Сегодня 10:43 25.04.2024

Под самый занавес прошедшего года в калмыцком парламенте произошли довольно любопытные события. Сторонники официальной власти захотели увидеть в этом окончание затянувшегося политического кризиса, и, следовательно, свой успех. Но, по мнению оппонентов, о некой стабильности говорить ещё очень и очень рано. Попробуем разобраться.

На сегодня с полной уверенностью можно говорить лишь о том, что происходившее в стенах Народного Хурала за последние полгода будет иметь глубокие и необратимые последствия. Тот, кто быстрее это поймёт и сделает выводы, сможет выработать правильную стратегию и линию поведения. Это даст больше шансов на успешное противостояние одной из сторон конфликта. Напомним, 25 декабря прошлого года прошла заключительная, 25-я по счёту сессия Народного хурала. Днём ранее депутаты-единоросы собрались на заседание фракции. Своим решением они отстранили от руководства опальную Саглар Бакинову «за действия, наносящие ущерб политическим интересам партии». С того дня хуральских «единоросов» возглавил Сергей Сухинин. Партийное мероприятие стало началом завершающей, третьей попытки по сносу неугодной. Уже в ходе 25-й сессии С. Бакинову уволили с поста первого заместителя председателя Народного Хурала. Со стороны это могло показаться окончанием громкой истории. Но Бакинова  довольно хладнокровно отреагировала на решение коллег, назвав происходящее  «политическим  заказом», и заявила о намерении обжаловать его в судебном порядке.

На тот момент стало ясно, что Бакинова и её соратники в Народном Хурале извлекли из кризисной ситуации гораздо больше выгод, чем сторонники главы РК Бату Хасикова. Казалось, лишённые административного ресурса и силовой поддержки «бунтари», были обречены на скорое поражение. Закономерно оказавшись в меньшинстве, они проявили себя более искусными в аппаратных играх, с самого начала владели инициативой и качеством, и даже заслужили определенные симпатии общественности. Члены «бату-тим», напротив, действовали прямолинейно, предсказуемо, их подводила спешка,  желание решить проблему одним махом и фатальное отсутствие опыта.

Чтобы подтвердить эти выводы, оглянемся на недавние события в «цитадели» калмыцкого парламентаризма. Благо, причин для обращения к ним предостаточно. Первый тревожный звонок позвучал поздним вечером 20 августа. Тогда на одной из элистинских улиц неизвестными был избит депутат Народного Хурала Арслан Кусьминов. Инцидент во многом стал определённой «точкой не возврата» и катализатором последующих событий, меняющихся с калейдоскопической быстротой.     

Но началом открытого противостоянии хуральцев и исполнительной власти стал день 4 сентября, когда лидер КПРФ Николай Нуров на своей пресс-конференции пригрозил Б. Хасикову вотумом недоверия. Иными словами, импичментом. По причине сложной ситуации в связи с распространением коронавируса, последствиями засухи и бездействия в этих условиях властей. 10 сентября, фактически с ультиматумом Хасикову выступил депутат-единорос Арслан Эрднеев. Дело получило неслыханный поворот. Запахло расколом в рядах «народных избранников» от «Единой России». «ЭК» в те дни предупреждал – Хасикова ожидает «депутатская Вандея». Как показало время, прогноз был на 100 % верным.

К 15 сентября ситуация внутри Народного Хурала вышла из-под контроля и в данном контексте о Калмыкии заговорили на федеральном уровне. Семеро  депутатов обратились с известным письмом к российскому руководству, ставшему для Хасикова политическим нокдауном. В ответ глава РК обратился к сенатору Алексею Орлову с просьбой урезонить депутатов Булган Ангирову, Саглар Бакинову, Арслана Кусьминова, Батра Мергульчиева, Баира Штепина, Валентина Хорошевского и Арслана Эрднеева. Если к их числу прибавить Николая Нурова, Мигмир Бембееву, Сергея Цымбалова (КПРФ) и Наталью Манжикову, Намсыра Манджиева «Справедливая Россия», то это будет уже 12 голосов. Для внесения в повестку очередной сессии вопроса об импичменте не хватило всего двух! Региональная власть балансировала на грани катастрофы, события в и так неспокойной, протестной Калмыкии получили мощный резонанс. Отзвуки скандала докатились до стен Кремля.  

Так оппоненты Хасикова добились главного: события в Народном Хурале замаячили в новостных лентах федеральных СМИ, чем вызвали озабоченность и недовольство кураторов со Старой площади. Уже 2 октября можно было говорить о том, что в  республике разразился полномасштабный политический кризис, поразивший исполнительную и законодательную власть. В этот день на специальной пресс-конференции первый вице-спикер Народного Хурала, руководитель фракции ВПП «Единая Россия» С. Бакинова, спикер Народного Хурала, лидер КПРФ Н. Нуров и член фракции «СР» Н. Манджиев заявили о создании межфракционной депутатской группы. Они не скрывали против кого собирались «дружить».

Победное шествие «мятежников» власти смогли остановить только ценой жёсткого давления на депутатов, среди которых сразу определились «слабые звенья». Поэтому часть вчерашних соратников Бакиновой, не выдержав прессинга, с «баррикад» оперативно соскочила, безропотно перейдя в стан вчерашних политических противников. К середине октября ценой огромного напряжения «белому дому» удалось сбить накал страстей и вернуть в лоно «ЕР» заблудших, которые прилюдно каялись при первом же удобном случае. Об этих «политиках», для которых чужды понятия чести и достоинства, «ЭК» подробно рассказывал в предыдущих номерах.

В итоге С. Бакинова оказалась в изоляции, но вопрос о её судьбе, вернее, увольнение с должности, оставался одним из главных на хуральских сессиях ноября-декабря прошлого года. Два долгих месяца подчинённые Хасикова безуспешно пытались разрубить вдруг оказавшийся для них неимоверно сложным «гордиев узел». А время шло и работало на оппонентов. Оказалось, что члены «бату-тим» не готовы к политическим сложностям. Власть наглядно показала, что гораздо уверенней чувствует себя там, где просто, совсем просто. Когда вдруг решается на уборку мусора или лезет в окно по пожарной лестнице.  

После 25 декабря ситуация не изменилась коренным образом, более того, участников истории ожидает, как минимум, судебное разбирательство. Вполне возможно, что «бату-тим» не остановится на рубежах конца прошлого года. Теперь, имея решение об увольнении Бакиновой с поста вице-спикера с формулировкой «за утрату доверия», можно ожидать лишения её статуса депутата. Наверняка консультации по этому поводу уже проводятся, а сценарий прорабатывается. Но очередного резонансного скандала будет трудно избежать, что негативно скажется на имидже власти в год выборов в Государственную Думу.  

При анализе кризисной ситуации в Народном Хурале автору снова было трудно удержаться от аналогий с недавним прошлым. Нынешнего главы РК Б. Хасикова с его предшественником А. Орловым. Если взять в чём-то схожие моменты, то сравнение окажется далеко не в пользу первого. К примеру, во время предвыборной, во многом бутафорской кампании на пост главы Калмыкии-2014 Орлов смог без особого шума избавиться от реального конкурента. Как известно, в этом качестве выступил предприниматель-строитель Владимир Мацаков. Бизнесмен обладал огромными, по нашим меркам, финансовыми возможностями, влиянием, в его компании трудилось полторы тысячи человек. Одним словом, не чета нынешним «бузотёрам». Но его судьба была решена в недрах «белого дома», в формате целенаправленных, жестоких аппаратных решений. Без посторонних глаз. Никто не видел, как изощрённо уничтожали перспективного политика, разоряли его бизнес. Никто не устраивал полемики, не выкладывал видео в интернет. Образно говоря, Мацаков сражался и потерпел поражение в одиночку под сочувственное перешёптывание на кухнях. А сейчас за хуральскими перипетиями внимательно следила огромная аудитория пользователей, которая тут же выражала свои эмоции, выливая негатив на редких сторонников власти. Так что же сделал с общественностью Б. Хасиков? С той общественностью, которая ещё шесть лет назад никак не реагировала на выкрутасы местной политики, а сегодня с упоением следит за ходом хуральских сессий. Разбудил интерес? Может за этим и кроется одна из редких его заслуг.

Эренцен БАДМАЕВ