Сегодня 00:06 17.04.2024

Чуть больше месяца назад в столице республики произошло резонансное ЧП. В ночь с 29 на 30 июня на центральном «Казачьем» рынке сгорела часть торговых рядов. Огнеборцы говорят, что у пожара три причины – ребенок, женщина и мужчина. Вероятно, наш случай расхожую истину в очередной раз докажет, если принять во внимание ряд сопутствующих обстоятельств. И хотя виновник происшествия до сих пор не установлен, произошедшее наглядно иллюстрирует процессы, проходящие сейчас в нашей республике.

Напомним, что в ту ночь с понедельника на вторник первые сообщения о возгорании появились примерно к 23.00. Помимо звонков в Единую диспетчерскую службу, элистинцы, несмотря на поздний час, выкладывали информацию в социальных сетях. Судя по комментариям, огонь вспыхнул в так называемой «нижней части» рынка, где расположены закусочные в вагончиках, овощные и вещевые ряды. Снятое на смартфоны видео запечатлело присутствие людей, видимо взволнованных торговцев и приезд пожарных расчетов. Определить масштабы ЧП по любительским кадрам было невозможно. О том, что площадь возгорания составила 200 квадратных метров заявил сотрудник МЧС, который участвовал в тушении. Это было сделано в тот момент, когда на центральный рынок оперативно приехали глава РК Бату Хасиков и глава столичной администрации Дмитрий Трапезников.
Хасиков тут же постарался с ходу оценить ситуацию и определить виновных. Совсем как в известной истории с декоративной звездой, «поврежденной оппозиционерами».

Цитируем с сохранением авторской лексики:
- Насколько я знаю, уже давно здесь, именно на этом объекте, поднимался вопрос о пожарной безопасности. Насколько я знаю, делались какие-то замечания, рекомендации и предписания в том числе – реакции не было. И вот что мы имеем. Поэтому здесь спрашивать будем по полной. Соответственно, еще раз говорю: слава богу, что нет жертв. Слава богу, обошлось, нам всем повезло. Конечно, плохо, что мы в итоге дождались, получили такой инцидент. Но я думаю, это будет поводом для того, чтобы провести проверку всех подобных объектов.

Интересно, что стоявший рядом и обычно бойкий на язык Трапезников заговорчески молчал, внимательно слушая своего патрона. Завершил тираду  Хасиков следующими словами:
- Мы, естественно, оценим ущерб – кто пострадал и так далее. Мы понимаем, что это, конечно же, рабочие места. Да, это возможность людям зарабатывать, а кто-то здесь привык покупать товары и продукты. Безусловно, сейчас уже пришло время, когда нужно создавать уже более цивилизованные, более обустроенные места для этого, современные торговые центры… Мы постараемся соблюсти интересы всех. Конечно, тем, кто пострадал, поможем. А в целом, стратегически, думаем о развитии – чтобы и продавцы, и покупатели находились в более комфортных и безопасных условиях.

То есть, глава РК прямым текстом пообещал помочь пострадавшим предпринимателям. Эта фраза была растиражирована в открытых источниках, как всё то многое, что лежит на поверхности вокруг истории пожара на центральном рынке. Это факт, но есть одно «но». Наших уважаемых читателей, и это не секрет, в первую очередь интересует то, что скрыто в глубине. Там, где пересекаются интересы людей с серьезными намерениями, претендующими на самое высокое место в «пищевой цепочке» распределения финансовых потоков.

Для того, чтобы понять истоки и причины этого ЧП, нужно немного «отмотать назад ленту» и внимательно обратить свой взгляд на прошлогодние события. Ведь еще с осени 2019 года в среде городских обывателей и торговцев с рынка поползли вполне определенные слухи. Их суть сводилась к тому, что одними из последствий смены власти в республики будут новый передел сфер влияния в бизнесе, обострение борьбы за контроль над финансовыми потоками, как бюджетными, так и коммерческими. В столице республики и в районах. Надо признать, что такая точка зрения настолько верна, насколько цинична.   
Можно сказать, что на тот момент процесс после первых робких шагов уже уверенно набирал силу. Представители новых властей быстро сориентировались в методах достижения поставленных целей, используя псевдо политический фактор. Каждый, кто не желал по-хорошему лишаться своих «хлебных мест», кресел и привилегий, часто заработанных достойным трудом, автоматически считался приверженцем «отлученной от кормушки старой элиты». Сделано это было в расчете на завоевание авторитета и идеологического обоснования своей правоты среди тех же обывателей. Поначалу хлесткий лозунг борьбы «со старыми кланами» имел некоторую популярность, но когда стали очевидны его конечные, корыстные результаты, то здесь общественности пришлось крепко призадуматься.  

Не будем останавливаться на том, как были «снесены» районные «князьки», тем более, что процесс, по всей видимости, еще не завершен. Но напомним, что именно во второй половине прошлого года одни известный городской клан лишился контроля над постами весового контроля, расположенными на федеральных трассах. Это было одно из направлений бизнеса, с которого стабильно кормилась семья. Теперь, если верить тем же слухам, эти объекты входят в «сферу жизненных интересов» одной из депутатш горсобрания. Интересно, что комбинация «по сравнительно честному отъему» добра, если говорить устами опального ныне Остапа Бендера,  завершилась возбуждением уголовного дела в отношении бывшего депутата ЭГС, представлявшего «раскулаченную» семью. И руку к этому приложил братишка той самой «народной избранницы», не погнушавшийся написать донос. И хотя он пытался отвертеться, но фотокопия рукописного документа была оперативно размещена в интернете. К таким же резонансным  «наскокам» или «наездам» можно отнести смену руководителя племзавода «Улан-Хееч». К сожалению, по такому же сценарию сейчас развиваются события вокруг другого крепкого хозяйства – племзавода «Первомайский» и его директора, депутата Народного хурала Валерия Болдырева.

Вполне возможно, что уже этой осенью с подачи нынешней власти в «Первомайском» сменится руководство, и племзавод будут контролировать чужие, пришлые люди. По имеющейся информации, разговоры о дальнейшей судьбе процветающего сельхозпредприятия пошли в «белом доме» с прошлого лета. Объяснение было вполне закономерным: к власти пришли пустые и голодные ребята с массой амбиций и огромным желанием разбогатеть. В кулуарах говорили, что «легендарный Валерий Астаевич», как его с уважением величал во время поездки в Адык Бату Хасиков, получил «черную метку» накануне выборов главы региона. В администрации ему, по сути, предъявили ультиматум: если не будет плановых процентов за Хасикова, то он может написать заявление на увольнение. Знакомая ситуация? Глядя эти строки, у любого руководителя в груди защемит и вырвется хриплый стон.   

На сегодняшний день события по этой теме вновь обострились, а В. Болдырев, по информации неофициальных источников, планирует выйти на больничный. То есть, постараться тактически переждать очередную волну прессинга. Надо признать, что «Первомайский» является одним из самых лакомых кусков в сельском хозяйстве республики, что и предопределит его судьбу. Уж больно много нынче развелось желающих поживиться за чужой счет. Прибавим к этому «хуральские» нюансы, набившие оскомину Хасикову.   

Теперь вернемся к событиям вокруг центрального рынка. О переделе сфер влияния на этой главной коммерческой площадке столицы заговорили сразу после прихода к власти Б. Хасикова. И уже к лету прошлого года положение на этой части городской территории изменилось коренным образом. Причем, без особого влияния со стороны новых городских властей, которых до сентября 2019 года в природе и не существовало. Процесс здесь шел в неофициальном русле и тон задавали неформальные группировки. До весны прошлого года ситуация была под контролем той, что привела к власти «сити-менеджера» Окона Нохашкиева. Но как только власть в республике сменилась, сразу нашлись желающие «потолкаться плечами» и урвать свой кусок жирного пирога. То есть, поменять устоявшийся уклад и сложившееся «разделение труда». Не секрет, что сбор арендной платы с коммерческих площадей контролировала организованная городская группировка. А выходцы из северных районов крышевали многочисленных торговцев из Средней Азии, развернувшихся на ставшем им родным рынке. С лета прошлого года в столице республики активизировались выходцы из восточных районов, решивших поучаствовать в прибыльных делах. По примеру своих земляков, нынешних «вождей».

Возможно, часть из них устроилась работать в частные охранные предприятия, усилив свое присутствие на рынке и демонстрируя силу конкурентам. Кстати, таким образом, удалось потеснить городских.

Но полностью контроль над центральным рынком заполучить пока не удалось. Загвоздка в том, что его фактический владелец давно тихо и мирно проживает за рубежом, и он недосягаем от происков «местных Остапов» и криминальных элементов. Но есть и другой вариант, к существованию которого склоняются внимательные наблюдатели. В этом сценарии как раз и нужен пожар с последующими обвинениями в нарушении противопожарной безопасности. И ЧП в ночь на 30 июня можно сказать является «пробным шаром» в череде инцидентов, следствием которых станет признание несостоятельности владельца исполнять законные требования. Аналогия с «поджогом» Рейхстага, здесь как нельзя кстати. Процесс идет, господа!

Алекс МАНГАТОВ