», — также отмечает БелТА.

Теперь у генпрокурора, прокуроров областей Белоруссии и Минска будет право ограничивать доступ к изданиям, которые распространяют сведения, направленные на пропаганду экстремизма, «а также иную информацию, распространение которой способно нанести вред национальным интересам». Помимо решения суда, поводом для прекращения выпуска СМИ также может быть постановление Мининформа. Поправки также вводят ряд других ограничений, дабы «минимизировать иностранное влияние» в информпространстве страны.

Кроме того, Лукашенко утвердил изменения в закон об электросвязи, ограничивающие работу сетей в случае угрозы нацбезопасности. Как уточняет БелТА, документом предусматривается, что в целях предупреждения ситуаций, создающих угрозу национальной безопасности, государство может сократить время и объемы использования сетей электросвязи и входящих в них средств электросвязи, а также изменить режим их работы. Кроме того, работа сетей электросвязи может быть временно прекращена. Согласно документу, устанавливается, что «полномочия по управлению сетью электросвязи общего пользования предоставляются оперативно-аналитическому центру при президенте Республики Беларусь».

Иными словами, власти получат право по своему усмотрению отключать интернет, телевидение и радио, при этом, что именно может относиться к угрозе национальной безопасности, в законе не говорится. Журналистам будет запрещено выполнять свою работу – вести прямые репортажи с протестных митингов. Впрочем, вряд ли у них это получится – с отключенным интернетом.

Вероятно, власти Белоруссии готовится к очередному витку протестов. Впрочем, нововведения лишь формализуют практику, которая применялась в прошлом году – и ограничения связи, и давление на журналистов, и запреты на анонсирование протестных акций – всё это уже было. Просто власть продолжает закручивать гайки, не ощущая, что резьба вот-вот сорвётся.

Многие политики и эксперты называют случившееся с лайнером Ryanair «актом государственного терроризма», а также «воздушным пиратством». Конечно, пока не доказано обратное, власти Белоруссии формально считаются невиновными в произошедшем. Однако, очевидно, что событие будет резонировать ещё очень долго, и неизвестно, чем в конченом итоге отзовется этот международный скандал.

Георгий Уташев