Сегодня 13:04 29.03.2024

То, что никак не могут довести до ума демократы в отношении Дональда Трампа, стало весьма заманчивой перспективой в степной республике. «ЭК» попробует разобраться, насколько она реальна.

За две последние недели общественность буквально взбудоражили заявления, прозвучавшие из уст некоторых лиц, причастных к местной политике. Напомним, 4 сентября на собственной пресс-конференции лидер местных коммунистов и вице-спикер Народного хурала Николай Нуров пригрозил «объявить вотум недоверия» главе РК Бату Хасикову на ближайшей сессии калмыцкого парламента. Не прошло и недели, как 10 сентября «дуплетом выстрелили» депутат хурала Арслан Эрднеев и депутат Госдумы Марина Мукабенова. Первый, которого даже с натяжкой не отнесешь к политическим «легковесам», решился на заявление, больше похожее на ультиматум. Выражая обеспокоенность ситуацией с коронавирусом, он, фактически, дал Хасикову на исправление «несколько ближайших дней». И если тот не выполнит «поручение», то Эрднеев будет вынужден обратиться за помощью к федеральному центру. Размах, что надо. Вот так!

Многоопытная Мукабенова была гораздо дипломатичнее и осторожней в своих словах. Она попросту сослалась на обращения избирателей, рисуя безрадостную картину в родных степях. А вот ее неожиданное появление в информационном пространстве стало само по себе интересным. Ведь уже долгое время Марина Алексеевна хранила гордое молчание, в чем ее можно было понять: «Лукойл» давненько ничего не дарил тем же самым ее избирателям, а посему надобность в эскорте подарков отпала. Ничего не имеем против, но синхронные заявления Эрднеева и Мукабеновой, прозвучавшие как будто по взмаху одного режиссера, вновь заставили вспомнить об общих покровителях этих «народных избранниках».

В итоге выступления Н. Нурова, А. Эрднеева, М. Мукабеновой и более раннее заявление депутата хурала Арслана Кусьминова стали настоящим демаршем в сторону главы РК Б. Хасикову. Не стоит ждать от их звонких фраз «тектонических» последствий, но трещин на итак обветшалом фасаде республиканских властей они добавили.  Теперь можно констатировать – уличный протест 2019 и начала 2020 года плавно переместился в коридоры власти, как регионального, так и федерального уровня. Добавим к этому намерения членов исполкома съезда Калмыцкого народа провести сход в пятницу 18 сентября. Лично для Хасикова такая ситуация, на фоне нелепицы со словами «о победе над коронавирусом»,  выглядит крайне неприятной, опасной и непредсказуемой. Его «аналитики» опять недооценили и проспали начало развития событий по негативному сценарию. Это даже не «бунт на корабле», а скорее тщательно продуманный заговор. Почему? Постараемся ответить и дать прогноз на ближайшее будущее.

Для этого заглянем в недавнее прошлое. У жителей республики, даже совсем не обличенных властью, уже был опыт апелляции к «высшим силам», способным им помочь. Еще в июле 2012 года более 300 человек подписали письмо американскому президенту Бараку Обаме с просьбой «взять под опеку республиканскую детскую больницу и оказать помощь». Обама элистинцам не ответил, но послание из далекой Калмыкии стало темой статьи в Washington Post. Но более действенными оказались слова бесстрашной Ларисы Якуповой, обращенные к Владимиру Путину во время его прямой линии в августе 2017 года. Наверняка, последующий «партовый скандал» и разбирательства до сих пор отдаются болью в сердце сенатора Алексея Орлова, бывшего на тот момент главой республики.

Был у нас и импичмент, правда, городского масштаба. В марте 2012 года депутаты ЭГС в присутствии главы РК А. Орлова лишили полномочий его ставленника, «сити-менеджера» Николая Андреева. И было за что. Поводом для отлучения от власти одного из самых нелепых «градоначальников» в истории Элисты стало решение Верховного суда РК, признавшего ряд нарушений федерального законодательства при его назначении. Напомним, Андреев умудрился представить конкурсной комиссии на должность главы горадминистрации аж две трудовые книжки! Будет здорово, если эту практику переосмыслят современные судьи и Д. Трапезников.

Более серьезная история произошла в 2008 году, когда глава РК Кирсан Илюмжинов увидел подозрительные «движения» между группой депутатов хурала и «серым домом», где тогда царствовал мэр Радий Бурулов. Среди «народных избранников» тон задавали спикер Игорь Кичиков и Юрий Сангаджиев (родной дядя Б. Бурулова), задумавших свергнуть утомившего всех Илюмжинова. Но планам заговорщиков не суждено было сбыться. Коллеги-информаторы сразу их сдали, а тут и срок полномочий истек. А закончилось все открытым противостоянием региональной и городской власти 2008-2010 гг., ввергнувшее степную республику в глубокий политический кризис.

А теперь о взаимной неприязни Бату Хасикова и депутатов Народного хурала. Во время прошлогодней предвыборной кампании за пост главы Калмыкии в своем агитационном буклете Хасиков пообещал сократить в два раза количество депутатов всех уровней, в том числе и Народного хурала. На первый взгляд это могло показаться неудачной шуткой, но обладатели мандатов напряглись и обещание запомнили. Парадокс в том, что сам Бату Сергеевич избирался депутатом Народного хурала IV созыва (2008-2013 гг.) и знал, что за эту работу зарплату не получают. Следовательно,  экономической причины оптимизации депутатского корпуса нет. А их эффективность – это уже другой вопрос. Говорят, Хасиков затаил обиду на некоторых своих коллег по депутатству, которые ставили на вид его систематические прогулы заседаний. Вот тогда между ними и пробежала черная кошка. Получается, как уже не раз бывало, сам Хасиков приложил руку к появлению умело скрываемых до поры до времени враждебных отношений к своей персоне в стенах калмыцкого парламента. А это значит – впереди его ждет «депутатская Вандея».
Ясно, как Божий день, какие аргументы будут использованы против него. Главный козырь всех недовольных – ситуация с коронавирусом, которая в наших условиях приобретает ключевое политическое значение. Объективно крыть его нечем, что прекрасно понимают оппоненты. Прибавим отсутствие, подчеркнем, собственных результатов в экономике, провальную кадровую политику, неумение и нежелание выстроить диалог с гражданским обществом. Различные источники свидетельствуют: эти вопросы не раз обсуждались в кулуарах Народного Хурала. Более того, были попытки вынести их на обсуждение на сессиях, которые оперативно блокировались с помощью молчаливого большинства. Но в сентябре политическая коньюктура существенным образом изменилась. Теперь ингредиенты общественного недовольства слились в один крутой замес.

Попробуем представить, как будут голосовать депутаты Народного хурала, если на ближайшей сессии в повестку дня будет включен вопрос об импичменте главе РК?

Известно, что заинтересованные стороны проводят консультации с депутатами. До откровенного торга, определения цены одного голоса пока не доходит. Но ближе к решающему моменту ставки будут очень высоки. По мнению наблюдателей, все может решить перевес в 1-2 голоса. Вот здесь свою роль мог сыграть отсутствующий по объективной причине депутат Валентин Хорошевский.  «ЗА» импичмент, возможно, проголосуют 13-15 депутатов, только в случае, если будет принято решение о тайном голосовании. Сюда можно отнести членов фракций КПРФ и «Справедливой России». Не останется в стороне и часть «единороссов» - это, так называемая «нохашкиевская» фракция, члены которой, если судить по последним событиям, пошли в атаку в полный рост. Добавим сюда руководителей хозяйств и предприятий, которые могут лишиться кресел в пользу голодных претендентов из числа родни правящих кланов. Пример «Улан-Хееч» стал им путеводной звездой.

Так что же остается делать власти? Надеяться на то, что председатель хурала Анатолий Козачко авторитетно, по-стариковски разрулит ситуацию, не стоит. Остается одно средство – жесткий прессинг. Как в истории с депутатами Черноземельского райсобрания, которых удалось поломать через колено. Поэтому не исключено, что против несговорчивых будет задействована репрессивная машина, возбуждены под надуманными предлогами уголовные дела. Но в столице республики такой фокус может не пройти и вызвать обратную реакцию. Пока ясно одно – Москве новый рост протестных настроений на региональном уровне не нужен, а местные власти не готовы решать такие задачи. На данный момент единственное спасение сидящего на шпагате калмыцкого «белого дома» заключается в том, оппоненты пока не определились с единым лидером. Хотя, время покажет.

Алекс МАНГАТОВ