Сегодня 12:37 18.04.2024

В связи с пандемией, юбилеи некоторых замечательных деятелей Калмыкии прошли почти незамеченными. 80-летие заслуженного художника России Очира Кикеева в их числе. «Элистинский Курьер» всегда старается восполнить эти пробелы. Имена людей, внесших значительный вклад в культуру и искусство нашего народа, нельзя забывать.

Творческая биография калмыцкого живописца Очира Кикеева началась в 1960-е годы, когда определились основные темы и жанры исполнения художника. Сразу после окончания художественного училища, в 1963г., на первой выставке "Советская Калмыкия", экспонировалась его дипломная работа "Обед чабанов", выполненная под руководством профессора Г.Н.Ракова.

Участие в зональных, всероссийских и всесоюзных выставках предопределило успех картин "Счастье" и "Мужчины" /1970/. Одна из этих работ - "Счастье",  неоднократно репродуцировалась в популярных тогда журналах "Смена" и "Юность"/1972/, привлекая внимание искусствоведов и рядовых зрителей. В картине ощущение всеохватывающей тишины знойного дня передано с той медлительностью, с какой глаз, отмечая многообразие цветовых переходов от желтого к красному, обращается к линии горизонта /на первом плане/, к неподвижным облакам в высоком синем небе и вновь возвращается к первому плану. Все гармонично-устойчиво и взаимосвязано в этом мире, где острота и четкость линий, яркие вспышки цвета. Склонность к пейзажному раскрытию темы, сюжета просматривается и в ранних работах О.Кикеева, но чувство природы определяющим стало именно в картине "Счастье".

В калмыцком изобразительном искусстве конца 20 - нач.21 вв. отчетливо ощутима тяга к незамутненным источникам народного искусства, что проявилось и в творчестве Очира Кикеева. Живописец стремился к постижению народных традиций, в которых заключена мудрость многих поколений.  Многие картины О.Кикеева ориентированы на традиции национального искусства, колорит которых построен с учетом цветовой символики, а живописная манера энергична и раскованна. Как отмечает искусствовед Ирина Новомлинова, излюбленное сочетание желтого цвета с красным и синим, определяют мажорную гамму калмыцкого декоративного искусства.

Очир Хулхачиевич Кикеев работал во всех жанрах станковой живописи: портрет, пейзаж, натюрморт, тематическая картина. Его полотна отличают особая сдержанность и благородство, без всякой слащавости и манерности. У художника своеобразный живописный темперамент, в его картинах мало динамики; перед нами, как правило, отдельные фигуры в пейзаже, написанные внешне спокойно и строго. Но активна сама образность его полотен, в которой раскрывается нравственная сторона жизни, опыт художника, выраженная авторская позиция. В своих пейзажах /"Весна", 1973, "Верблюды в степи", "Табун в Манджикинах"/, на которых раздолье степей, он как бы возвращается к первооснове всего сущего на земле, к степной природе, ее извечной красоте. Очень часто пейзаж в работах Очира Кикеева является той естественной средой, где развертываются его тематические композиции - жанровые сцены, портреты тружеников села /"Воду ведут", "У колодца"/. Это своего рода пейзажи-жанры: активную роль в них играют одна или несколько человеческих фигур, появляется сюжетная линия. В большинстве таких работ фигуры переднего плана укрупнены, пространственные планы сближены, форма очеркивается четким силуэтом, каждая деталь функциональна, при этом сохраняется впечатление неслучайности ее отбора.

Очир Кикеев - сын степной Калмыкии. Неудивительно, что тематика большинства его полотен связана с ковыльной степью. Но поиск сюжетных мотивов побуждает художника и к поездкам за рубеж: на Кубу /1979г./ и в Монголию /1980,1981 гг./ Результаты их демонстрировала творческая работа живописца.

Огромное впечатление оставило знакомство с культурой и искусством монгольского народа, чье творчество уходит корнями в глубины веков. Прекрасные творения мастеров прошлого - скульптура Дзанабадзара, аппликации Хасгом- бо , композиции Доржа и Шарава - поразили О.Кикеева. В Убсанурском аймаке родились замыслы серии картин эпического звучания: "Убса-Нур", "Воспоминания о Хиргиз-Нуре", "Вечерняя песня. Джунгария" и др.  По своим творческим устремлениям Кикеев принадлежал к поколению тех живописцев, которые перенесли на своих плечах всю тяжесть трагической судьбы народа, подвергшегося в 1943г. насильственному выселению. В 1989г. он создает картину, навеянную детскими впечатлениями "Калмыцкий хотон. После выселения. 1943 год". Квадратный холст дает пейзажный вариант сюжета. Лишь четверть картинной плоскости занимают заброшенные жилища людей, все остальное пространство заполняет пепельно-серый снег, а в центре - воющие собаки. Художник писал картину' не как копию конкретного факта действительности, а стремился обобщить в ней свое знание жизни, свои воспоминания.

В конце 1980-х годов в творчестве Очира Хулхачиевича Кикеева наметились новые тенденции - все более нарастающими и всеобъемлющими становятся ритмы декоративности. Полотна "Аюка-хан", "Мазн-Баатр", "Сказ о земле калмыцкой" выполнены в манере монгольского лубочного рисунка. Основой этих произведений является декоративность, при этом Кикеев использовал подбор цветовых пятен и плоскостей, которые были присущи монгольской плоскостной живописи.

В своем стремлении достичь в портретном жанре уровня исторической обобщенности и типичности Очир Кикеев достиг определенных успехов: многие работы мастера, выполненные в этом жанре, можно отнести к разряду сюжетного портрета-картины /"Народная поэтесса КАССР Бося Сангаджиева", "Отец и сын Этеновы" и др./.

Художник охотно работал и в жанре натюрморта. Любовь к окружающему, стремление к подробному рассказу, восхищение обычными "утилитарными" вещами, говорят о том, что этот жанр был близок О.Кикееву. В его натюрмортах, как и в пейзажах, отчетливо и глубоко звучит национальная нота. Любовь к калмыцкому орнаменту, что в творчестве Кикеева далеко не формальный момент, изображение икон, фонов с вплетением элементов народного орнамента в композиции картин, колористическая близость к традиционному' пониманию цвета - все это придает остроту' и силу' звучания картин О.Кикеева, роднит с народной культурой.

материал к печати подготовил Бадма Манджиев