Сегодня 09:19 30.09.2020

Гарантирующие поставщики или сетевые компании активно агитируют вас менять старые электросчетчики, говорят о том, что именно вам нужно купить новое оборудование? Федеральное законодательство свидетельствует об обратном.

Энергетики готовились к массовой замене счетчиков электроэнергии последние года полтора. Ведь с 1 июля нынешнего 2020-го именно они, а не жители должны платить за установку этих приборов учета. Дело в том, что по новой редакции закона об электроэнергетике расходы на покупку и установку счетчиков электричества перешли с граждан на энергетиков.

Между тем, федеральный закон, о котором идет речь – №522 ФЗ. Он был принят еще в декабре 2018 года. Сам по себе закон решал главную задачу – ввод в России понятия «интеллектуальная система учета электроэнергии (мощности)», простыми словами такое оборудование называется «умный счетчик». Этот же закон обязал поставщика ресурса обеспечить потребителя приборами учета нового поколения. Документ предписывает гарантирующим поставщикам электроэнергии заниматься и установкой счетчиков. Они заложат свои траты в тариф, однако при этом не стоит ожидать резкого скачка цен и переплат: закон в любом случае ограничивает совокупный коммунальный платеж уровнем инфляции, а так как заложенная в тариф стоимость будет растянута на длительном временном промежутке, для конечного потребителя плата будет незаметной, во всяком случае именно такой позиции придерживаются в минэнерго.
Главное в законе с точки зрения государства – это постепенный переход страны к «умным счетчикам». Страна большая, поэтому на подготовку к началу процесса и потребовалось полтора года. Впрочем, менять приборы будут не одномоментно, а по мере необходимости - если аппарат вышел из строя, истек срок его эксплуатации или поверки или же он просто отсутствует. Впоследствии, через 16 лет, достаточно будет провести поверку прибора (это тоже ляжет на плечи энергетиков), а не менять его. С 2022 года энергетики обязаны будут устанавливать только «интеллектуальные» системы учета, а новостройки будут оснащать ими уже с 2021 года. В 2023 году предполагается ввести штрафы для поставщиков и сетевых организаций, если они установили устаревший счетчик или не предоставили жителю доступ к его «умным» функциям.

В чем смысл «умных счетчиков»? Такое оборудование поменяет, например, порядок общения жильцов с коммунальными службами. Уйдет в прошлое самостоятельное снятие показаний и заполнение от руки квитанций. Счетчик с интеллектом сам сообщит компании, сколько электричества использовано, а та пришлет жителю квитанцию с суммами, которые нужно заплатить. Через интернет, в личном кабинете, можно будет отследить историю передачи показаний, можно сверять данные с фактическими на счетчике, видеть расчеты и перерасчеты. Если же владелец квартиры окажется должником - ему удаленно отключат свет. Включат после погашения долга, тоже виртуально - без визита электрика. По сравнению с другими коммунальными ресурсами в электроэнергетике самый высокий уровень оснащения счетчиками - они есть у 95% потребителей.

Непрозрачность начислений в ЖКХ долгие годы вызвала много вопросов. Даже в домах с обычными счетчиками невозможно добиться идеальной калькуляции. Во-первых, это вызвано разницей во времени сдачи показаний - кто-то делает это ежемесячно, а кто-то - раз в год. И потом, у разных счетчиков разный класс точности, и это тоже вызывает погрешности. Собственно, для этого государство и стремится перейти на систему «умных» приборов учета.

Впрочем, смысла идти штурмовать электросетевые компании пока нет. Процесс растянут во времени на несколько лет. Более того, пандемия внесла свои коррективы. Так, в начале апреля вышло постановление правительства РФ №424 «Об особенностях предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов». Оно утверждает, что ресурсоснабжающие организации должны принимать показания счетчиков, которые пропустили обязательную поверку после 6 апреля 2020 года. Это правило действует до 1 января 2021 года. Кроме того, если пришло время поменять старый счетчик, но он работает исправно, то его эксплуатация может быть продлена еще на несколько месяцев.

Для рядового потребителя в законе (№522 ФЗ) главное – платить за новое оборудование должен не он. Не потребитель (хотя, в конечном итоге платят все равно граждане, но в данном случае – не напрямую). Впрочем, как стало известно редакции «ЭК», у нас в Калмыкии поставщики электроэнергии не торопятся в полной мере информировать потребителей относительно положений новой редакции закона. Более того, есть случаи, когда они склоняют жильцов к самостоятельной покупке приборов учета. Все ради экономии собственных средств. Особенно когда дело касается частных домовладений.
Что делать в таком случае? Апеллировать к федеральному законодательству. Поскольку мы живем в Федерации любые попытки со стороны электросетевых компаний обосновать необходимость потребителям самостоятельно покупать данное оборудование должны быть пресечены упоминанием конкретного ФЗ.

В целом же, сомневаться не стоит, если есть человеческий фактор, то найдется широкое поле для разнообразных манипуляций. Например, УК вполне может, пользуясь юридической безграмотностью жильцов, выставить счет за прибор и монтаж. А для пущей скрытности сам платеж может быть разбит на 12 траншей и включен в общий счет за электричество — вроде и не так очевидно. Кстати, стоимость прибора – в среднем 12 тыс. рублей, но есть и дешевле. Кроме того, откровенные мошенники тоже никуда не делись – те вполне могут начать устанавливать приборы за деньги. Ведь дело касается порядка 22 миллионов приборов, которые в ближайшие годы будут установлены по всей стране. Бдительность снижать нельзя.

Что еще можно посоветовать в данной ситуации: например, стоит обратить внимание на то, если ваше УК вдруг решит провести «перерасчет ранее начисленных сумм», которые при некоторой ловкости рук позволяют обойти установленный законом максимум повышения тарифов. Если вы заметили, что сумма выросла больше чем на 5%, обращайтесь с жалобой в УК, а потом — с заявлением в жилищную инспекцию и прокуратуру. Если вам регулярно выставляют недоимки — добейтесь письменного объяснения с доказательствами. Помните, что сумма счетов за электроэнергию с установкой «умного счетчика» у вас должна снизиться, а не наоборот.

Утнасн Санджиев