Сегодня 18:45 19.04.2024

Газета «ЭК» неоднократно высказывала опасения, что вековой юбилей автономии республики пройдет местечково, бессодержательно в плане приуроченных к событию крупных строительных и инновационных проектов. Впрочем, события пошли по неожиданному сценарию.

Своевременность

Год назад, словно в ответ на критику по поводу довольно вялой работы по подготовке к столетию автономии республики, был учрежден аж целый День Калмыкии. Вместе с тем, в нашей стране судьба «территорий» в значительной степени зависит от того, как региональное руководство выстраивает диалог с федеральным центром. В этом ключе, любая знаменательная дата – повод напомнить о себе и попробовать получить дополнительное финансирование и новые проекты развития.

И, ведь, действительно, нынешний рубеж десятилетий весьма насыщен такого рода юбилеями для множества российских республик. Поскольку 1920 год и последующие за ним несколько лет были временем формирования нового государства под началом пришедших к власти большевиков, которые смогли одержать победу в Гражданской войне. Тогда настало время для волны национально-государственного строительства на местах, объединенное сверху принципом интернационализма, страна делилась не только по территориальному, но и по национально-территориальному принципу. Так, ныне столетие государственности празднуют: Удмуртия, Карелия, Татарстан, через пару лет вековой юбилей отметит и Саха (Якутия).

Между тем, республики-юбиляры давно запланировали, а затем и утвердили на федеральном уровне масштабные мероприятия, среди которых – сотни новых объектов строительства, множество объектов реконструкции, а также обширная культурная программа. Упомянутая Удмуртия, например, согласовала федеральную программу празднования еще в 2013 году.

Наша же республика могла похвастаться разве что культурной программой – весной в Москве прошли дни культуры и искусства Калмыкии, праздничный концерт состоялся в Государственном Кремлевском Дворце. Все это не требовало долгой и кропотливой работы, как и решение об учреждении Дня Калмыкии, которое, как мы помним, было принято с поразительной оперативностью.

Впрочем, по воле случая, и культурная программа в значительной степени сократилась, но уже по вине коронакризиса. Как мы понимаем, если бы в качестве «подарка» к юбилею Калмыкия получила бы объекты строительства, реконструкции и что-либо существенное для реального развития депрессивной в экономическом плане республики, то пандемия, возможно, отсрочила бы завершение работы над проектами. А вот в случае с ситуативными торжественными мероприятиями – последовало простое сокращение, фактически отмена праздника. Злая ирония судьбы показала, чем материальное выгодно отличается от нематериального богатства.

Как это было

Второго июля 1920 года начал свою работу первый Общекалмыцкий съезд Советов – событие исторического масштаба, поскольку результатом труда делегатов стало принятие Декларации прав трудового калмыцкого народа, которая провозглашала создание Калмыцкой автономной области в составе РСФСР. Таким образом были заложены основы современной национальной государственности в нашем регионе, а калмыки, как народ, стали равноправными членами многонациональной семьи в молодой Советской России. Съезд продлился неделю – до девятого июля 1920 года, события разворачивались в самом сердце Калмыкии (как минимум, с географической точки зрения) – поселке Чилгир.

Исторически калмыки долгое время были разобщены в административном плане. Калмыцкое ханство было ликвидировано еще при Екатерине II, долгое время народ находился на позициях «инородцев», не имея национального территориального образования, население большей частью управлялись извне. В 1860 году, бывшее ханство было поделено между соседними губерниями – Астраханской и Ставропольской.

Сто лет назад в ходе работы съезда состоялось 17 заседаний, они проходили под председательством Араши Чапчаевича Чапчаева – одного из руководителей Калмыцкой секции при Астраханском губисполкоме, председателя Калмыцкого уездного исполкома. После первого Общекалмыцкого съезда Советов Араши Чапчаев стал председателем Калмыцкого ЦИКа, ответственным секретарем Калмыцкого обкома РКП(б) – фактически первым руководителем новой республики. История становления калмыцкой автономии неразрывно связана с трагической и, одновременно, славной судьбой этого незаурядного человека.

Вот уж кому было не занимать силы воли и смелости в достижении поставленных целей, так это замечательным людям, благодаря котором съезд смог состояться. Задача была нетривиальной – десятилетиями калмыцкая степь развивалась по остаточному принципу, слабая инфраструктура, кадровый управленческий голод, наряду с разобщенностью народа значительно усложняли задачу. Да и время было неспокойным – не прошло и года, как территория будущей республики была освобождена от частей Белой гвардии. Безопасность мероприятия обеспечивали конники калмыцкого кавалерийского эскадрона, а также всадники из Яндыко-Мочажного и Икицохуровского улусов. Силами кавалеристов, дабы подчеркнуть торжественность первого заседания, на главной площади Чилгира состоялся военный парад. Более того, бойцы калмыцкого кавалерийского эскадрона даже исполнили гимн молодой Советской республики – Интернационал – на калмыцком языке.

Главный подарок?

Первый Всекалмыцкий съезд, наконец, исправил историческую несправедливость. Самый главный документ – Декларация прав трудового калмыцкого народа – провозгласил образование автономной республики. Конечно, Декларация наметила лишь основные контуры автономии Калмыкии, оставив на потом многие важные вопросы, однако, это, без всякого сомнения, один из наиважнейших документов в истории современной Калмыкии.

Печально, но столетний юбилей не стал хоть сколько-нибудь заметным явлением не только на уровне государства, но и на уровне региона. На минувшей неделе самым значительным событием в политической жизни России, а вместе с тем и республики, естественно, можно назвать голосование по поправкам в Конституцию РФ. Не отвлекаясь на детали, отметим, что предрекаемые «свыше 70% процентов «за» были подтверждены после официальной публикации результатов. Калмыкия на плебисците показала более 80% «одобряющих».

На результаты голосования федеральный центр моментально отреагировал словами пресс-секретаря главы государства Д. Пескова, который заявил, что, оказывается, на самом деле, народ таким образом показал колоссальную поддержку лично Путину. Учитывая, что охранительные СМИ страны все месяцы, предваряющие голосование, усиленно акцентировали внимание на «социальном блоке», а также всячески маскировали самую главную поправку по «обнулению», эксплуатируя присущую российскому обществу патриархальность, стращали народ геями, вопили о необходимости защитить детей, историческую правду и прочая. Теперь же политические элиты страны смогли выдохнуть, и хоть в какой-то степени озвучить реальную задачу мероприятия.

Аккурат ко Дню Калмыкии отреагировал и наш глава республики Бату Хасиков. Сделал он это довольно неожиданным образом – в воскресенье, в ходе видеопоздравления жителей Калмыкии, он анонсировал изменения в Степном уложении. Оказывается, Основной документ региона уже не отвечает веяниям нашего времени и, вслед за российской Конституцией, требует серьезной доработки. При этом решительно непонятно, какая цель у обозначенного намерения подкорректировать Степное уложение. Ну не «обнуление» же в конце концов! Хочет ли Хасиков вслед за федеральным центром продублировать «социальный блок», или же упомянуть Будду в Степном уложении? И как будет выстроена эта работа – последует региональный референдум или одного только волюнтаризма главы РК будет уже достаточно для легитимизации документа? Так или иначе, похоже, что новая редакция республиканской Конституции для управленческой верхушки региона мыслится чем-то жизненно необходимым. И, видимо, только на такой «подарок» на столетие автономии мы и можем рассчитывать.

Вячеслав Убушиев