Сегодня 18:44 28.03.2024

В одном из предыдущих номеров, в связи с началом декларационной кампании, «ЭК» обратил внимание на сведения о доходах чиновников калмыцкого правительства. Пользуясь открытыми, а потому законными источниками, мы посчитали деньги в чужом кармане, и нашли немало интересного. Опять же подчеркнем, на законном основании, и для народа, который должен знать: как, чем и, самое главное, на что живут его «слуги».

На этот раз предметом нашего пристального внимания и изучения стали представители власти столицы республики – чиновники горадминистрации и депутаты ЭГС. Забегая вперед, сразу скажем, что и здесь нашим взорам открылось много нового и интересного. Хотя и без нестыковочек не обошлось. Ну, как же без этого. И еще. В самом процессе нам снова пришлось пережить сладкую смесь самых разных чувств – от простого обывательского любопытства и до исследовательского желания познать истину на молекулярном уровне. Практически то, что испытывает семиклассник на уроке биологии, когда впервые препарирует лягушку. Только в нашем случае в роли распятого подопытного земноводного, да простят нас защитники живой природы, выступают реальные персонажи из местной политики.

Начнем с руководителей «серого дома», или «шишек», как принято в народе. Сгорая от нетерпения, кликнули нужные разделы – «Противодействие коррупции» - «Сведения о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера». Желанные странички открываются, но нашим глазам сразу предстал неприятный «сюрприз». В числе отчитавшихся за 2019 год (по состоянию на 1 июня) отсутствуют главные действующие лица – глава горадминистрации Дима, как окрестил его однажды глава РК Бату Хасиков и его первый заместитель Константин Шурунгов! А это, как не крути, самый любопытный момент. Просто интересно, как в недавнем прошлом «донецкоподданный», а ныне градоначальник калмыцкой столицы, будет отчитываться о своих доходах за прошлый год. А именно за период с января по сентябрь? Вернее, в какой валюте – гривнах, карбованцах или все же во всеми любимых американских рублях? Ведь известно, что по чьей-то злой воле на отчетное время выпала смена флага, места проживания, работы и всё такое. Да, здесь задача не из легких. Может быть этим, а не злым умыслом и объясняется отсутствие искомой декларации о доходах? Просто кожей чувствуем, вместе с Димой, что как только документ будет рожден в муках, то сразу станет «бестселлером». Но тянуть со сроками не надо. Неравнодушные элистинцы, одно лишь упоминание которых доводит «сити-менеджера» до нервного тика, за этим зорко следят. В общем, «крупная рыба» пока свои доходы скрывает, в отличие от «мелкой».

В кулуарах местной политики говорят, что это не случайно. Если судить по информации неофициальных источников близких к «белому дому», то у Димы произошли существенные перемены в настроении. Если первый шок от знакомства с Элистой и элистинцами он еще как-то пережил на эффекте новизны, то дальнейшее «погружение», как любит говорить Бату Хасиков, всё больше и больше повергает его в уныние. Да, любви с первого взгляда не получилось. В первые дни пребывания на калмыцкой земле гость из Донбасса пережил большое разочарование, но виду не подавал, хотя о его настоящих чувствах можно было догадаться по не к месту смущенным улыбкам, некоторой неловкости и пятнами краснеющему лицу. А в душе творилась настоящая личная трагедия. Ведь до первого шага по негостеприимной для него калмыцкой столице были радужные ожидания. Типа, «я ж на Донбассе всех вас от бандеровцев защищал, радуйтесь моему пришествию!» И думалось, что этот неизвестный до селе ему народ по достоинству оценит героический «бэк-граунд» (здесь мы опять по Хасикову). Но «ойратский народ» (цитируем первую речь Трапезникова перед депутатами ЭГС) достоинства не оценил. Наоборот. А затем постепенно выяснилось, что в провинциальной Элисте да еще с дырявым бюджетом каши не сваришь, а только время потеряешь. Тут еще коронавирус, полное отсутствие перспектив и инвесторов. Зато есть понимание, что благословленное свыше направление на новую работу превращается в политическую ссылку, которая со всей очевидностью может затянуться на неопределенный срок. Тем более, что никто не знает, чем закончится авантюра и не дает гарантий на положительный итог.

Обратим внимание, что практически параллельно, аналогичное разочарование пережил и Хасиков. Говорят, он и до сих пор не понимает и сильно переживает, мол «меня Путин направил, а они не слушаются».      

Но вернемся к основной теме. С главной «шишкой» и его первым замом разобрались. Переходим к «шишкам» поменьше. И здесь опять непонятки. Снова не сходится штатное и реальное количество других заместителей Димы. На этот момент мы уже обращали внимание читателей, а сейчас нацелим недремлющее «око государево». Суть головоломки в том, что на сайте горадминистрации размещен график приемов жителей города, которые  согласно расписанию, проводят глава горадминистрации и его заместители. Там черным по белому указаны Дмитрий Трапезников, Константин Шурунгов, Виктория Эрднеева, Истя Мушаев, Батр Эрднеев и Церен Шургчеев. Получается, пять замов. Как и в схеме структуры администрации (см. на сайте).

Но в списке отчитавшихся за прошлый год находим еще одного заместителя главы горадминистрации, одного из ветеранов «серого дома» Галину Васькину! Так значит их шестеро? Как это понимать? Вероятно, у обитателей «серого дома» туго с математикой. Кто же тогда ответит на простой вопрос: «Сколько замов у Димы?» Может быть, пора за эту задачку взяться грозному  Эрдни Церенову с его тремя подчиненными агентами из Управления по противодействию коррупции при главе РК?

Не менее интересна картина с доходами гордепов. В том плане, что присутствует слишком большая пропасть между богатыми и бедными. Не ошибемся, если скажем, что два полюса. Зато, как и в жизни. Взять, к примеру, пожалуй, самого зажиточного депутата ЭГС Олега Хейчиева. За прошлый год он заработал почти 8 миллионов рублей. Но к его внушительным цифрам вопросов нет. Потому что Олег Басангович является известным предпринимателем, умеющим зарабатывать деньги, платить налоги и создавать рабочие места.

Чего не скажешь о депутате-художнике Олеге Чудутове, который умудрился за весь 2019 год заработать всего 20 тысяч рублей. То есть чуть больше 1,6 тысяч рублей в месяц. И откуда только брал силы этот «стальной человек» с внешностью угрюмого подростка! Может быть, поэтому в марте этого года местные власти, как говорили при Петре I, определили его «на кормление», назначив начальником Республиканского туристского инфоцентра. А то с такими мизерными доходами недалеко и до голодного обморока.

Также не идут деньги и к депутату Чимиду Джангаеву. Хоть и при Орлове официальные СМИ и позиционировали его, как «серьезного фермера». Эдаким крепко стоящим на земле дядькой-хозяйственником. Только вот по итогам прошлого года в его кошельке оказалось всего 35 с половиной тысяч рублей. Для такого солидного джентльмена в фирменном кителе главкома местной «юнармии» совсем несерьезно. Но теперь ситуация может здорово поменяться в лучшую сторону. Его брата Баатра Джангаева вдруг назначили директором известного племзавода «Улан Хееч» и перед семьей замаячили самые радужные перспективы. 

А основная масса гордепов задекларировала доход в размере больше среднего по элистинским меркам. От 400 до 600 рублей. Такие показатели у Аюки Хасикова, Гиляны Аюшевой и Софьи Анжировой. Но нам кажется, что представительницы прекрасного пола немного поскромничали. Одна выросла в одной из богатейших семей республики, а у другой братишка – оборотистый предприниматель, который недавно вляпался в мутную политическую интригу. Хотя всем известно, что политика дело рискованное и не всегда приносит ожидаемые дивиденды.

Доход спикера ЭГС Николая Орзаева, как и положено руководителю фракции «единороссов», выше, чем у простых депутатов. За прошлый год он заработал чуть больше 800 тысяч рублей, а в его гараже стоит престижный BMW Х 5.

Так что давайте порадуемся за достижения и успехи «слуг народа» и народных избранников.

Алекс МАНГАТОВ